С 1991 года первый летний месяц в сознании и душе сочинцев неразрывно связан с «Кинотавром». Вот и в нынешнем году – в Год кино! – Зимний театр и Театральную площадь с 6 по 13 июня прев
3595
С 1991 года первый летний месяц в сознании и душе сочинцев неразрывно связан с «Кинотавром». Вот и в нынешнем году – в Год кино! – Зимний театр и Театральную площадь с 6 по 13 июня превратит в главные демонстрационные залы отечественной фабрики грез XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», проводимый при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда содействия развитию современного искусства.
В основной конкурс вошли 14 фильмов, 9 из которых (впервые за историю фестиваля) – режиссерские дебюты, а 5 сняты режиссерами-женщинами. Всего отборочная комиссия отсмотрела свыше 70 полнометражных картин, остановив свой выбор на лентах «Врач» Гоши Куценко, «Год литературы» Ольги Столповской, «Зоология» Ивана И. Твердовского, «Коллектор» Алексея Красовского, «Огни большой деревни» Ильи Учителя, «После тебя» Анны Матисон, «Разбуди меня» Гийома Проценко, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Хороший мальчик» Оксаны Карас, «Чужая работа» Дениса Шабаева, «Я умею вязать» Надежды Степановой, «Иван» Алены Давыдовой, «Рыба-мечта» Антона Бильжо, «Человек из будущего» Романа Артемьева.
По словам программного директора «Кинотавра» Ситоры Алиевой, конкурсная программа призвана «уловить голос времени, стать зеркалом кинопроцесса». В 2016-м российский кинематограф преподносит как блокбастеры, так и документальные проекты, представляет молодых режиссеров и актеров-суперзвезд, меняющих амплуа. Артисты становятся продюсерами (Сергей Безруков в «После тебя») и режиссерами (Гоша Куценко во «Враче»), т.к. лицедеям хочется не только демонстрировать уровень профессионального мастерства, но и работать со смыслами, разрабатывать волнующие их персонально темы и сюжеты.
Одним из главных фаворитов «Кинотавра» обещает стать «Ученик» Кирилла Серебренникова – экранизация его спектакля про противостояние религиозного подростка и здравомыслящей учительницы биологии (работа представлена на Каннском кинофестивале в разделе «Особый взгляд»). Есть и другие фавориты. Например, «Хороший мальчик» Оксаны Карас – школьная киноповесть по сценарию Михаила Местецкого («Легенда №17», «Тряпичный союз») с Константином Хабенским и Александром Палем. В «Коллекторе» Алексея Красовского Хабенский сыграл профессионального коллектора, оказывающегося в роли жертвы компромата. «Зоология» Ивана И. Твердовского – о драматических переживаниях сотрудницы провинциального зоопарка, у которой вырос хвост. «Врач» Гоши Куценко – о нейрохирурге, опасающемся вегетативного состояния.
Главной проблемой российского кино, по мнению отборочной комиссии фестиваля, стали некачественные сценарии. Поэтому в рамках «Кинотавра» пройдут мастер-классы «Комедия положений, или комедия характеров. Приемы советских мастеров» режиссера Жоры Крыжовникова («Горько!», «Самый лучший день»), «Как писать для людей?» сценариста Николая Куликова («Легенда №17», «Экипаж»), «Живой писатель – живая литература» писателя Александра Снегирева.
Впервые в конкурс вошли сразу несколько неигровых фильмов. Их показ решает важнейшую задачу, стоящую перед сочинским кинофорумом, – раздвинуть рамки обжитой и комфортной зоны привычного фестивального мира. И здесь фестивальную публику ожидает сюрприз – документальное кино подчас выглядит более оптимистичным, чем игровое (к примеру, лента «Год литературы» о писателе, дом которого собираются сносить, и «Чужая работа» о жизни таджикского гастарбайтера в бытовке). Это тоже новая тенденция в кинопроцессе.
Жюри основного конкурса возглавил режиссер Николай Лебедев, известный по фильмам «Легенда № 17» и «Экипаж». Вместе с ним оценивать картины конкурсной программы будут продюсер Джаник Файзиев, кинокритик Нина Зархи, оператор Сергей Мачильский, сценарист Анна Пармас, актер Сергей Шакуров и актриса Мария Шалаева. Судьбу претендентов на награды в коротком метре решат режиссер Жора Крыжовников, актриса Дарья Екамасова, продюсер Елена Гликман, ставшая также председателем жюри, и кинокритик Лариса Малюкова.
Откроет конкурсную программу киноальманах «Петербург. Только по любви» (Россия, 2016, 16+). Это семь историй, снятых о самом красивом городе России режиссерами-женщинами Авдотьей Смирновой, Ренатой Литвиновой, Анной Пармас, Оксаной Бычковой, Аксиньей Гог, Натальей Назаровой, Натальей Кудряшовой. Каждая из новелл – о любви и одиночестве, случайности и надежде, позволяют вспомнить о деликатном «ленфильмовском» кино: умном и человечном, о людях и для людей. Фильм закрытия «Кинотавра» – «Сдается дом со всеми неудобствами» Веры Сторожевой (Россия, 2016, 12+) о предприимчивом маклере, сдавшем домик у моря сразу нескольким семьям. В одном «ковчеге» вынуждены «плыть по волнам жизни» несколько совершенно разных женщин с детьми…
– Кинотавр – смотр, позволяющий зрителям оценить все сегменты кинематографа и увидеть как авторское, так и жанровое кино, – отмечает президент фестиваля Александр Роднянский. – Мы стараемся представить максимально разнообразную подборку фильмов. На протяжении последних десяти лет неоднократно проводили ретроспективы отечественного кино, а в этом году подчеркнуто сфокусировались на кинематографе дебютном, молодом, коротком. И убеждены, что у российского кинематографа – большое будущее! В этой связи особо хочу поблагодарить Министерство культуры России. Сегодня, когда очень многие фестивали переживают сокращения бюджетов, «Кинотавру», главному русскому кинофестивалю, в Год кино министерство не сократило, а выдало в полном объеме сумму финансовой поддержки – 60 миллионов рублей (чуть меньше половины общего бюджета, остальные средства выделяют спонсоры).
Роднянский сообщил, что на церемонии открытия «Кинотавра» приз за художественный вклад в российский и мировой кинематограф вручат режиссеру Сергею Бодрову, творчество которого «объединяет уникальность авторской интонации и вместе с тем соответствует зрительским ожиданиям». По случаю 20-летнего юбилея фильма «Кавказский пленник» в день открытия фестиваля в рамках специальных показов можно будет увидеть восстановленную копию картины.
К этому же разделу организаторы отнесли и официальный фильм Сергея Мирошниченко об Олимпийских играх в Сочи «Кольца мира» (Россия, 2015), в котором Олимпиада выступает как всеобъемлющая и красочная метафора самой жизни с радостью побед и горечью поражений, болью и эйфорией, страхом и вдохновением, стремлением к цели и искушениями на пути к ней. Захватывающие кадры соревнований чередуются с откровениями легенд большого спорта, высказывающих мнение о роли спортсмена в современной цивилизации, о войне и мире, патриотизме и морали, о вызовах и преодолении, о балансе мужского и женского начала, меняющемся как в спорте, так и в обществе.
В программе «Кино на площади» на огромном экране, который традиционно украсит фасад Зимнего театра, все желающие абсолютно бесплатно смогут посмотреть новинки российской киноиндустрии: «8 лучших свиданий» (Марюс Вайсберг, 2015, 12+), «Воин» (Андрей Андрианов, 2015, 12+), «День выборов 2» (Александр Баршак, 2015, 12+), «Иван Царевич и Серый Волк 3» (Дарина Шмидт, 2015, 6+), «Коробка» (Эдуард Бордуков, 2015, 12+), «Не свадебное путешествие» (Дмитрий Изместьев, 2016, 12+), «Пятница» (Евгений Шелякин, 2016, 16+), «Самый лучший день» (Жора Крыжовников, 2015, 16+), «Смешарики. Легенда о золотом драконе» (Денис Чернов, 2016, 6+), «Страна чудес» (Дмитрий Дьяченко, Максим Свешников, 2015, 12+), «СуперБобровы» (Дмитрий Дьяченко, 2015, 12+), «Ура! Каникулы!» (Максим Демченко, 2016, 6+), «Экипаж» (Николай Лебедев, 2016, 6+).
В деловой части фестиваля запланированы поединки профессионалов «Из двух углов: опыты спора», организованные журналом «Искусство кино» (критик – режиссер, режиссер – продюсер, продюсер – прокатчик, автор – отборщик).
– Отношения представителей разных профессий внутри кинопроцесса, как правило, осложняются отсутствием обратной связи, – отмечает главный редактор журнала Даниил Дондурей. – Режиссер «не отвечает» на критическую рецензию, продюсер жалуется на режиссера или превозносит его в разговоре с коллегой, а все вместе недоумевают, почему фильм не взяли на фестиваль или прокатали без ожидаемого триумфа. В «Поединках «ИК» мы даем мастерам главных киноцехов возможность публично высказать друг другу свои сомнения, упреки, ожидания, что позволит обнажить не только природу взаимного недопонимания между представителями разных кинопрофессий, но и нащупать пути его преодоления. И конечно, разобраться в специфике каждой из профессий, которые на самом деле существуют в неразрывном единстве.
В 2016 году оргкомитет «Кинотавра» в рамках деловой программы вместо ставшего уже традиционным питчинга (презентации кинопроекта потенциальным инвесторам, готовым его финансировать) впервые проведет рынок проектов и даст возможность киношколам представить работы своих студентов и выпускников. Это «дорога в профессию», где продюсеры и дистрибьюторы смогут напрямую пообщаться с новым поколением молодых кинематографистов. Здесь будут представлены полнометражные игровые фильмы, документальные и анимационные работы, сериалы, работы на стыке медиа-форматов (планируется отобрать от 7 до 10 проектов).
– Питчинг – точечная, производственная история, уже имеющая в своем арсенале режиссера, продюсера и бюджет, – поясняет Ситора Алиева. – А сегодня киносреда меняется коренным образом – мы переходим на рынок идей. Новые технологии устанавливают свои правила, привлекая ранее неизвестных игроков. Этот симбиоз еще больше стимулирует интерес общества ко всем областям профессионального кинематографа и подстегивает бум кинематографических институций. В сотрудничестве с киношколами для нас принципиально важно выявить, что происходит сейчас в умах всех, кто входит в кинопроцесс, дать им шанс на высказывание.
Фестивальный рынок пройдет в несколько этапов – от отбора проектов до их публичной защиты в рамках фестиваля «Кинотавр», которая будет транслироваться в онлайн-режиме. По словам Алиевой, открытое обсуждение проектов – самый важный механизм, позволяющий одновременно отследить основные тенденции в замыслах и сформировать культуру их конкуренции: «Это необходимый взаимообмен, позволяющий тем, кто принимает решения, проанализировать мотивацию и интенции следующего поколения». Жюри рынка проектов сформируют из представителей кинокомпаний, независимых продюсеров, телеканалов, интернет-ресурсов и краудфандинговых компаний. Завершающим аккордом станет брифинг с участием школ, прессы и представителей профессионального киносообщества, где проанализируют эффективность представленных работ и полученные результаты.
– «Кинотавр» – фестиваль частный, а значит, независимый, – размышляет Александр Роднянский. – Он зародился в хаосе безвременья. Кинопоказ агонизировал, авторы были растеряны и не вполне представляли себя в новой общественно-экономической и художественной ситуации. Сочинский кинопраздник сделал, на мой взгляд, главное – сохранил кино как искусство. Это было бы невозможно, если бы поколения кинематографистов разъединились, как об этом любят говорить. «Кинотавр» объединил людей разных возрастов, разных взглядов, разных авторских позиций. Заложил фундамент развития новейшего российского кино, безусловно, выросшего из советского, но и обзаведшегося новыми, пугающими, незнакомыми терминами: «продюсер», «инвестор», «авторское кино», «коммерческое», «фестивальное»... К чести нового поколения деятелей отечественной киноиндустрии, они осознали ценность профессионального образования. Спрос породил предложение: академии, киношколы, курсы, факультеты, интенсивы открываются едва ли не каждый день. «Кинотавр», давно и плодотворно работающий с коротким метром, организовывающий питчинги проектов, не мог не откликнуться на то, что происходит в образовательном процессе. Именно поэтому мы решили устроить рынок проектов выпускников киношкол.
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Кадры из фильма «Петербург. Только по любви».