Редакция «Новой газеты Кубани» обратилась к директору Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко Вячеславу Саркисову с вопросами, приобретал ли за последние 10 лет художественный музей произведения за бюджетный счет? Если – «да
1309
Редакция "Новой газеты Кубани" обратилась к директору Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко Вячеславу Саркисову с вопросами, приобретал ли за последние 10 лет художественный музей произведения за бюджетный счет? Если – "да", то какие, каких авторов и по какой стоимости?
Ниже мы публикуем ответ.
"Рассмотрение вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания входит в компетенцию Экспертной фондово-закупочной комиссии музея (ЭФЗК), согласно ведомственным нормативным правовым актам. ЭФЗК наделена полномочиями производить оценку стоимости представляемых на закупку предметов.
Стоимость произведений искусства определяется ЭФЗК по согласованию с владельцем (автором). Все приобретения музея стоимостью свыше 70 тыс. руб. согласовываются с Министерством культуры РФ. Закупки осуществляются за счет средств краевого, в крайне редких случаях – федерального бюджетов.
Кроме того, комплектование музея до 2010 года происходило и за счет передач Департаментом культуры Краснодарского края произведений, приобретаемых по заявкам музея.
Основными приоритетами в комплектовании фондов краевого музея, имеющего прекрасную исторически сложившуюся коллекцию русского и западноевропейского искусства 16 – нач. 20 вв., является:
1) продолжение собирания произведений "старых мастеров";
2) целенаправленное выявление произведений кубанских художников, представляющих музейную ценность, в т.ч. создание монографических коллекций мастеров края, значимых для отечественного искусства XX-XXI вв. В последнее десятилетие – заслуженного художника России, главного художника ФФЗ "Чайка" Л.Н. Павловой, заслуженного художника России, ветерана Великой Отечественной войны, Героя труда Кубани Г.А. Булгакова, ушедших из жизни в 2015 г. и 2011 г. соответственно. При этом в процессе работы музей придерживается позиция представить в коллекции ККХМ авторов разных поколений, разных стилистических и философских концепций.
Основной критерий при отборе – историко-культурная и художественная ценность произведения. Комплектование коллекции музея не сводится только к приобретению произведений изобразительного искусства за счет бюджета. Это более многосторонний сложный процесс. За период 2006-2015 гг. в музей поступило около 1400 предметов. Приблизительно только одна четвертая часть – 235 предметов, была закуплена, остальные поступления – это дары художников, их родственников. Данный подход к комплектованию позволяет представить широкую панораму изобразительного искусства края, постепенно заполнять имеющиеся "лакуны" в коллекции музея.
В собирательской деятельности последнего десятилетия традиционно единичными, но однозначно обладающими большой историко-культурной ценностью являются произведения художников XIX в.: "Портрет мальчика в красной косоворотке" неизвестного мастера II половины XIX в. и два портрета I половины XIX в. из родового собрания потомков известных дворянских фамилий Головиных, Ховриных. В музей поступили пять листов западноевропейской гравюры неизвестных художников начала XIX в.
В середине 2000-х гг. предпочтение в пополнении коллекции было отдано художникам-ветеранам Великой Отечественной войны. Музей приобрел работы Г.А. Булгакова (1916-2011), В.С. Губина (1923-1989), П.Н. Ружейникова (1916-1994), В.И. Сидорова (1922-2010), А.А. Чечина (1909-1983). Произведения художников этого поколения представляют особую ценность.
Пополнение уже имеющейся коллекции произведений Г.А. Булгакова еще один (ранее А.Е. Глуховцев) опыт формирования монографического собрания в нашем музее. Представление о творчестве Булгакова было расширено новыми работами конца 1940-2000-х гг.
Незначительно увеличился произведениями 1980-х гг. фонд художников, творческий путь которых начинался в 1950-1960-е г. В музей поступил вариант картины "Наставник" Г.У. Кравченко. А также работы Г.С. Петросяна.
Музейное собрание произведений художников, зрелость которых пришлась на начало 1970-х гг.: М.В. Архангельского, И.И. Захарова, В.Ф. Папко – пополнилось их работами 1980-2000-х гг.
Увеличилась коллекция художников 1980-1990-х гг., повлиявших на разнообразие стилистических тенденций в изобразительном искусстве края, расширивших рамки традиционных жанров и тем. Это П.П. Бабенко, А.Г. Бойчук, С.Д. Воржев, С.В. Дудко, Л.Н. Котелевская, А.А. Куземка, В.В. Монастырный, А.А. Паршков, В.С. Яковлев.
Появилось в собрании музея и новое для края имя художника М.И. Асланяна, который внес в наше искусство элементы экспрессивной живописи Армении.
Раздел живописи постмодернизма увеличился новыми работами Е.Е. Казицына, Д.В. Кочановича, В.М. Мигачева, В.Ю. Толмачева и ранее не представленных в коллекции авторов: П.В. Мартыненко, Г.В. Приведенцева, Ю.Т. Самсонова, С.Ю. Серова, Г.Н. Хайлу, а также картинами художников Кабардино-Балкарии: А.Б. Колкутина, В.Я. Марченко, Ю.А.Чеченова.
В музейной коллекции и в художественном пространстве Краснодара высокого уровня живопись, с ее повышенным интересом к нравственным смыслам, связана с именем И.В. Пугача.
Московский искусствовед, Почётный член Российской академии художеств И.Б. Порто (1939-2009) подарил музею свою коллекцию произведений художников России и бывших республик СССР. Это 362 предмета живописи, графики, скульптуры и ДПИ. Музейное собрание отечественного искусства XX-XXI вв. расширилось благодаря работам П.П. Оссовского, А.П. Ткачева, Ш.Е. Бедоева, К.Н. Бриттова, Л.Ф. Ланкинена, Н.И. Боровского, А.М. Мосийчука, Н.Е. Чарушина, И.В. Голицына и других.
Продолжается комплектование фонда графики. Коллекция произведений краснодарской графической школы пополнилась работами художников старшего поколения: Г.А. Булгакова, О.М. Гаврилова, В.А. Пташинского, В.А. Солодовника, Г.К. Забелиной.
Новые поступления графических произведений Г.А. Булгакова: оригинальная графика из серии "Родные края", "Крымские пейзажи" и многие другие работы – расширили представление о графическом наследии художника.
Собрание В.А. Пташинского пополнилось пейзажной, печатной и оригинальной графикой. Военная тема – офортами серии "Память" В.А. Солодовника. Иконография деятелей кубанской науки – гравюрами О.М. Гаврилова.
В коллекции появилась авангардистская графика художников, в основном работающих в реалистической живописи. Почти отсутствующая в музейном собрании тема космоса вошла циклом оригинальной графики и монотипий С.В. Дудко. Забытые авангардистские увлечения В.В. Медведовского возродились в серии рисунков "Поэзия старых вещей".
Стало возможным ввести в коллекцию работы ранее отсутствующих в фондах авторов – Н.А. Устрицкой и О.В. Бернарджик, развивающих традиции краснодарской школы печатной графики.
Известный в крае мастер офорта и рисунка В.Я. Егоров подарил музею ксилографии российских художников из своей коллекции. Среди них М.М. Верхоланцев, Н.И. Калита, С.С. Косенков. Увеличилось музейное собрание офортов и самого В.Я. Егорова работами, уже ставшими классикой изобразительного искусства края.
В музейной коллекции появился раздел графики мексиканских художников. В него вошли работы как известных в Мексике мастеров: Х. Куэвас, Х. Ранхель, Э. Торрес, так и молодых талантливых авторов: Р. Кироса, А. Ренткин и др.
Немногочисленная музейная коллекция театрально-декорационного искусства пополнилась наследием С.В. Аболмазова, переданного его вдовой, театральными работами В.И. Пермякова, эскизом декорации А.А. Чечина. Театральные работы этих авторов ранее отсутствовали в нашем собрании.
Благодаря взаимопониманию, сложившемуся между авторами, наследниками и музеем, за последние годы значительно пополняется фонд скульптуры. Исключительным событием стала передача в дар сыновьями А.А. Шекояна его пятнадцати скульптур. Серьезным приобретением стала бронзовая модель памятника жертвам теракта в Беслане "Древо скорби" победителей Всесоюзного конкурса А.П. Корнаева и З.Ч. Дзанагова. В коллекции музея появились работы В.П. Пчелина: "Идущий Гоголь", "Гоголь. Маска". З.К. Церетели подарил музею бронзовую модель памятника "Добро побеждает зло", установленного в Нью-Йорке перед зданием ООН в 1990 г.
Раздел западноевропейской скульптуры пополнился кабинетной скульптурой середины XIX в. Ж.-Ф.-Т. Гектера "Охотничья собака" (Франция).
Значительным было пополнение фонда декоративно-прикладного искусства (фарфор): вазы, сервизы, блюда, мелкая фарфоровая пластика ведущих художников-прикладников края: Л.Н. Павловой, Н.П. Туркова и Э.А. Турковой, Э.В. Гаранько, представляющих страницы истории Краснодарского фарфоро-фаянсового завода "Чайка".
Уникальным является декоративное панно "Кубанское лето" (бисквит, конец 1960-х гг.) украинской художницы П.Б. Дижур-Махлис, изготовленное в традициях русской школы орнаментальной скульптуры XVIII – первой половины XIX вв.
Интересным приобретением стала коллекция произведений японского декоративно-прикладного искусства ХХ в., среди них традиционный кукольный набор "хина нинге" к Празднику девочек и шестистворчатая ширма.
Несмотря на то, что цены на произведения искусства высоки, музей в своей деятельности по комплектованию коллекции все чаще предлагает условную, ниже рыночной, цену (стоимость, превышающая 70000 согласовывается с МК РФ с предоставлением необходимых документов, экспертных заключений). Мы пытаемся менять ценовую политику, используя опыт, имеющийся в Государственном Русском музее, где собрание современного искусства пополняется за счет даров художников.
С 2006 по 2015 год музеем было приобретено 235 произведений на общую сумму более 5 млн. рублей".