...или Гений места для сочинского Олимпа
107107
Гением места (покровителем, оберегающим неповторимую духовную атмосферу, – от латинского genius loci) может похвастаться далеко не каждый город. Но как Вольфганг Амадей Моцарт своим гениальным музыкальным наследием обессмертил федеральную столицу Австрии, став её эмоционально-креативным символом, так и Юрий Башмет с Зимним фестивалем искусств снискал для летней столицы России международные лавры обители муз и талантов, создав фундамент культурной программы Олимпиады-2014. Один из самых известных и значимых российских творческих форумов – член Европейской ассоциации фестивалей, в двадцатке ведущих позиций мирового событийного календаря. Он задаёт тенденции развития отечественной и зарубежной культуры. Успешно выполняет важную образовательную миссию.
Под фестивальной сенью – насыщенная деятельность Международной музыкальной академии, Школы молодого продюсера (совместной с Европейской ассоциацией фестивалей), Школы молодых журналистов, освещающих события культуры, Зимней школы поэзии, Школы слушателей, Фотошколы, Лаборатории «Видеоарт», Конкурса молодых композиторов и Турнира поэтов. Плюс Органный и Бетховенский марафоны, выставки и лектории, профессиональная международная конференция с участием руководителей учреждений культуры и профильных менеджеров.
И это не говоря о концертах и спектаклях с участием звёзд сцены, творческих встречах и пресс-конференциях для сотен представителей авторитетнейших российских и зарубежных СМИ! С 16 по 27 февраля в Сочи маэстро Башмет проводит XV Зимний фестиваль искусств, о котором согласился рассказать читателям «Новой газеты Кубани».
ЮБИЛЕЙНАЯ ПРОГРАММА
Константин Хабенский в фестивальном спектакле «Не покидай свою планету» (2021 г.)
– Премьер – море, – заверяет Юрий Абрамович, – наряду с музыкальными, как всегда, театральные. Например, спектакль-фантасмагория с участием Сергея Гармаша и «Солистов Москвы» на музыку Кузьмы Бодрова в постановке Виктора Крамера по мотивам повести Фёдора Достоевского «Кроткая». Герой убегает от драматических реалий в мир грёз, разрушая ниспосланное Богом чудо любви. Любви высокой, страстной и трагичной. По мотивам пьес Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и «Брандт» представим спектакль «Ибсен. Recycle»...
Сцена из спектакля «Волки и овцы» Театра «Мастерская Петра Фоменко» (2011 г.)
Всемирно известный итальянский ансамбль Джованни Антониони «Il Giardino Armonico» привезёт программу «Огонь, Вода, Земля, Воздух. Вечер с Антонио Вивальди и четырьмя стихиями», где образы четырёх стихий и четырёх времён года раскроются в том числе в произведениях Генделя и Локателли, Исана Юна и Джованни Соллимы – голосами скрипки и корейской флейты, средневекового шалмея и рекордера...
Артисты пекинского Театра Northern Kunqu в древней китайской опере «Легенда о нефритовой заколке» (2018 г.)
Вечер балета станет посвящением великим юбилярам Сергею Дягилеву, чьё 150-летие со дня рождения мы отмечаем в марте, и Игорю Стравинскому (140 лет – в июне). В программе: Национальный балет Словении с «Весной священной», сцены и фрагменты из балетов «Жар-птица» и «Петрушка», «Поцелуй феи» и «Пульчинелла» в исполнении ведущих солистов Гамбургского балета и Большого театра Женевы, Национального балета Испании.
Юрий Башмет с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром (2019 г.)
Солистами Всероссийского юношеского симфонического оркестра и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» в фестивальных гала-концертах станут блистательные музыканты: пианисты Борис Березовский и Олли Мустонен (последний – из Финляндии), контртенор из Австрии Макс Эмануэль Ценчич, бас-баритон из Италии Лука Пизарони, скрипачи Джузеппе Гиббони и Сергей Крылов, сопрано Кристина Мхитарян, исполнитель на губном органе сё из Японии Манабэ Наоюки, кларнетистка из Германии Сабина Мейер, виолончелист из Венгрии Иштван Вардаи...
Евгений Миронов в фестивальном спектакле «Гамлет» (2021 г.)
По сложившейся традиции откроем фестиваль музыкально-драматической постановкой «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским. Покажем творческие достижения прошлых фестивалей: «Шекспир. Шостакович. Гамлет» с Евгением Мироновым, оперно-драматическую «Фантастическую Кармен», потрясающую хоровую оперу Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе»... Как и в 2012-м, на фестивальную сцену поднимутся Эмир Кустурица и его «No smoking orchestra». Вновь состоится музыкальная «прогулка» с Игорем Бутманом в новой программе «Классика встречает джаз», где центральное место займёт пьеса из фортепианного цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» (на неё сделано множество аранжировок – и «классических», и альтернативных). Тема «Прогулки» предстанет в импровизационном и оригинальном звучании – в мажоре, в миноре, в оркестровом и джазовом облачении.
У нашего фестиваля огромные опыт и потенциал! А началось всё с предложения администрации курорта дать в Зимнем театре дополнительный концерт в рамках мирового гастрольного тура «Солистов Москвы». Говорю: «Хорошо, но пусть тогда уж будет 3 выступления, а не 2 – больше похоже на проект». Потом мы системно поддержали олимпийскую заявку Сочи и стали, по выражению Михаила Швыдкова, «виновниками победы» при голосовании в МОК.
«ЗВУЧАЩАЯ ЖИВОПИСЬ»
– Я прекрасно помню захватывающие дух концерты «звучащей живописи» из цикла «Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век» – совместного проекта фестиваля и Русского музея Петербурга, когда исполнение симфонических сочинений Шостаковича, Свиридова, Кабалевского, Хачатуряна сопровождала проекционная демонстрация на сценическом заднике художественных полотен из музейных фондов, а слушатели в зале сидели в специальных очках и превращались в зрителей – могли оценить буйство красок, масштаб образов и исторический контекст!
Фестивальный концерт «Параллельные миры» (2019 г.)
Ведущая концерта «Параллельные миры» Анна Ковальчук (2019 г.)
– Да, интересный был опыт. К синтезу изобразительного и музыкального искусства устремляли своё творчество Александр Скрябин, Микалоюс Чюрлёнис, Павел Филонов. Например, в Русском музее выставки работ Филонова сопровождает синтезатор АНС – фотоэлектронный инструмент, названный в честь Александра Николаевича Скрябина (именно его инициалы зашифрованы в аббревиатуре) и превращающий графические рисунки в звук, в электроакустическую музыку. АНС разработан в 1939-м, а создан в 1958-м Евгением Мурзиным совместно с группой инженеров и композиторов.
В начале 60-х действующий макет этого синтезатора осваивался композиторами в московском Мемориальном музее А. Н. Скрябина, причём для переноса нотного текста на электронную «партитуру» всё чаще использовалась «свободная графика» звучащих семплов, то есть элементов электроакустической композиции – обертонового ряда звука «до» кларнета в координатах амплитуда/время.
И при создании первых композиций – «Поток» Альфреда Шнитке, «Vivente – Non vivente» Софии Губайдуллиной, «12 взглядов на мир звука» Эдуарда Артемьева и его космических элементов музыкального оформления для «Соляриса» Андрея Тарковского... – в соотношении зрительного образа графического рисунка на «партитуре» АНС и звукового образа выявлено, что «прозрачность» линий рисунка находится в прямой зависимости от «насыщенности» звучания, как и ритмическая структура изображения связана с ритмами звучащего фрагмента.
Концерт на Сочинском железнодорожном вокзале (2012 г.)
– А на Зимнем фестивале искусств в Сочи вы с коллегами впервые в стране исполнили пьесу, сочинённую нейросетью!
– Симпатичная «мультяшка». Потом ещё раз играли её в Москве, но углубляться в эту историю не стали. Пока без души – в данном случае композитора Кузьмы Бодрова – обработка и соединение написанных компьютером блоков не обходятся.
Однако в конце прошлого года в Лозанне состоялась мировая премьера 10-й симфонии Людвига ван Бетховена, которую композитор, как известно, не успел завершить! За помощью в её воссоздании дирижёр Гийом Берни и оркестр «Nexus» прибегли к помощи искусственного интеллекта. Учёный Флориан Коломбо из Технического университета EPFL около 10 лет разрабатывал нейросеть, способную писать музыку. В алгоритм загрузили все 16 струнных квартетов Бетховена, и программа сфокусировалась на основных гармонических и мелодических структурах. В основу произведения лёг один из фрагментов темы, по оценке экспертов, являвшейся, возможно, черновиком 10-й симфонии.
Лично я ещё не слышал это сочинение под названием BeethovANN Symphony 10.1 (ANN – Artificial Neural Network: «искусственная нейронная сеть»), но слышал мнение о гармоничности получившейся музыки. Скорее всего, есть в ней что-то и бетховенское, и не только.
«ИГРА ЗАГАДОЧНЕЙ ВСЕГО...»
Концерт на одной из олимпийских строек (2012 г.)
– Известный индийский йогин-мистик Садхгуру утверждает, что в основе искусства разбираться в людях и умения всегда оказываться в «правильном» окружении – особый талант, а не удача. Во многих традициях это важная часть духовного роста, способствующая просветлению и жизненному успеху. Возможно, причина благосклонности Фортуны к фестивалю и ко всему, к чему вы прикасаетесь, в этом?
– Мысль интересная, но не забывайте про профессионализм: «рыбак рыбака видит издалека».
– Реминисценция о библейских «ловцах душ»?..
– ...И напоминание о «Квартете» Ивана Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
Конечно, ремесленническое мастерство не всегда гарантирует ожидаемый результат, однако бренд Страдивари или Фаберже обязывает прикладывать титанические усилия во имя очередного чуда. Любой человек славен делами своими – славные дела и объединяют хороших людей.
– Один хороший человек как-то сказал: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду, но рождающемуся от них смирению. И если такового не бывает – напрасны все труды и все добродетели».
– Тоже верно. «Не воспарять», а твёрдо ходить по земле и трезво оценивать происходящее помогает осознание бытийного элемента Игры:
«Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете. Она всегда – ни для чего, Как ни над чем смеются дети...».
– «...Котёнок возится с клубком, Играет море в постоянство… И всякий ведал – за рулём – Игру бездумную с пространством».
Зинаида Гиппиус в конце своего знаменитого стихотворения отвергает даже рай, если в нём нет Игры. Позвольте в игровом ключе полюбопытствовать: вдруг благодарные сочинцы когда-нибудь последуют примеру жителей Вены и решат увековечить память о вас в мраморе или бронзе, какой уголок курорта, на ваш взгляд, для этого предпочтительнее?
– Мне ближе пушкинский вариант с нерукотворным памятником (смеётся), тем более что в фестивальном случае речь бы шла о групповой композиции. Спасибо, что позволяют пробуждать чувства добрые и разрешают восславлять творческую свободу! Память – штука хорошая, но лучше продлить жизнь великому Искусству. Один из способов – фестиваль.
...И ЗВЁЗДНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЙ
В Австрии до пандемии ежегодно проходило около 200 фестивалей. К примеру, знаменитый зальцбургский на мировую орбиту вывел Герберт фон Караян, встав во главе проекта в 1960-м. Арт-директора менялись, но программа всегда разнообразна: от Моцарта до современных композиторов, с классическими интерпретациями и авангардными экспериментами – оперы, спектакли, концерты...
А Моцарту, действительно, через 77 лет после смерти воздвигли в Вене монумент работы Виктора Тильгнера, кстати, не дожившего до своего триумфа 5 дней – сердечный приступ. Памятник открыли в 1896-м на Альбертинаплатц, но после войны переместили в южную часть сквера Бурггартен. Особенно он эффектен в обрамлении осенней листвы.
В скульптуре, выполненной в стиле барокко из лаазерского мрамора, с его живым искрящимся белым цветом, нет даже намёка на помпезность: левая рука листает партитуру, разложенную на подставке, а правая как бы иллюстрирует движение мелодической линии. Моцарт облачён в сценический костюм и поглощён сочинением музыки, ничего вокруг себя не замечает. На барельефе постамента – трогательные сценки детских лет: маленький гений играет на клавесине под отцовский аккомпанемент на скрипке, а Наннерль, старшая сестра, что-то поёт... Рядом – скульптуры ангелов среди бус из винограда, музыкальные инструменты, страницы с нотами оперы «Дон Жуан»... Во всём – полётность и вдохновение!
– В Сочинском дендрарии есть подобная по силе воздействия величественная и трепетная скульптура-фонтан «Сказка» Василия Богатырёва с Царевной-лебедью и другими героями Пушкинской «Сказки о царе Салтане».
– Помню! Действительно, волшебное зрелище. Под стать городу-сказке и его удивительной олимпийской судьбе. Сочи за эти 15-20 лет тоже будто взмахнул белоснежными крыльями и устремился ввысь! Современные небоскрёбы в окружении пальм, кипарисов и магнолий соседствуют с облагороженными набережными... Разумеется, туристско-гостевая зона отличается от социально-бытовой: нужно же где-то жить сочинцам.
Причём благосостояние местных жителей, судя по виллам и частным мини-гостиницам, ютящимся практически везде, где можно и нельзя, вроде не страдает. Впрочем, я – не с Марса: у любого процветания есть своя цена и, увы, изнаночная сторона. Только бы пресловутый «прикуп» не девальвировался, а те, кто его знают, чувствовали себя счастливыми!
Вечером, после фестивальных концертов в Зимнем, чаще всего нет сил и возможности «упасть в объятья» ночного Сочи: к примеру, пересечь Театральную площадь, спуститься к морю и присесть на волнорез, чтоб насладиться шумом прибоя. Хотя желание бывает – хочется иногда, как в детстве, когда меня сюда привозили родители, растянуться на пляжных камушках и любоваться звёздами. Говорят, только в нашей галактике их около 400 миллиардов...
«ОТКРЫТЬ СОЗНАНИЕ МИРУ»
– Зимние сочинские ночи холодноваты для ночных медитаций у моря!
– Это ностальгическая фантазия, не более! Зато днём приятно принимать солнечные ванны на просторном балконе комфортабельного номера в Swissotel Resort Sochi Kamelia, вглядываясь в лазурную морскую даль, а по дороге в Зимний из окна автомобиля засматриваться на золотистые гроздья магонии и мимозы.
Мне иногда после концерта дарят первоцветы – букетики из ароматных лесных цикламенов и подснежников. Умиляюсь и одновременно сокрушаюсь. Знаю, что сбор этих краснокнижных растений запрещён, но не возвращать же их дарителям. Те купили эту красоту у старушек, торгующих на улице и зарабатывающих таким образом на пропитание. Пенсии – маленькие, известное дело, вот и приходится жертвовать Матерью-природой. Однако искусство жизни не требует таких жертв!
В мире сегодня столько боли, что из любви к самому себе и милосердия ко всему человечеству необходимо дарить друг другу и окружающей нас действительности ежечасно и ежедневно исключительно радость, уважение, свет (горя, слёз, мрака и так – с избытком). А для этого человеку нужно раз и навсегда избавиться от юдольной блокировки, увидеть в себе отражение бесконечной и целостной Вселенной!
Когда ты, лимитированный и сиюминутный, обнаруживаешь внутри себя необъятного и вечного Творца, естественно, испытываешь страх, нуждающийся в преодолении. Это серьёзное испытание. Тот, кому удалось его пройти и открыть своё сознание всему миру, обретает чувство единения с каждым цветком и с каждой звездой. Всё ведь вокруг незримо связано между собой, надо лишь подключиться к этой всеобщей взаимосвязи.
Мы неделимы с теми, кто желает нам зло, именно поэтому их искренне жалко – зло убивает в первую очередь своего носителя. А мировая гармония, поселившаяся в нашей душе и сделавшая её частичкой души мировой, пробуждает сострадание к чужой боли. Боли из-за несправедливости и жестокости, беззакония и бесчеловечности, ограниченности физического бытия в контексте безграничности духовного мира! И апогеем человечности на поверку становится не благоразумие, а бескорыстная и добровольная справедливость, спаявшая сострадание и любовь.
Мастер-класс Юрия Башмета в рамках занятий Международной музыкальной академии (2017 г.)
А МУЗЫКА ЗВУЧИТ!
– Любить человечество проще, чем конкретных людей. В век интернета и воинствующего дилетантизма иная неправда распространяется со скоростью света и, глядишь, уже претендует на статус истины в последней инстанции. Пусть даже речь идёт об узкоспециальных, но принципиальных вещах. Вспомнилось, как симфонию для струнного оркестра Георгия Свиридова, впервые публично исполненную вами и «Солистами Москвы», во всемирной паутине представляют как премьеру другого коллектива. Неужели по-человечески не обидно?
– Нет. Чтоб понять мою реакцию, нужны подробности. Бог – в деталях.
Судьба свела меня с Георгием Васильевичем лично лишь однажды. В какой-то компании нас представили друг другу, мы пожали руки – и всё: большая разница в возрасте, дистанция пиетета с моей стороны... После смерти композитора его вдова позвонила мне на дачу и объявила волю супруга. Оказывается, он хотел, чтоб мировая премьера этой симфонии состоялась в нашем с «Солистами Москвы» исполнении. Но телефонную трубку тогда сняла моя жена, которая из-за забывчивости передала суть разговора примерно через полгода, когда Эльза Густавовна Свиридова тоже покинула этот мир. Я пересказал историю Александру Чайковскому, с которым дружу много лет. Тот сообщил, что племянник Свиридова, Александр Белоненко, преподает в Санкт-Петербургской консерватории, руководит Свиридовским институтом. И пообещал уточнить у него, сохранились ли ноты.
Александр Сергеевич позвонил мне сам на следующий день: мол, он присутствовал при телефонном разговоре вдовы композитора с моей супругой, а сейчас приводит в порядок упомянутую партитуру. И как только перепечатает, я её получу, чтоб наша запись исполнила пожелание его легендарного дяди. Всё случилось. Музыка чудесная, написана Георгием Васильевичем в начале 40-х! С листа тогда её сыграли какие-то студенты консерватории, потом автор многократно исправлял ноты, откладывал и снова к ним возвращался...
Мы удачно записали этот ранее не звучавший шедевр. Он – в нашем репертуаре, исполняем его во всём мире с большим успехом. И вдруг, года через два после выхода на Западе нашего CD, – новая мировая премьера... Московского филармонического оркестра под управлением Юрия Симонова. Будто записи «Солистов Москвы» не существует, а ведь это произведение мы играли и в Москве.
В данном случае обидно только за державу, где филармонические специалисты уже не придают значение таким важным нюансам, как первое исполнение. А личной обиды не может быть: музыка Свиридова звучит – это главное.
«МОГУЧАЯ ПОСТУПЬ ДИМ ДИМЫЧА»
Олег Меньшиков в спектакле «Оркестр. Медь» (2016 г.)
Юрий Башмет и Валерий Гергиев (2011 г.)
Была подобная история с опусом Дмитрия Шостаковича. Листок с нотами и его автографом случайно обнаружили в архивах Российского национального музея музыки имени Глинки. Ключ – альтовый! Директор музея Михаил Брызгалов обратился к Ирине Антоновне, вдове Шостаковича. Та сказала: «Отдайте Юре, пусть решает».
Оказывается, Шостакович написал эту пьесу длительностью 1 минута 37 секунд в конце 30-х в ленинградской гостинице «Европа» на дне рождения знакомого альтиста – в качестве подарка. Ноты имениннику вручил на следующий день.
И так случилось, что много позднее эти ноты попали к мэру Москвы Сергею Собянину. А Сергей Семёнович, отправившись в «Геликон-оперу» на какое-то торжественное мероприятие, листок с опусом в красивой рамке захватил с собой и подарил театру. Мне звонит Дмитрий Бертман, главный режиссёр: дескать, посмотри, а то наши альтисты из-за пьесы устраивают чуть ли не поединки.
Получив ксерокопию, мы с дочкой сыграли это произведение по телефону Саше Чайковскому, находившемуся в Питере. Он послушал и вынес вердикт: «Могучая поступь Дим Димыча слышна!»
Собянин пригласил на мировую премьеру в «Геликон-оперу» послов разных стран. Минут 10 ведущая рассказывала про меня, Ксюшу и Шостаковича, а после её вступительного слова в нашем исполнении прозвучала полутораминутная очень симпатичная и качественная музыкальная зарисовка. Презентовали пьесу ещё несколько раз на знаковых сценических площадках. Проходит несколько месяцев – мировая премьера в Германии: играют другие люди.
– И «пипл хавает»!
– Ещё и поэтому мы затеяли наше фестивальное движение. Чтоб люди, приезжающие на зимний праздник искусств в Сочи из разных уголков России и мира, оставались людьми, а не всеядным «пиплом». Чтоб историческое соотношение «званых» и «избранных» менялось в пользу тонко чувствующих, умеющих ценить подлинную красоту и уважающих точность деталей. Спасаемся сами и спасаем вокруг себя ближних. Такая уж миссия.
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
Снимки – из фотоархива Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи.