Культура:

Можно жить играючи!

14.10.2013

На днях свой очередной юбилей отметила актриса краевого театра кукол, заслуженная артистка России Валентина Головушкина, отдавшая театру 56 лет жизни

898

На днях свой очередной юбилей отметила актриса краевого театра кукол, заслуженная артистка России Валентина Головушкина, отдавшая театру 56 лет жизни

В этом виде театрального искусства звания раздаются не часто. Из ныне работающих на сцене этого театра женщин она единственная, кто носит его. Все знают Валентину Ивановну как подлинного мастера кукловождения. Она в совершенстве владеет традиционными для России тростевыми и перчаточными куклами. Но лет десять назад ей этого показалось мало, и она изучила еще и марионетку. В моноспектакле "Машенька и Медведь" Валентина Головушкина с этой задачей справилась блестяще, вполне освоив самую сложную куклу на свете. Кукла -марионетка в некотором смысле королева жанра. Без нее невропастом, а именно так зовут мастеров кукловождения, называться неприлично. Казалось бы, актрисе уже никому ничего не надо было доказывать, кроме, пожалуй, самой себя. Самоутверждение в профессии оказалось для артистки важным, несмотря на то, что авторитет ее среди коллег и без того был непререкаемым.

Валентина Головушкина всегда выглядит по-королевски. Не заметить эту красивую женщину с огненными волосами и удивительным чувством юмора просто невозможно. Служение искусству требует от его жрецов полной самоотдачи. Тут ленивые не выживают. Она это знает как никто другой. Несколько лет назад в спектакле "Брысь" режиссер Константин Мохов обратился к жанру мюзикла, в котором, как известно, нужно петь и танцевать, Валентина Ивановна затанцевала вместе со всеми, несмотря на солидный уже возраст. Она всегда требовательна к себе, потому что считает, что пока ты актриса, пока ты на сцене – делай все на высшем уровне. Иначе надо уходить. Таково ее нравственное кредо.
А начался театр в жизни сибирячки Вали в 1956 году. Тогда она поступила в студию при читинском драмтеатре. Пришлось выдержать конкурс в восемьсот человек на место. И было ради чего. Ее мастером стал ученик Мейерхольда заслуженный деятель искусств России Александр Семенович Чертов. Он переехал в Читу из Саратова, будучи уже известным режиссером, чтобы создать театр кукол. Совсем скоро Валя стала его любимой ученицей, а потом и первой актрисой вновь образованной труппы.
Чертова актриса вспоминает самыми добрыми словами. Пройдет совсем небольшой промежуток времени, и она сама окажется в роли педагога. В 1965 году последует предложение из Улан-Удэ самой набрать курс и также создать театр. И у нее хватило отваги сделать это.
А затем приходит и слава. Она-то и определит ее дальнейшую жизнь. Позади останется Сибирь и даже Дальний Восток (некоторое время Валя работала во Владивостоке. Ее просто потянуло к морю ). Александр Кирилловский, главный режиссер краснодарского краевого театра кукол, прочитал статью в газете о Головушкиной с большой фотографией, взглянув на которую, режиссер понял, что именно эта актриса нужна в его коллективе. Так в 1971 году Валентина Ивановна переезжает на Кубань, чтобы войти в труппу, в 70-е годы весьма заметную в кукольном мире. Здесь ставили в редакции Кирилловского "Военную тайну" по повести Аркадия Гайдара, которая обошла все подмостки. Его героический реализм был созвучен времени. И он же позволит развернуть романтическое знамя молодому режиссеру Анатолию Тучкову. Здесь им будет поставлен спектакль "Этот чертов гасконец" по мотивам романа Дюма-отца "Три мушкетера". Знала ли актриса-путешественница, что отныне ее домом на всю жизнь станет именно этот театр, а Краснодар – ее городом?
Успех "Гасконца" был тотальным. Он вполне соответствовал на тот момент богатому сюжету. По мнению актрисы, он чудесным образом совпал со временем, да и с ее возрастом тоже. Она сыграла роль Констанции Бонасье. Восстановление этого же материала тем же режиссером спустя годы, в конце 80-х, когда мир стал другим, эффекта такого не произвело. Его второе рождение актриса считает ошибкой. Вскоре Тучков ставит еще один свой культовый спектакль – "До третьих петухов", популярную на тот момент в рядах интеллигенции пьесу Василия Шукшина. Валентина Ивановна продемонстрировала здесь свой широкий диапазон – от эксцентрики до мелодрамы.
Но главным для нее все же был "Гасконец". Тут было и еще что-то, что обеспечило успех спектакля. Это была труппа сильных актеров, которых по крупицам по всей стране собирал режиссер Кирилловский. Марк Койфман был блистательным Д’Артаньяном. Стас Железкин играл сразу четыре роли, но наиболее ярок он был в роли господина Бонасье. Все они составили замечательный актерский ансамбль, понятие ныне почти забытое на краснодарских сценах. Им было интересно вместе, поэтому, не замечая времени, они репетировали и репетировали до двух часов ночи. А утором, когда приходил режиссер, показывали ему результат, с которым он не мог не согласиться.
Сегодня Валентина Ивановна насчитывает в своем послужном списке около 400 ролей. Но вспоминаются, естественно, только самые любимые. Так, старуху Шапокляк она сыграла, когда ей не было и 50. Здесь в полную мощь проявился ее эксцентрический талант. Она носилась по зрительному залу с крысой Лариской, а дети визжали от восторга. Пластичная старуха Шапокляк влюбляла в себя юных зрителей, заставляя их незлобиво смеяться над ее отрицательными чертами. Памятна краснодарцам и другая ее роль. В спектакле "Забыть Герострата" Валентина сыграла жрицу Эриту. Здесь актеры носили маски, на манер древнегреческих, периодически их снимая, как бы желая показать подлинную сущность персонажа. Настоящий античный плач в стиле Эсхила пропевала ее героиня. Но вот ее фраза: "Почему богиня не послала проклятие на мою седую голову?", – вскоре провоцировала зал на гомерический смех. Произнеся ее, актриса элегантно сбрасывала с себя уродливую плаксивую маску, а под ней оказывалась красивая рыжеволосая женщина средних лет. Это становилось емкой метафорой того, что в театре все не так, как кажется. Это карнавальное несоответствие создавало эффект гротеска, почти театра абсурда. Валентина Ивановна всегда умела внести в роль эдакий клоунский момент. Причем, делала она это без натуги, на чистой ноте.
Затем жизнь вновь начинает сводить ее с высокой классикой. Она играет пожилую Кунигунду, главную героиню романа Вольтера "Кандид". Женщина, прожившая очень насыщенную и беспорядочную жизнь, достигает на наших глазах печального возраста, когда все в прошлом. Любовь была потеряна и вновь обретена. Но не поздно ли? Есть над чем задуматься. Высокоинтеллектуальный, распущенный, любвеобильный и антиклерикальный век проходил перед нашими глазами.
Особый период начинается для актрисы Головушкиной в нулевые годы, когда театр возглавил режиссер Константин Мохов. Подчас, достигнув пожилого возраста, артист ставится жизнью перед выбором: либо он теряет форму, но, не желая покидать насиженное место, всеми правдами и неправдами пытается удержаться в труппе. Тогда он беда театра, его балласт. Таких не любят. Есть и другая судьба, когда пожилого актера все любят, потому что он корифей, носитель традиций, потому что с годами он все более и более профессионален. Как правило, это такой актер, который сумел перейти на возрастные роли. Достаточно побывать за кулисами и пообщаться не только с Головушкиной, но и с ее молодыми коллегами и людьми театра, чтобы понять: ее здесь очень любят.
С Константином Моховым судьба свела актрису достаточно давно. В 80-х они были партнерами по сцене. "Костя был блистателен как актер, – вспоминает Валентина Ивановна, – от него глаз нельзя было отвести. Искрометный юмор, живость, органика, фактура – все работало на смысл спектаклей. Публика его обожала. Партнеры тоже". Знаковой на тот момент стала его собственная постановка – сказка "Золотой цыпленок", где им довелось играть обоим. Но успеха актерского ему было мало. Закончив режиссерский факультет ЛГИТМиКа, Мохов вернулся в Краснодар, где вчерашнего любимца публики, как выяснилось, совсем не ждали. Слово "осторожность" слишком мягкое, чтобы описать отношение к нему начальства. "Костю обижали", – находит более точное определение актриса.
Но все же он стал художественным руководителем краевого театра кукол, и у Валентины Головушкиной начался новый период в жизни. Сначала в "Снежном цветке" она сыграла Сову, затем в "Любопытном Слоненке" по сказке Киплинга она играет птичку кола-кола, а в "живом плане" выходит в роли шаманки при полном боевом раскрасе. А еще есть Медвежонок в "Игрушечном побеге" Джанни Родари. В философской притче Уильяма Гибсона "Тряпичная кукла" она играет еще одного медведя – Панду. Сегодня ее герои живут и побеждают в боях за жизнь, за добро, за любовь, иногда вынося на зрителя глубокий философский смысл. К восстановлению готовится и еще один спектакль режиссера – "Черная Курица", где у Валентины Ивановны куда менее добросердечная роль Тринушки. Ей есть что играть, есть для чего жить. А также есть, что вспомнить.
У нее богатое прошлое, в котором она была и героиней, и инженю, и субреткой, и характерной актрисой. Ей везде и всегда легко удавалось ухватить суть роли и повернуть каким-то особым, одной ей свойственным образом. У Валентины Ивановны всегда был эксцентрический дар, который был и остается ее достоянием, которое не смогли отнять ни годы, ни обстоятельства. С ним она всегда интересна, всегда нужна сцене, залу, труппе, театру в целом. И глядя на эту удивительную женщину, думаешь о том, что много ролей у нее еще впереди.


Елена ПЕТРОВА
Театровед