На фоне сообщений в СМИ об активной подготовке Сочи к конкурсу за право проведения в 2016 году Всемирной хоровой олимпиады недавняя отставка «по собственному желанию» главного хормейстера Сочинской филармонии заслуженного деятеля искусств Кубани Серг
1020
На фоне сообщений в СМИ об активной подготовке Сочи к конкурсу за право проведения
в 2016 году Всемирной хоровой олимпиады недавняя отставка "по собственному желанию" главного хормейстера Сочинской филармонии заслуженного деятеля искусств Кубани Сергея Торяника прошла незамеченной. Хотя коллектив, который Сергей Николаевич возглавлял на протяжении 14 лет, сегодня на курорте – единственный профессиональный хор
Сергей и Марина Торяники.
Его репертуар состоит из произведений разных жанров и стилей: это русская духовная музыка, оперная классика, русские народные песни, джазовая хоровая музыка. Большое внимание в творческой деятельности уделялось крупномасштабным, кантатно-ораториальным произведениям: А. Вивальди "Gloria", Дж. Перголези "Stabat Mater", В. Моцарт "Реквием", "Коронационная месса", "Торжественная вечерня", Л. Керубини "Реквием", Ф. Шуберт "Месса Соль мажор", Г. Форе "Реквием", Дж. Пуччинни "Gloria", П. Чайковский "Кантата "Москва", С. Рахманинов "Три русские песни", Г. Свиридов "Курские песни", "Ладога"...
Мы обратились к экс-руководителю камерного хора СКФО с просьбой рассказать о причинах, подтолкнувших к столь радикальному решению.
– С момента подачи заявления об уходе, – говорит Сергей ТОРЯНИК, – вы первый, кто заинтересовался ситуацией, хотя времени уже прошло достаточно. Больше никто не проявил внимания или простого любопытства к происшедшему. Вывод один: никому наш хор не нужен.
Сочи давно испытывает нехватку профессиональных музыкантов и певцов, что не секрет. И ввиду отсутствия выбора приходится работать с теми, кто есть. Количество певцов в нашем хоре дошло до 15-16. Зарплаты небольшие. Но уровень был приличный, и программы пели сложные, в том числе с оркестром. Другой вопрос: чего это стоило главному хормейстеру? Ведь человеческий голос – самый сложный музыкальный инструмент, а создание грамотного хора – большой труд: как в любом творческом коллективе, у нас есть свои проблемы, связанные с характерами и индивидуальными особенностями отдельных личностей.
Кроме того, когда гендиректором Сочинского концертно-филармонического объединения стал Владимир Мишарин, над нами повис дамоклов меч разговоров о неминуемом сокращении, т.к. мы даем мало концертов. А легко ли сделать новую программу в наших условиях? Причем, их создание придется поставить "на поток", иначе – пресловутая нерентабельность. Однако культура, на мой взгляд, должна быть дотационной. Камерный хор запустить по рельсам самоокупаемости о-о-очень сложно. Может, даже невозможно. И, в конце концов, Владимир Васильевич вроде бы согласился с этим доводом, оставив нас в покое.
Иными словами, "последней капли" как таковой не было. Было стечение обстоятельств, складывавшихся длительный период. Решение далось непросто. Жалко, конечно, но я же без дела не остался. У нас с супругой Мариной есть прекрасный детский эстрадный театр "СиМ-СиМ", где у меня – вокальная группа, ансамбль и индивидуальные вокалисты (к слову, лауреаты международных конкурсов). И все это многие годы успешно существовало параллельно с камерным хором Сочинской филармонии! Теперь буду больше уделять времени талантливым детям.
А Всемирная хоровая олимпиада? Если она состоится в Сочи, то в соответствующей номинации самодеятельные коллективы от нашего города на ней, возможно, будут представлены…
Ситуацию комментирует директор Сочинской филармонии Валерия АНФИНОГЕНОВА:
– Мне искренне жаль, что Сергей Николаевич принял такое решение. Но оно взвешенное и осознанное, поэтому я отнеслась к нему с уважением. Не могу не отметить, что уровень требований Сергея Торяника к артистам всегда был невероятно высок: ни себе, ни музыкантам он не давал послаблений. Тщательнейшим образом репетировал программы, стремясь к максимально совершенному воплощению любого произведения. Именно поэтому исполнительское мастерство столь небольшого по составу хора вызывало уважение, а пение "а capella" всегда завораживало и чистотой интонации, и проникновенностью…
С коллективом сейчас работает наш хормейстер Ольга Луковская, у которой большой сценический и педагогический опыт. Она хорошо известна в городе, преподает в Сочинском училище искусств и, надеюсь, будет привлекать к хоровой деятельности студенческие таланты. Несколько концертных программ подготовила в качестве хормейстера артистка нашего хора Марина Богданова, имеющая консерваторское образование.
Задача хора – осваивать новые творческие горизонты, включая подготовку специализированных программ для семейной и детской аудитории. Генеральный директор нашего объединения Владимир Мишарин ведет переговоры о системных абонементных концертах коллектива в Троице-Георгиевском женском монастыре. Проект планируется реализовать под патронатом председателя Сочинского филармонического собрания Светланы Луцык. В этом концертном сезоне специально для артисток хора сшиты новые концертные платья, в Зимнем театре проектируется новый современный репетиционный класс, на должность главного хормейстера объявлена вакансия...
А детскому эстрадному театру "СиМ-СиМ", созданному Сергеем и Мариной Торяник, на сцене Зимнего регулярно предоставляется возможность демонстрировать новые работы. Творческое сотрудничество продолжается.
Подготовил
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ