Культура:

Неувядаемый цвет

06.12.2021

С 4 по 24 декабря 2021 года в «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит персональная выставка художницы Анастасии Флорес

Автор: Татьяна Соколинская

1844

С 4 по 24 декабря 2021 года в «Художественной галерее «САНТАЛ» проходит первая персональная выставка живописи молодой художницы Анастасии Флорес (Никитенко) «Неувядаемый цвет». В экспозицию вошло 38 цветочных натюрмортов, созданных за 4 года, в центре – картина «Неувядаемый цвет». Выставка открылась в день христианского праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Анастасия Флорес родилась 6 мая 1992 года в Магнитогорске. С пяти до десяти лет училась на подготовительных курсах Магнитогорской художественной школы, в десять лет поступила в эту художественную школу, которую окончила с отличием в 2006 году. Затем с 2008 года по 2014 год училась на художественно-графическом факультете Магнитогорского института им. Г. И. Носова по специальности «Графический дизайн». За время учёбы в школе и институте принимала участие в школьных и студенческих выставках, посвящённых Дню Магнитогорска, Магнитогорскому металлургическому комбинату, Великой Отечественной войне, где выставляла пейзажи и натюрморты, была лауреатом многочисленных конкурсов (грамота в возрастной категории от 5 до 7 лет на выставке-конкурсе «Пожар и дети», 2000 г., грамота Второго конкурса детского творчества «Я люблю рисовать лошадей», 2002 г., диплом Регионального конкурса рисунка им. Аввакумова Н. М. в номинации «Краткосрочные зарисовки», 2005 г., диплом областного смотра-конкурса учащихся ДХШ и ДШИ «Путь к мастерству», 2005 г., диплом за 1 место в школьном конкурсе по живописи в номинации «Натюрморт», 2006, диплом лауреата детского художественного творчества «Магнитогорская палитра», 2009 г. и др.). Уже около пяти лет художница живёт в Краснодаре. На Кубани участвовала в выставке онлайн-галереи «Ветер» в Геленджике в арт-кафе «Кэйфана».

Анастасия Флорес принадлежит к новому поколению художников, пришедших на художественную сцену в 2010-е годы, когда перед деятелями искусства была открыта широкая дорога выбора традиций и новаций не только в области языка, но и новых технологий. Она соединяет дизайнерский и станковый, подчеркнуто живописный, подход в своих работах. Широкая пастозная манера и оригинальная компоновка цветочных натюрмортов, увиденных словно с высоты птичьего полёта, приближает работы художницы к средневековому рельефу или мозаике, в которых декоративность выполняла ещё и сакральную функцию. Что-то в них есть от окон-роз готических западноевропейских соборов. И действительно, роза – один из часто встречающихся цветов. Ещё она любит лилии, ромашки, пионы, тюльпаны, ветви с листьями и ягодами (инжир, виноград, вишни) или фантастические цветы. Всё это многообразие флоры образуют в сознании художницы Цветок Жизни – уже не реальный, а метафизический образ, заключающий в себе все тайны мироздания.

Хотя Анастасия и сочетает часто на одном холсте разные цветы, нельзя сказать, что главная её цель – декоративная, хотя в них, несомненно, присутствует самый высокий коэффициент декоративности. Она решает задачи мировоззренческие – про устройство мироздания и сущности жизни. Большое значение имеет христианская символика, в которой розы были символом чистоты Богоматери и напоминанием об Эдемском саде, существовавшем ещё до грехопадения. Белые лилии тоже символизируют Богородицу, чистоту, совершенство и надежду на спасение для праведников. Одна из главных задач художницы – создать на холстах образ «Вечной Женственности», вечной Любви, воплотить тип идеальной женщины. Анастасия убеждена, что нельзя бороться со своей Природой, женщина должна быть женщиной, мужчина – мужчиной.

Работа «Время великолепия» (Холст, масло. 2016. 40х50) – наиболее репрезентативная. На чёрном фоне, который едва угадывается, потому что букет занимает почти всё пространство картины, изображены различные цветы. Главные из них – розы, чуть кремовые, белые, розовые, по краям декоративный убор из фантастических белых листьев и цветов, похожих на белую сирень, в центре – тёмно-синие грозди винограда. Каждый из цветов, при всей их несхожести, несёт в себе композиционное единство. Здесь деталь стремится стать целым, подчиняясь законам фрактальной геометрии природы.

Натюрморты Флорес можно сравнить с барочными картинами 17 века, когда образы Христа и Апостолов изображали в виде рыб, цветов и фруктов. Так и для Анастасии за изображением роз присутствует второй, глубинный, смысл – это мандала – пластический образ-архетип геометрического круга, встречающийся в христианстве, буддизме и индуизме и символизирующий миропорядок.

Таким образом, цветы Анастасии Флорес – это не натюрморт, написанный с натуры, а модель Вселенной. Поэтому и работа над каждой картиной ведётся не традиционным способом, когда живописец составляет букет и ставит его в сосуд, чтоб не завяли. Такой натюрморт желательно написать быстро – за день-два, чтобы сохранить чувство, передать состояние. Флорес работает иначе: ей важно создать нечто, духовно напоминающее икону. Видимая лёгкость, которая присутствует в произведениях художницы, обманчива. Одна картина может быть создана за три дня, другая – за три месяца. Прежде чем приступить к работе на холсте, идёт большая предварительная работа. Основой может быть фотография увиденных на улице цветов, потом создается коллаж в Photoshop, эскиз на бумаге или в воображении.

Её творчество – это своеобразный синтез искусства и богословия, причём это проявляется не только в её художественных текстах, но и в жизни. Подобно древнерусскому иконописцу, она постится два дня, прежде чем приступить в работе, посещает все главные церковные службы, помогает в церкви, моет полы и т. п. «Для меня, – говорит она, – рисунок и живопись – это как молитва «Отче, наш».

Живопись для неё так же – это застывшая музыка, поэтому в момент создания картины она слушает духовную музыку (Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, пение грегорианских монахов, индийская ведическая музыка для медитации и релаксации Йоги). В связи с этим её волнуют проблемы синестезии и синтеза искусств, единства музыки и живописи.

Натюрморт «Белое золото» (Холст, масло. 2017.50х60) построен на двух главных оттенках белого и золотистого на чёрном фоне. Он наиболее роскошный по дизайну букета: здесь мы видим розы (их немного), нарциссы, лилии, листья папоротника, ветви ели, колокольчики. Всё это цветочное великолепие укладывается в простой тезис о возможности красоты ради красоты, искусства ради искусства. И в этом смысле они подобны музыке.

«На творчество меня вдохновляет всё прекрасное в мире: природа, женственность, прекрасная музыка, занятие танцами и красота во всем её проявлении. Сколько вокруг всего чудесного! К тому же такая цветочная арт-терапия помогает развивать в себе разнообразные женские качества, чувствительность и умение во всём видеть частичку Бога», – говорит Анастасия.

Её воодушевляет природа, прогулка по городу, музыка, молитва, а не заранее поставленный цветочный букет. То есть то, что делает художница, – это чистая композиция, изначально рождённая в голове автора, где лёгкие, светлые (розовые, голубые, светло-зеленые и нежные, жёлтые) краски стекают с цветочных букетов вниз, к краю рамы, придавая картине эскизный характер. В самом деле всё продумано, чтобы смысл работы выходил за рамки передачи натуры. Художница говорит: «Я могу вдохновиться чем угодно. Иду по магазину, городу, вижу красивые предметы. Иногда образы приходят во сне. Собираю папку, которая мне может помочь. Иногда создаю эскиз. Иногда могу в голове соединить две-три картинки и перенести их на холст. Начинаю работать с молитвой, музыкой; пока меня не устроит результат, работу не заканчиваю».

Натюрморт «Ретроспектива» (Холст, масло. 2017. 50х70) – мистический. В отличие от остальных, палитра которых состоит из открытых и чаще солнечных цветов, здесь царит полумрак. Пространство холста поделено почти пополам на светло-серый верх (небо, воздух) и темно-серый низ (землю, прошлое, воспоминания). И здесь доминируют розы с их символическим обращением к вечности. Художница показывает умение создавать цветовые полутона, видеть оттенки в наступивших сумерках.

Флорес видит в рисунке и живописи проявление сакральной геометрии – пути познания Вселенной и человека. Известно, что Пифагор полагал, что математика, геометрия – это науки, имеющие божественный смысл. Анастасия убеждена, что, используя язык сакральной геометрии, возможно донести до зрителя послания в области архитектуры, музыки, изобразительного искусства, как это делали художники античности. Все эти теоретические вопросы находят своё продолжение в повседневной жизни художницы, в её интересе к различным формам человеческой жизни и искусства: «Я увлекаюсь йогой, фотографией, танцами, веду здоровый образ жизни, регулярно занимаюсь спортом, женскими практиками, веду полезные рецепты в Instagram, люблю мантры, готовлю еду с молитвой, освящаю пищу, одно время работала ландшафтным дизайнером». Весь этот спектр интересов помогает сохранять душевное равновесие, необходимое художнику для творчества.

В работе «Ультрамарин» (Холст, масло. 2016. 60х60) мы переносимся с грешной земли в морскую пучину, в цветочный сад, который посадили молодые русалочки из сказки Андерсена. Но и здесь мы видим розы в окружении листьев и водорослей. Движение здесь происходит снизу-вверх, создаётся впечатление, что букеты стремятся выплыть к солнцу и свету.

Форма превращается в пространство, становится Вселенной, микромиром. Цветы занимают всё пространство холста, приближая к нему наш глаз, словно объектив фотоаппарата. Художница создаёт образы, причём типические, выявляющие самое главное – структуру, близкую орнаменту, по которой строится человеческая (и главное – женская) жизнь. У цветов Флорес есть характер, точнее, они демонстрируют разные состояния женской души, различные периоды человеческой жизни (юность и зрелость, энергию и покой, инфантильность и созерцательность). В одних работах она представляет демонический женский тип, в других – нежный, романтический. Но большинство из них укладываются в рамки не линейного, исторического, а циклического времени, по законам которого строится жизнь семьи, религии, традиционной морали.

Работа «Розовая нега» (Холст, масло.2016.50х60) – наиболее лирическая и гедонистическая из всех. Белые розы – цветок невесты, их дарят любимой на помолвку, свадьбу. Розовый цвет (пионы) символизирует начало любовных отношений, семейной жизни. Композиция картины построена по принципу, близкому аксонометрии, что позволяет каждый из цветков представить как Мандалу – модель Вселенной. Картину можно интерпретировать как символ вечной любви, которая никогда не иссякнет.

В творчестве Анастасии Флорес переплетаются архаика и новаторство, погружение в мир женской субкультуры, восходящей к идеалам древних ритуалов, и использование современных арт-технологий. Профессиональное художественное образование, знание академических принципов рисунка, живописи, композиции явилось основой для пластических экспериментов, в основе которых – современные социокультурные идеи в том виде, как их понимает автор, культивирующий не просто антифеминизм, а отстаивающий право женщины на собственную идентичность.

«Смысл моих картин в том, чтобы создать настроение в доме, ощущение цветочной сказки, волшебства, гармонии; принести удачу, помочь создать уют. Поэтому я хочу, чтобы, придя на выставку, человек погрузился в цветочную сказку, в сад, отдохнул, зарядился хорошими эмоциями», – так говорит художница, и это, несомненно, будут чувствовать зрители.