Эксперимент отрицательной селекции сильно затянулся
1287
Более десяти лет назад в Краснодаре, Туапсе, а может и ещё в каких городах края развернула свою деятельность под руководством филолога Олега Лоевского творческая лаборатория. Имела она форму эксперимента, что, на мой взгляд, сильно затянулся.
Выглядит это примерно так: артистам раздаются тексты пьес, и в течении трёх суток они их читают, но выучить почему-то не могут. В это время продаются билеты, и зрители смотрят на читки, что идут на их глазах. В русском театре прежних веков такое сочли бы кощунством. Ведь актёр и демонстрирует свою профессию тем, что являет феноменальную память. В антрепризах дело, как правило, обстояло так: актёр накануне получал роль, ночь её учил, днём проходила репетиция, вечером был спектакль. И никаких бумажек. На всякий случай был суфлёр. Актёр должен был показать, на что он способен. А ещё создать самостоятельно рисунок роли, искренне переживать, найти взаимодействие с партнёрами, рассмешить публику или заставить поплакать. Всё без скидок. Премьеры, например, в легендарном театре Корша в Москве обязательны были раз в неделю. Как правило, это случалось по пятницам. Не справлялся актёр, его освистывала публика, и он искал театр поплоше или вовсе прощался с профессией. По всей театральной России катилась дурная слава. Или хорошая, как в случае с Верой Комиссаржевской, что начинала постигать азы профессии в антрепризе Николая Синельникова в Новочеркасске.
Мы же потакаем, как мне кажется, все последние годы беспринципности и актёрской лени. А ещё мы нарушили давние русские традиции. Нет положительной селекции, одна отрицательная. Долгое время нам говорили, что мы увидим и новую драму, и новые формы в искусстве. Ни того ни другого не случилось.