С 20 октября по 1 ноября в художественной галерее «Сантал» проходит персональная ретроспективная выставка краснодарского художника Георгия Петросяна (1931 – 2008) «Нить времени», на которой представлено 30 живописных полотен из творческого на
920
С 20 октября по 1 ноября в художественной галерее "Сантал" проходит персональная ретроспективная выставка краснодарского художника Георгия Петросяна (1931 – 2008) "Нить времени", на которой представлено 30 живописных полотен из творческого наследия мастера.
Художник Георгий Савельевич Петросян коренной краснодарец. Его родственники переехали в Екатеринодар в 1915 году, спасаясь от геноцида. В 1958 году Георгий окончил Краснодарское художественное училище, в 1965 году – Московский государственный Ордена Трудового Красного Знамени художественный институт им. В. И. Сурикова по специальности станковая живопись. По распределению уехал в Петропавловск-Камчатский, затем вернулся в Краснодар. Член Союза художников РФ с 1994 г. Работы художника хранятся в Краснодарском художественном музее им. ФА. Коваленко, ККВЗИИ, частных собраниях Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга, Израиля.
Георгий Савельевич Петросян из тех редких людей, которые живут только ради искусства. Уже после окончания училища, института, службы в армии, жизни в Москве и на Камчатке, вернувшись в Краснодар уже достаточно взрослым человеком, он открыл для себя Армению и посвятил ей свое творчество. А самое главное, в Ереване он познакомился с народным художником СССР Мартиросом Сарьяном, который стал для начинающего живописца Учителем в самом высоком смысле слова. Эта поездка во многом изменила не только его мировосприятие, но и палитру, которая в противовес серо-коричневой "московской" гамме, насытилась цветом, идущим от кавказских ландшафтов Араратской долины.
Работы Петросяна 1970-1980-х годов выпадали из политизированного советского контекста, поэтому членом Союза художников он стал лишь в 1994 году, когда ушли в прошлое химеры соцреализма. Художник противопоставил идеологическим аксиомам молитвенно-созерцательный взгляд на мир. В своем творчестве краснодарский живописец был прозрачен для стихий жизни и энергий Вселенной. Он полагал, что нельзя диктовать жизни, какой она должна быть, и ставил природу выше человека (то есть человека социального).
Художник создал свой миф об Армении – своей прародине. Наследуя традиции Сарьяна, творчество которого выросло из русского и западного символизма, Георгий сам погрузился в эстетику, культуру и образ жизни художников рубежа эпох. Он выбрал для себя путь монашеской аскезы, противопоставляя ее несколько разгульной жизни "бражников" – собратьев по кисточке. Зарабатывая себе на жизнь в Творческо-производственном комбинате, Петросян все свое свободное время проводил на пленэре, в Армении, где писал этюды, позднее в мастерской, превращающиеся в картины. Лирический, декоративный пейзаж, тематическая картина, портрет (часто с элементами пейзажа) – вот основные его жанровые пристрастия.
Подобно Сезанну и русским художникам группы "Голубая роза", он отказывается от дифференциации изобразительных средств: линии, пятна, цвета, моделировки в пользу синтетического видения натуры. Среди жанровых картин следует выделить такие работы: "Немцы убили тетю Сатеник" (1977 г.), "Армянские музыканты" (1975 г.). Художника волнуют драматические события родной страны, но и трагедию, и мажор он видит цветным. Динамика, накал страстей достигается контрастными цветовыми сочетаниями.
Пейзажи Петросяна – космогонические. У него немного устойчивых планов, вертикалей и горизонталей, линии и пятна всегда изгибаются, но не так, как знаменитые s-образные композиции модерна, а по-своему. Излюбленный композиционный прием для пейзажей – аксонометрия – позволяет видеть мир с точки зрения летящей птицы и воспринимать его целостно.
Большая серия пейзажей посвящена Араратской долине, подобной земному раю, жизнь в котором течет по мифологическим законам. Он населяет эту "Аркадию" образами людей, животных, растений, пластически и по цвету понимая их, как единое гармоническое целое: "Арарат. Ветрено" (1980 г.), "Аштарак летом" (1981 г.), "Деревья в горах" (1989 г.).
Его многочисленные портреты представляют собой своего рода иконостас деятелей культуры Армении, друзей и родственников. Иконописные и иконографические приемы, которые использует художник, отсылают нас к византийским праобразам, поэтому реальные портретные прототипы не всегда узнаются. Психологическая составляющая портретного искусства уходит на второй план, а на первом остается вечное, то есть духовное, а не душевное. Сакрально-культовая картина мира позволяет ему относиться к миру, как к храму, поэтому реальные персонажи (учителя, врачи, переводчики, музыканты) напоминают лики святых. Картина "Композитор Комитас" (1982 г.) из собрания ККХМ им. Ф.А. Коваленко – программное произведение художника. Фигура священника и композитора изображается на плоскости слева, а справа такая же знаковая святыня для всего армянского народа – гора Арарат. Большой Человек, таким образом, соразмерен Большой Горе. Петросян следует концепции, распространенной в философии начала ХХ века о Художнике-Творце, писателе, музыканте как части природных стихий. Среди подобных работ: портрет "Певица Лина Мкртчан в гостях у семьи Петросян" (1995 г.), "Арно Бабаджанян" (1996 г.), "Автопортрет с братом Борисом. Музыка" (1996 г.), "Евгений Вахтангов" (2000 г.), "Татьяна Корякина-актриса" (1983 г.) и др.
Петросян, как и его творческие учителя, ориенталист. Он соединяет композиционно-цветовую систему классического европейского искусства с восточным пантеизмом. Все натюрморты художника изысканные, декоративные и отчасти монументальные. Европейское искусство фигуры и фона, пространства и плоскости сочетается с орнаментальной композицией восточного ковра.
Петросян обладал особым чувством энергетической силы цвета, но в противовес своим знаменитым брутальным армянским собратьям он слишком лиричен, тонок и нежен. У каждого живописца есть своя излюбленная колористическая гамма. Знаковыми для Петросяна является соседство оранжевого и зеленого, розового и синего, погружающее нас в странную мистическую атмосферу.
Георгий Савельевич сочетал в себе дар живописца и теоретика искусства. Он автор четырех книг-воспоминаний о своей жизни, встречах с великими людьми. Его мысли об искусстве часто носят афористический характер, в них, как и на картинах, он продолжает свой диалог с миром искусства.
Член АИС Татьяна Соколинская