Культура:

Любовь, как символ возрождения

07.11.2025

Спектакль «Первый бал Наташи Ростовой» философские рассуждения автора о смысле бытия раскрывает гениально просто

Автор: Галина Ташматова

330

До тех пор пока будет жить человечество, читатели и критики будут искать разгадки, о чем все-таки бессмертный роман Льва Толстого «Война и мир», и какие глубокие  смыслы «зашиты» автором в довольно банальных сюжетных линиях романа- эпопеи, охватывающего период с 1805 по 1820 годы жизни российского высшего света.

В воздухе Отечества уже разлито предвосхищение неминуемой войны с Наполеоном и горечь неизбежных утрат. Но живое течение жизни берет свое, и в этом главная диалектика бытия по Льву Толстому. Состояние молодости, как наступление весны, не могут отменить ни войны, ни вселенские катаклизмы, на которые оказался так щедр XIX век.

Предпремьерный показ одноактного спектакля «Первый бал Наташи Ростовой»  состоялся в последний день октября нынешнего года в КМТО «Премьера».Автор инсценировки    Илья Губин и режиссер-постановщик, балетмейстер Ирина Ткаченко, на мой взгляд, поступили гениально, взяв из романа, что называется его сердечко, и  представив публике  самое лучшее, что в нем есть – момент пробуждения к любви главной героини Наташи Ростовой.

Девочка со скрипкой – этот ангел в жестоком мире  светских сфер -  удивительная  режиссерская находка, подтверждающая, что Бог это и есть сама любовь.    

Как известно все гениальные произведения культуры посвящаются двум темам: любви и смерти.  Каждый из нас, независимо от эпохи, в которой живет, испытал однажды   упоительное чувство первой влюбленности. А это значит, что спектакль о каждом из нас! Он словно  снял  накить прожитых лет и перенес  в невозвратные годы юности, наполненные   ожиданием счастья и любви. А потому зрителя, начиная с фойе, окунают в праздничную атмосферу бала с его мазурками и романсами, великолепно исполненными  артистами шоу-театра «Премьеры».

Сложность,  казалось бы простой задачи – представить зрителю сцену светского бала, заключалась  в том, чтобы найти    исполнительницу роли Наташи Ростовой.

И она была  решена блестяще! Исполнительница роли Наташи Ростовой Виктория Кузнецова – сама любовь. Причем любовь  в  трепетной ее фазе  зарождения чувства. Игра молодой  актрисы поражает проникновением в толстовский замысел, органикой исполнения и искренностью интонаций. Кажется, лучше сыграть сцену первого бала Наташи Ростовой просто уже невозможно. А вот предмет ее первой любви -  князь Андрей Болконский ( Заслуженный артист Краснодарского края Алексей Алексеев) несколько одномерен. Внутренняя борьба между нахлынувшим на него чувством к Наташе Ростовой и охлаждением к прелестям  светской и собственной  жизни не нашли отражения в его игре. Ничем кроме светлых тонов бального платья Андрей, к сожалению, не отличается от остальных скучающих завсегдатаев балов.  Заслужить любовь Наташи   достоин не каждый.

Нетрадиционен в спектакле и Пьер Безухов, сыгранный субтильным актером Евгением Парафиловым. Впрочем, его роль в четко очерченном круге первого бала Наташи Ростовой выглядит скорее эпизодической. А потому не столь важно  в контексте бала совпадает ли  этот   герой с толстовским образом крупного, доброго и всепрощающего Пьера.

Его супруга холодная высокомерная  красавица  Элен Безухова - олицетворение всего пошлого, корыстного и коварного в высшем   свете для этого спектакля, напротив,  фигура чрезвычайно важная. Она антипод Наташи Ростовой. В исполнении актрисы Анны Нежуты, Элен предстает перед нами  не как дама света, а скорее  как дама полусвета, с какой  - то  залихватской лихостью  граничащей с цыганщиной.  Нет в ней   коварства, умело спрятанного за светскими манерами, ожидающего  свою очередную жертву в ловко расставленные сети.

Впрочем, в  хорошо подобранном и отлично сыгранном ансамбле остальных героев бала, фигуры князя Болконского и Элен несколько  нивелируются. Праздник красоты, молодости, чистых надежд Наташи Ростовой – ее первый выход в большой свет, заряжают зрителя таким оптимизмом, такой верой в близкое счастье, что хочется смеяться и плакать, любить и жить!    

Галина ТАШМАТОВА