Культура:

Недетские страсти в Новом театре.

20.04.2016

16 апреля на подмостках Нового театра кукол т/о «Премьера» случилось неожиданное событие

5611

16 апреля на подмостках Нового театра кукол т/о «Премьера» случилось неожиданное событие. В тот момент, когда был отыгран последний эпизод спектакля «Кин IV» и актеры вышли на поклон, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Анатолий Тучков заявил во всеуслышание, что покидает сцену и заканчивает свою профессиональную деятельность как режиссер и актер. Надо сказать, что в спектакле А.Тучков играл роль костюмера Соломона  и человека от театра. Зритель подумал, что фраза про уход является последней фразой роли и, думая, что наступил финал действия, начал аплодировать. Но что же те люди, кто пьесу знал и понял, что происходит?  Как выяснилось, никто, даже присутствующая здесь же генеральный директор КМТО «Премьера» Тина Юрьевна Лысова, о таком намерении Анатолия Тучкова осведомлены не были. И все это выглядело как минимум странно и неуместно. Такие вещи, как правило, согласовываются. И тогда готовится торжественный уход с бенефисом, цветами и подарками. Во всяком случае, мне так казалось.

Наверное, публике, многие годы наблюдавшей за творчеством режиссера, будет интересно узнать причины, побудившие его принять такое решение.  По моим сведениям, в основе лежит неожиданно вспыхнувший конфликт между худруком и ведущим артистом труппы, заслуженным артистом России Равилем Гилязетдиновым. Чтобы не  мучиться догадками, мы решили обратиться к самому артисту за разъяснениями. И вот что нам удалось узнать.

Во второй половине марта я заболел и попал в больницу. Естественно, я поинтересовался у врачей прогнозом, и они сообщили мне, что к 16 апреля, т.е. к спектаклю,  я буду совершенно здоров. О чем я и сообщил художественному руководителю. Но спустя время, а именно 6 апреля, у меня состоялся с ним телефонный разговор, где я и сообщил о том, что готов сыграть в назначенное время роль Эдмунда Кина. Тогда исподволь  режиссер намекнул мне, что в случае моего нездоровья  он будет вводить на Кина другого исполнителя. Это, конечно, его право, но в последнее время я играю в театре все меньше и меньше. У меня закрались подозрения, а не намеревается ли режиссер вывести меня из репертуара, дабы вовсе от меня избавиться. Ведь роль Кина бенефисная, она дорога мне, и я ее во многом сделал сам, без помощи режиссера. Надо сказать, такие случаи «расставания» с хорошо знающими историю Нового театра актерами уже были не раз. Ушел из театра Сергей Трегубов, Валерий Трифонов,  Татьяна Степаненко и много кто еще. И вообще, я остался последним из числа тех, кто был при создании театра в 1993 году.

Но я гнал от себя эту мысль. Я все еще продолжал верить этому человеку. Каковы  же были мои удивление и обида, когда, закрыв 11 апреля больничный, я не только не был вызван на репетиции этого сложнейшего спектакля, но и узнал от артистов, что репетиции идут с другим актером. Тучков не мог не знать, что я собираюсь выходить на сцену. Я сам предупредил его об этом. Знал ли он о подлинном состоянии моего здоровья? А откуда? Он вычитывал подробности о возможном течении болезни в интернете, выбрал выгодный ему вариант и ни разу не поинтересовался этим вопросом у лечащего врача. Он ни разу не появился в больнице. Вот таким образом он получал информацию, более чем сомнительную, исходя из которой, и делал свои выводы. Но, если бы я не был уверен в своих возможностях, я прямо бы сказал: «Отменяйте спектакль».

Я посчитал, что 30 лет работы на этого человека что-то значат, и позвонил Анатолию Тучкову напрямую. Ответ поразил меня до глубины души. «Я что, зря целую неделю репетировал?» ответил мне худрук, которого до той минуты я все-таки уважал. Далее выяснилось, что уже 8 апреля информация о замене актера была вывешена в интернете, а он продолжал мне лгать до 12-го. Этот факт стал для меня точкой не возврата. Видимо, наступает момент в жизни артиста, когда он уже не в состоянии терпеть явную ложь и унижение.

Состоявшийся вскоре разговор в кабинете генерального директора  ни к чему не привел, хотя Тина Юрьевна пыталась убедить Тучкова поставить нас с другим артистом в очередь, отдав мне все-таки спектакль 16 апреля. Нет, в ответ прозвучал отказ. Странно и то, что такую сложную роль доверили неопытному артисту, которого мало кто знает. Его возможности, на мой взгляд, более чем скромны. Артист имеет право заявить себя на роль, но в таких случаях его должен хотя бы отсмотреть художественный совет. Ведь спектакль продается на публику. А можно ли его в таком случае вообще продавать, вот в чем вопрос?

Должен сказать, что Тучков в результате всей этой истории потерял мое доверие и окончательно упал в моих глазах. Ведь все можно было сделать по-другому. Когда мы готовили этот спектакль, я много репетировал с актерами. Если было бы нужно, я бы сам ввел неопытного артиста на свою роль. Ничего страшного для себя в этом я не вижу. В старину артисты комедии дель’арте передавали  роли молодым, торжественно вручая им свою маску. Но здесь ни артист, ни режиссер со мной не говорили по-человечески. В результате у меня сложилось ощущение, что от меня хотят избавиться в ближайшее время. И тут подвернулся случай – моя болезнь, от которого очень трудно было отказаться. Им и воспользовались. Может быть, я являюсь последним живым укором режиссеру, который в свое время позвал нас всех за собой из краевого театра кукол.

Таковы горестные мысли актера по этому поводу. 16 апреля руководству КМТО «Премьера» удалось убедить режиссера поступить правильно, и Равиль Гилязетдинов все-таки сыграл роль Кина. Но чем же закончится вся это история? Анатолий Тучков подал заявление об уходе. 29 апреля, спустя 23 года после образования Нового театра, он покидает пост  художественного руководителя и расстается с т/о «Премьера». Но что остается? Не будет снят с репертуара ни один спектакль. У театра есть директор, главный художник, зав. постановочной частью, зав. труппой, профессиональные цеха и, конечно, актеры. Театр продолжает работать в штатном режиме. Сам Анатолий Тучков  готовит к постановке уже в качестве приглашенного режиссера спектакль  «Русалочка».  Остаются в театре и его роли, которые он будет играть и далее. Возможно, придет время, и он появится здесь в качестве приглашенного режиссера вновь. С его творчеством здесь не собираются расставаться. Но для начала должны улечься страсти. Что будет дальше – покажет время.

Материал подготовила Елена ПЕТРОВА