Культура:

Нержавейка

29.10.2018

В Краснодаре появилась первая скульптура современного искусства

2451

В Краснодаре появилась первая скульптура современного искусства

Новую скульптуру установили 27 октября в районе зеленой зоны за Дворцом бракосочетаний «Екатерининский зал». Совсем скоро на фотографиях брачующихся в этом учреждении, возможно, будет заметен совершенно новый для Краснодара арт-объект.

Четырехметровая скульптура, которую 26-летний кубанский художник Владимир Омутов назвал «Draped Data», изготовлена из нержавеющей стали. В переводе с английского название скульптуры переводится как «зашифрованные данные». На вопросы о том, что она символизирует, автор отвечает уклончиво, делая акцент на том, что скульптура готова к народной интерпретации.

Под бойкие звуки ударных началось торжественное открытие первой в Краснодаре современной скульптуры «Draped Data». На церемонии присутствовал глава города Краснодара Евгений Первышов и главный архитектор Краснодара Наталья Машталир. Но с речью из них никто так и не выступил, главный архитектор вообще отказалась давать какие-либо комментарии по поводу появления в Краснодаре серии арт-обьектов современного искусства. Началось мероприятие с выступления координатора проекта установки современных скульптур центра «Типография» Олега Сафронова:

«Сразу хочу поблагодарить главу города, Евгения Алексеевича: без вас мы бы ничего не реализовали. Спасибо за то, что вы решили не вмешиваться в проект, в отбор эскизов. Нам ничего не рекомендовали. Нам ничего не советовали. Это удивительно, но это так. Так же хотелось бы поблагодарить всех художников, которые поучаствовали в этом проекте. Они прислали около 200 разных эскизов; конечно, мы отобрали из них те, которые отвечают трендам современного искусства, которые технически реализуемые… И те, которые выбраны из них, жители города Краснодара могли оценить, и из этих оценок мы составили рейтинг. Сейчас мы открываем работу, которая возглавила этот рейтинг. В комиссию входили эксперты из Третьяковской галереи, из Государственного центра современного искусства, которые помогли выбрать нам новые для Краснодара арт-объекты. Отдельное спасибо меценатам, которые проспонсировали установку и производство скульптур», – после этих слов координатор проекта Олег Сафронов под барабанный бой вскарабкался на арт-объект и торжественно сорвал с него ткань.

Напомним, что предложение отобрать и установить скульптурные композиции современного искусства в Краснодаре прозвучало на встрече главы города Евгения Первышова с художниками и архитекторами в центре «Типография» в декабре прошлого года. Глава краевого центра идею поддержал. В апреле этого года в «Типографии» представили 14 лучших работ, которые составили каталог перспективных арт-объектов Краснодара.

Промолчав в течение всего мероприятия, глава города Евгений Первышов лишь в сообщении на сайте администрации города, отметил, что появление этой скульптуры только подтверждает факт того, что современное искусство – неотъемлемая часть культурной жизни краевой столицы. 

Евгений Первышов: «Это совершенно новое направление для нашего города. Такие арт-объекты, уверен, станут достопримечательностями и фотозонами Краснодара. Местами города, которые нужно увидеть. Это первая из запланированных скульптур, их отобрали сами архитекторы, художники и дизайнеры. Работы станут хорошим дополнением к классической городской скульптуре, которая уже сложилась и также развивается в столице Кубани».

Итак, скульптурная композиция «Draped Data» – первая из серии современных городских скульптур. Наверное, с этого момента, многие будут ждать появления следующих тринадцати арт-объектов. Как сообщает пресс-служба администрации города, работа Омутова набрала наибольшее количество баллов по оценке экспертной комиссии: «Работы конкурсантов оценивали искусствоведы, художники, скульпторы, эксперты и горожане, в состав комиссии вошли признанные специалисты в сфере современного искусства – Ирина Горлова, куратор Третьяковской галереи на Крымском валу, и Алиса Прудникова, директор регионального развития Государственного центра современного искусства».

Владимир Омутов окончил художественно-графический факультет Кубанского государственного университета. Его персональные проекты проходили в Центре современного искусства «Типография», галерее RedGift, музее им. Коваленко в Краснодаре, этот автор участвовал в московском проекте «Старт» в ЦСИ «Винзавод».

На открытии первой кубанской скульптуры современного искусства, корреспондент «НГК» пообщался с ее автором, Владимиром Омутовым.

«НГК»: Владимир, что вас вдохновило на создание этой скульптуры?

Владимир Омутов: В работе не пользуюсь такими вещами, как вдохновение, муза и что-либо такое – это уже архаика. Я пользуюсь какими-то более холодными и выверенными методами в подходе к своей работе и к искусству в целом. Даже скорее не какое-то вдохновение, а сама «случайность» играет для меня важную роль.

(Для Владимира, скульптура «Draped Data» – первая работа, которая будет установлена на постоянной основе в публичном месте).

Владимир Омутов: По всей России таких скульптур – штук пять. Может быть, десять. Работа выполнена в металле – из моей серии, включающей около 20 абстрактных фигур, реализованных как в виде макетов, так и в полную величину из дерева. Все они – это большие абстрактные формы, которые состоят из блоков, единиц, передающих движение, плавные, стихийные линии.

«НГК»: К какому художественному направлению можно отнести вашу работу?

Владимир Омутов: Сейчас всё очень смешанно. Нет рамок. Конечно, если сам автор хочет себя ограничить, всунуть в какое-нибудь течение, – то, пожалуйста. Это, скорее всего, работа критиков или кураторов, кого-нибудь, чем-нибудь обозвать, втиснуть в определенную категорию.

«НГК»: Как вы думаете, арт-объекты современного искусства вписываются в концепцию города?

Владимир Омутов: Город развивается. Модернизируется. У нас много мест, которые просто просятся для того, чтобы их украсили качественными современными скульптурами. Любой паблик-арт – это вторжение в публичное пространство. Это не просто выставка, на которую ты можешь идти или не идти. Здесь искусство затрагивает любого прохожего, независимо от его желания. Реакция в любом случае будет. Лично я негативной реакции не боюсь. Можно надеяться, что в целом всё понравится и будет принято тепло.

«НГК»: Конкурсный отбор был строгим?

Владимир Омутов: Участники представили где-то около 200 работ. Я выслал два эскиза, на самом деле они были старыми. Я начал выставляться со второго курса института. Мне было лет 19-20. Я не хотел высылать на конкурс что-то более агрессивное, выбрал работы, которые больше всего могли бы подойти под формат города.

«НГК»: Ваша первая работа украсила сквер вблизи Дворца бракосочетания; теперь молодожены Кубани, будут делать многочисленные снимки с вашим детищем, какие эмоции вы сейчас испытываете?

Владимир Омутов: Немного волнительно. А в целом, сложно назвать это облегчением, наверное – завершенный этап. Можно сказать, что ты исполняешь волю самого себя, только пятилетней давности.

Недаром автор предвосхищал народную интерпретацию. «Космический конец», «Змий», «Червь» и даже ласковое «Белочка» – так первые зрители из народа окрестили диковинную скульптуру.

Корреспондент «НГК» поинтересовался и у прохожих, какие эмоции у них вызывает новая скульптура:

Татьяна Шилова, 62 года: Я об открытии памятника ничего не знала. Просто вышла прогуляться, и здесь такое чудо… Бесподобно! Я в восхищении. Здорово! Молодцы! Молодежь – молодец. Подобные скульптуры я у нас в крае не видела. Даже в других городах ничего подобного не видела! Я смотрю на эту скульптуру, и возникают такие теплые чувства, как будто что-то связанное с детством… Не знаю. Напоминает, мое детство.

Иван Власенков, 38 лет: На гнездо похоже с птицей какой-то. Типа скворца или грача. Нравится ли мне? Сложно сказать. Пока блестящее, то – да, нравится. А дальше – посмотрим. Оно ничем не огорожено, то есть вокруг него траву точно вытопчут, будет уже совсем не тот вид, что сейчас. Может, и не убьют. Народ стал в этом плане культурнее, чем раньше.

Нина Михайловна, 70 лет: Это вот будет скульптура? Мы не ожидали такого. Космос какой-то. Космический конец. Мне напоминает шалаш и космос. Нам нравится!

Ирина, 42 года: Я не понимаю, что это, если честно. Ну, смотря какое, но не это… Я считаю, что эта скульптура совершенно не вписывается в этот парк. В это место. Я надеюсь, она здесь не навсегда? Она не огорожена. Ее на цветмет заберут (смеется).

Лиза, 8 лет: Мы назвали ее «Белка»! Хорошая скульптура, мне кажется, она украсила парк!

Такую мысль выдал восьмилетний ребенок.

Александр Аксенов, 37 лет: Если бы основание было засыпано белым камнем, намного бы интереснее смотрелось. На мой взгляд, парк – неудачное место для этой скульптуры. Она совершенно не вписывается в его ландшафт. Честно, мне не нравится. Скульптура похожа на огромного змея, вырывающегося из недр земли. Что-то жутковатое.

Екатерина Асташова, 24 года: Мне нравится. Только я не поняла, что это. Она безумно яркая, ее видно издалека. Она радует глаз. И напоминает огромный осколок, как будто бы из сказки о «Снежной королеве».

Судя по отзывам, услышанным от обычных горожан на открытии скульптуры «Draped Data», я поняла, что спешить с установкой оставшихся 13 скульптур не стоит. Нужно дать время, чтобы понять, примут ли «первенца» современной городской архитектуры краснодарцы или нет. Рискую прослыть несовременной, но лично я бы не стала украшать свои свадебные фото новоиспеченным краснодарским арт-объектом. То ли белочкой, то ли змеем, то ли стальным червем...

А кстати:

В Ленинградской области тоже появился свой арт-объект, отражающий реалии времени. В поселке Щеглово жители установили «памятник застройщику-лгуну». Человеческая фигура с длинным носом и связками «лапши» из веревок в руках, стоящая на мешке с деньгами, теперь «украшает» территорию жилого комплекса «Щегловская усадьба». 
Такой объект был бы также актуален и в Краснодаре. Во всяком случае, он очень четко передал бы «колорит» нашей эпохи будущим поколениям.