Культура:

Молодежный театр: разговор по-взрослому

25.12.2025

Краснодарский Молодежный театр своей новой постановкой «Лед растает» сломал лед всеобщего предновогоднего поглупления

Автор: Галина Ташматова

336

В минувший вторник,23 декабря, в  Молодежном театре Творческого объединения «Премьера» г. Краснодара состоялась премьера спектакля «Лед растает» с возрастной маркировкой 12+, рассчитанной, в том числе, и на просмотр  подростками. Название спектакля сопровождается пояснением «Путешествие сквозь зиму». Поставлен он по мотивам пьесы «Рыба». Но под «путешествием» автор сценария Людмила Ковалева  и режиссер-постановщик Артем Устинов подразумевают не в  буквальном смысле перемещение в  географическом пространстве, а трудные, подчас мучительные  изменения, происходящие   в ходе пьесы в   душах  ее героев.

Самой большой неожиданностью для зрителя было то, что самый больной, самый важный разговор нашего времени  о взаимоотношениях между  родителями и детьми Молодежный театр затеял накануне  семейного праздника – Нового года.

Когда мне сказали, что спектакль предназначен  для подростков, я грешным делом подумала, что нам покажут очередной навязший в зубах сюжетец о том, как темные силы в виде Кащея и Бабы Яги похищают у Деда Мороза и Снегурочки подарки и мешают приходу Нового года. В последние годы  у подавляющего большинства творческих коллективов страны перед Новым годом фантазии дальше этого действа, как мне  кажется, уже не идут. Разница в этих постановках-близнецах лишь в степени пошлости его воплощения.

Краснодарский же  Молодежный театр своей новой постановкой «Лед растает» сломал лед всеобщего предновогоднего поглупления  и предложил  детскому зрителю серьезный разговор о поисках себя в мире взрослых, а их родителям дал возможность взглянуть на себя внутренним зрением в зеркало собственной  души. Есть мнение педагогов, что нынешние молодые родители не в  меньшей степени нуждаются в воспитании, чем их дети.  Я с этим мнением согласна.  

Тонкий и талантливый полуторачасовой разговор по душам  состоялся посредством языка театра за неделю до Нового года  не как подарок зрителю. Он как лекарство, которое прописано нам всем.

Местом действия спектакля  избрана  котельная ( художник-постановщик Оганес Айрапетян), в которой прячется от родителей, зацикленных на выяснении личных отношений, девочка Света (арт.Полина Шипулина). Ее  замкнутость, бесполый подростковый наряд, стремление к независимости и, вместе с тем, острая по-детски тяга к ласке и родительской любви, вызывают у зрителя ком в горле, от которого освобождаешься  лишь, когда падает занавес.

Этот комплекс родительской вины перед собственными детьми, которым мы - современные родители не додали в детстве любви и внимания, настигает зрителя  с первых сцен и держит еще несколько дней после посещения театра.

Трудно сказать для кого больше этот спектакль, для детей или родителей?  Даже самый юный зритель узнает в героях этой пьесы себя и свои привязанности, а значит, идентифицирует себя с его героями. Гротескные  «существа и сущности», с которыми встречается девочка Света в полутьме  грубой  утробы котельной, моментами напоминающей преисподнюю,   стилизованы под милых детскому сердцу   лягушонка, мышь  и прочую живность.  Юный  зритель через них легко  узнает себя в героях пьесы.

Родители охотно   снабжают своих чад живыми кошечками, собачками, ежами и рыбками, попугаями  и морскими свинками, надеясь покрыть  с помощью «братьев меньших» дефицит собственной любви перед детьми. Но не только девочка Света, но и все эти зверушки также нуждаются во внимании и любви. Все герои пьесы:  лягушонок Игнат ( арт.Владислав Гоголев) , Хвост (арт. Евгений Парафилов) будто  взывают к зрителю: « Люди! Не бойтесь проявлять любовь ко всему живому, и в первую очередь к собственным детям! Нам всем сегодня так не хватает простого человеческого тепла, которое нельзя заменить самыми дорогими подарками!»

Говорят, что все гениальное просто. Этот простой по своей сути сюжет в исполнении  артистов Молодежного театра прозвучал, как просьба и предупреждение детям и их родителям. Он учит нас главному - любить друг друга и уметь прощать.

Рассказанный со сцены перед новогодними праздниками, когда сердца людей ждут чуда, спектакль  укрепляют утраченную современниками  веру  в то, что чудо – это любовь  и понимание близких, и свершить  его может каждый из детей и взрослых.

Галина ТАШМАТОВА

Фото Алексей Петров