Миф Кубани с большой буквы пока отсутствует. Общаться же люди способны только в пространстве мифа
867
Миф Кубани с большой буквы пока отсутствует. Общаться же люди способны только в пространстве мифа
"Документальное кино в крае есть", – заявил корреспонденту "НГК" известный кубанский режиссер документальных фильмов, председатель Краснодарского отделения Союза кинематографистов Валерий Тимощенко
"НГК": Валерий Георгиевич, есть ли документальное кино в Краснодарском крае. И в каком оно состоянии?
В.ТИМОЩЕНКО: Документальное кино есть, но оно в состоянии, знаете, когда крепость обороняют и, чтобы противник думал, что нас много, стреляем из разных окон. Документальное кино в крае, разумеется, есть, но оно представлено лишь несколькими персонами. Вот, например, сегодня вечером, в 22.45 (7 февраля – авт.), самый что ни на есть прайм-тайм, выходит фильм "Философия мягкого пути", одним из режиссеров которого являюсь я. Точнее, нас было двое. Я и Дмитрий Семибратов – молодой режиссер, тоже уроженец Краснодарского края, правда, живущий в Москве. Художественный руководитель проекта – лауреат Госпремии Сергей Мирошниченко, мой старый друг и однокашник. Будем откровенны, к конечному результату я мало отношения имею, просто подставил плечо. Фильм ведь на олимпийскую тематику, к которой близки и самые первые лица. Сергей, понятное дело, искал и находил понимание и с руководством РТР, и с руководством страны. Командиру виднее. Замысел был великолепный. Есть бюджет, есть хорошее время на ТВ. Под этот шумок можно взять и снять что-нибудь о реальных людях, о своей стране, понять, что с ней действительно происходит. Изначально идея была такой: а давайте мы снимем не спортсменов, а людей, которые что-то делали для Олимпиады. Например, золотая медаль. Перед тем, как ее кто-то выиграет, награду должен кто-то сделать. Геологоразведка, золотоискатели, кто-то на лыжах должен пройти три дня по горной тундре, а потом глухаря подстрелить на обед. Промахнешься – беги на лыжах еще три дня. Вот это, я понимаю, биатлон. Потом металлурги, плавильщики, ювелиры. Рабочее название фильма было "Мы – олимпийцы". Все люди, которые участвовали в строительстве и подготовке Игр, уже чемпионы. Отбор ведь жесткий был. Снимая этот фильм, мы побывали во многих уголках нашей страны. В Североуральске мы были в бокситовой шахте...
"НГК": Почему в бокситовой ...?
В. ТИМОЩЕНКО: Потому что алюминиевые рамы спорткомплекса "Фишт" сделаны из алюминия. Кто-то же его произвел. Нам было интересно, кто. Мы спустились на глубину 1000 метров... Все работает, все прекрасно... Люди нормальные. Несмотря на то, что, например, "Новая газета" говорит, что наоборот, все ужасно. А я увидел нормальных людей, трудящихся в сложнейшем инженерном сооружении. И никто никуда не хочет убегать. Мы были на цементном заводе в Новороссийске, у пограничников, которые охраняют границу в горах. Если говорить о серьезном документальном арткино, то Кубань, практически, не снята, наших общих, пусть и многолетних, усилий точно недостаточно. Понимая, что коллеги на меня обрушатся, скажу все же, что моя Родина – Кубань, ее неповторимая тональность, ее таинственная душа не выражены. Миф Кубани с большой буквы пока отсутствует. Хотя Миф Дона есть, просто потому, что есть шолоховский "Тихий Дон". Общаться же люди способны только в пространстве мифа.
Были, конечно, серьезные художественные попытки создать общероссийский образ Кубани, достаточно вспомнить "Маленький Париж" Виктора Лихоносова. И все же этих усилий, при всем искреннем к ним уважении, недостаточно. Сейчас у нас есть региональное отделение Союза кинематографистов, председателем которого я являюсь. Создавалось оно мучительно долго. И, в конце концов, этот вопрос удалось "пробить". В основном, в региональном отделении Союза состоят люди постарше. Молодых почти нет. Всего 12 человек. У нас большие планы и амбиции.
"НГК":Над какими проектами Вы сейчас работаете?
В.ТИМОЩЕНКО: Недавно мы закончили четыре фильма по 26 минут, объединенных общим названием "Крестьянская история", для телеканала "Культура". Это история России. Взгляд из деревни. 20 век. Но мы отсняли только серии периода до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
"НГК": Фильм как-то связан с Краснодарским краем?
В.ТИМОЩЕНКО: Мне удалось сделать центром драматургии сериала судьбы жителей станицы Васюринской, откуда я родом. Нам удалось найти подлинную дореволюционную хронику станицы. Мы, разумеется, показали общую судьбу русской деревни – документальное кино, как и литература не может быть местечковым в принципе, в картине есть и ивановская деревушка, и уральская, и забайкальская. Но в целом, это личная история. Вообще, история может быть только личной. Она проходит через человеческие драмы, через семейные саги. История – это "Тихий Дон", "Война и мир", а не только некие цифры: сегодня одни, завтра другие. Вот и в фильме сквозной линией идет история моих прадедов и дедов – казаков из станицы Васюринской. Их раскулачили и сослали всей семьей на Урал на смерть. Но они выжили, вопреки всему. Кстати, там я нашел земляков, которые еще помнят спецпоселения и которые вспоминали Кубань, как некий рай, где работа с землей – счастье. Впрочем, они и на Урале не сидели сложа руки. Построили теплицы и собирали неплохие урожаи.
Сейчас мы все больше работаем с телеканалом "Культура". Мы недавно закончили первый фильм из проекта "Чистая победа" о штурме Новороссийска в сентябре 1943-го. В нынешнем году мы должны сделать еще три фильма с рабочими названиями: "Война в горах", "Воздушное сражение в небе Кубани" и "Штурм Севастополя". И делать мы будем это кино в Краснодарском крае. По заказу Минкульта снимаем сейчас фильм о новороссийском ураганном ветре, как проявляются в экстремальной ситуации люди города. Есть и еще несколько замыслов. Так что документальное кино на Кубани есть. Неважно, сколько человек его делают. Так, например, в прошлом году мы сделали 12 фильмов. Те же сибирские документалисты вряд ли могут похвастаться такими объемами.
"НГК": Откуда берутся средства на проекты? И оказывается ли поддержка документальному кино из краевого бюджета?
В. ТИМОЩЕНКО: – Все деньги мы находим за пределами края. Например, выигрываем гранты Министерства культуры России. Сражаемся и за заказы телеканала "Культура", на котором предлагают небольшие бюджеты. Но это все же лучше, чем ничего. Москвичи подобным бюджетом иной раз брезгуют. Из краевой казны практически никакой поддержки документалистам не оказывают. Но мы все же не жалуемся.
"НГК": Как хранитель традиций кубанского документального кино, Вы готовите достойную смену?
В.ТИМОЩЕНКО: В последние годы меня приглашают поработать председателем Государственной экзаменационной комиссии в Краснодарском государственном университете культуры и искусств на операторском факультете. Смотрю все режиссерские работы. И вот два-три года подряд из общего потока работ – две просто блестящие. Поверьте, это очень много. Но самые успешные студенты уезжают в Москву, снимают один-два фильма, а затем незаметно перестают быть хорошими документалистами. Ведь качественное документальное кино можно снять, только когда живешь среди людей, видишь их лица, проникаешься их проблемами... А остальные идут в квазижурналистику – работают на телеканалах в районах. Либо вовсе снимают клипы о делах местного главы. Но это не документальное кино. И даже не журналистика...
СПРАВКА "НГК":
Родился 21 января 1959 года в Краснодаре. В 1981 окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Работает как сценарист и режиссер-документалист. 1989 год – командир спасотряда во время землетрясения в Армении. Как оператор и режиссер работал во время военных конфликтов в Карабахе, Абхазии, Чечне, Южной Осетии.
В настоящее время – президент АНО "Краснодарская киностудия им. Н. Минервина", член правления Союза кинематографистов России, председатель Краснодарского отделения Союза кинематографистов.
2009 – XIII Международный фестиваль "Радонеж", гран-при за фильм "Русский заповедник".
2009 – V Международный католический фестиваль христианских фильмов "Магнификат", гран-при за фильм "Русский заповедник".
2009 – "Окно в Европу 2009", "Серебряная ладья" с формулировкой "За высокое изобразительное решение" за фильм "Русский заповедник".
2009 – I МКФ экологических фильмов "Золотой Витязь", гран-при "Золотой Витязь" за фильм "Русский заповедник".
2007 – МКФ "Послание к человеку", диплом "За непреходящий вклад в современную кинолетопись" за фильм "Два комбата".
Беседовал
Владимир ПРИХОДЬКО