Культура:

Нормы этикета и Микки Маус

06.06.2023

«Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». А.С. Пушкин.

Автор: Светлана Макарова-Гриценко

948

Давно известно, что лучший способ найти выход из затруднительной ситуации – вспомнить правило этикета. По словам международного эксперта и автора книги «Азбука этикета. Игра в слова» Татьяны Поляковой, соблюдение этикета – это не про бесконечную вереницу ложечек и вилок на все случаи жизни, это умение поставить себя в обществе. Обозначать и оберегать свои границы, постоянно создавать и поддерживать комфортную для всех среду общения. Ключевое слово здесь – «для всех». Что, казалось бы, из области запредельного, ведь с детства на слуху, что «всем понравиться невозможно». Но далее автором сформулирована важная и, на мой взгляд, главная идея этикета – никого не обидеть. То есть, коль понравиться всем невозможно, то главное – никого не обидеть. Законодателями светского этикета, как известно, являются короли, королевские семьи, но в данной идее происходит наполнение светского этикета христианской моралью. Свидетельств тому было множество. От Евангельских «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» до хора святых, например, оптинский старец Лев говорил: «Будь справедлива и не обижай никого».

К чему эти перечисления? Только для того, чтобы подчеркнуть, что данную позицию разделяет и запад, и восток. Она является маркером для христианина и православного, и католика, для человека культурного, воспитанного по правилам этикета хотя бы в малой степени.

И теперь у меня вопрос, к какой категории можно отнести нового директора Пушкинского музея Елизавету Лихачёву, если она не имеет понятия ни об этикете, ни о заповедях Христовых, если к ней нельзя применить также понятие культурного «воспитанного» человека. Напомню. В одном из первых своих интервью после назначения на высокий пост, а случилось это в марте, Лихачёву попросили прокомментировать фотографию Сталина в её директорском кабинете. Как известно, 5 марта 2023 года исполнилось 70 лет после смерти вождя, и тема Сталина на слуху. Новый директор музея ответила на вопросы ведущих более чем эмоционально: «Люди сидят и на полном серьёзе обсуждают смерть Сталина. Граждане, вы там совсем, что ли, кукухой поехали? Вообще больше обсудить нечего? Для нас Сталин всегда был таким, я бы сказала, маркером, что ли. Он для нас является предметом поп-культуры, как Микки Маус. Изображений Сталина много, и он в конечном итоге и есть предмет поп-культуры. То есть каждый раз, когда людей надо отвлечь от чего-то серьёзного, важного, достаётся Сталин»… «Фигура Сталина сложная, неоднозначная, и я приверженец очень простой позиции: он сдох – всё, проехали. Мы не можем мерить нашу сегодняшнюю жизнь Сталиным, это смешно просто».

Лично у меня после этих слов Лихачёвой появилось ощущение ирреального… И вот несколько комментариев под упомянутым видеоинтервью: «Россияне, москвичи, вы что допустили? Открытого врага, ненавидящего Россию и всё русское, позволили встать во главе музея имени истинно русского поэта Александра Сергеевича? Пишите петиции, собирайте подписи против этой жабы! Мы в Германии, в самом вражеском тылу, стоим за Россию, собираем митинги, проводим автопробеги за Россию, а в Москве вон что творится. Помогите Государю Владимиру Владимировичу. Ему без поддержки народа России никак не удержать её. Вам нужны снова 90-е? Стас. Российский немец из Казахстана, ныне в Германии». «Как директор музея позволяет себе циничные, похабные высказывания, …«сдох»?! Вот так дипломированный искусствовед, вот так эстетика речи! Выражается как заправский мужик. Как человек с таким фамильярным отношением к истории России (Сталин, Пётр Первый, Иоанн Грозный) может быть директором такого музея?».

И правда, «как?» Как возможно озвучить процитированное выше из интервью Лихачёвой, выговорить публичную грубость в адрес человека, ведь даже про любимого попугайчика говорят иначе. Тем более, что слова прозвучали о личности исторической, в числе прочего – Главнокомандующего Советской армии, победившей фашизм. Ведь с именем Сталина наши солдаты шли в смертельные атаки. Для Лихачёвой же Иосиф Виссарионович равен Микки Маусу. Далее новый директор государственного Пушкинского музея поведала, что периодически к ней попадают изображения вождя, выполненные из разных материалов, с забавными дополнениями, например, с некими ушками. Особо подробно рассказала про бюст Сталина из мыла, который вполне себе успешно «удалось смылить», мол, это ж круто, грязные руки – и об вождя народов… Нисколько не смущаясь, Елизавета небрежно отозвалась и о первом русском императоре Петре, и о первом царе Иване Грозном. Пооткровенничала, как была участницей прокремлевского молодёжного движения «Идущие вместе»: «Секрет моего интереса к пропутинской организации очень прост – там платили, взяли трудовую книжку и платили». Здесь без комментариев…

Пушкинский музей – уникальное хранилище национальных сокровищ, сокровищ именно духовных, на сегодняшний день музей является одним из символов русской культуры, силовым узлом, скрепой Русского мира. Но думаю, не стоит далее цитировать признания нового директора, хотя «забавного», а точнее бесстыдного в этом интервью ещё много. Суть в другом. Именно сейчас, когда против России ракетами, танками и гаубицами открыто воюет больше пятидесяти стран, происходит национальная, всенародная мобилизация и консолидация Русского мира. И, конечно же, есть точки, подобные местам стыковок Северного потока, точки, которые легче вскрыть, взорвать, в которых легче разорвать круг встающих на защиту Родины людей. Людей разных и по вероисповеданию, и по национальностям, и по семейному воспитанию, но ищущих сегодня сплочения, единения ввиду смертельных угроз жизни нашего Отечества.

И Лихачёва, ни на минуту не задумываясь, взрывает именно такой стык! Буквально сталкивая лбами, снова и снова вызывая противоборство сталинистов и их оппонентов. Во время СВО, когда даже убеждённые либералы не раз признавали, что вся компания, связанная с очернением Иосифа Виссарионовича, приравниванием его к Гитлеру, имеет глобальную цель – пересмотр итогов Великой Отечественной войны и демонизации нашего государства, ЭТО ОПАСНО. Евгений Павлович Авдеенко, один из самых глубоких современных толкователей Библии, указывая, что первое условие спасения – сыновство, предупреждал: «Канииты будут призывать вас отказываться от своих отцов. Канииты снова и снова сталкивают лбами белых и красных, сталинистов и заключённых ГУЛАГа». В то время, когда по прошествии лет страшные раны срастаются, и сегодня мы – единые потомки и белых, и красных, единые потомки победителей фашизма. Мы вместе выходим против общего врага, и мы обязаны понимать, насколько опасно то, как пренебрежительно отзывается о нашей истории директор ведущего государственного музея Лихачёва. Опасно, жизненно опасно взрывать общество во время проведения боевых действий! Опасно и преступно «смыливать» главнокомандующего. Именно таким нигилизмом по отношению к власти травили общество «прорабы перестройки», сейчас доживающие свои дни на Западе.

Надо ясно осознавать: пока в нашей стране будут звучать подобные откровения, над всеми нами висит опасность гибели нашей страны. Да, русских нельзя победить извне, но в двадцатом веке русские дважды сами рушили свою страну. Это происходит в истории только тогда, когда общество перестаёт не только любить, но и уважать своё государство. Да, конечно, внешняя помощь в организации и поддержании деструктивных процессов несомненна, но эта не та сила, которая способна была обрушить Империю и развалить Советский Союз. В главном это сделали граждане, которые не любили и не уважали государство. И вот опять именно они оказываются на ключевых позициях… Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачёва высказалась не только о Сталине, она ведь и цинично выразилась о работе в «пропутинском» молодёжном движении. Как вы думаете, ей не всё равно, чей бюст будет лежать в мыльнице в следующий раз, и кого она благополучно «смылит»?..

Я не буду спорить с Галиной Иванкиной, автором статьи «Вам шашечки или ехать?», утверждающей, что Лихачёва, как специалист-музейщик, «ездить умеет» и добилась определённых успехов, возглавляя музей архитектуры. Вопрос в другом, в направлении, по которому «поедет». В направлении движения государственной культуры военного времени. Культура – сверхэмоциональная сфера национального мировоззрения и не может быть неидеологизированной. Наши враги именно с помощью ресурсов культурного воспитания формировали и формируют безлюбивое государство, государство, которое жертвенно закалывали к вражескому празднику, пусть оно было даже коммерчески и промышленно успешное – как известно, и Российская империя, и СССР обладали большим материальным потенциалом, но это их не спасло. Как не спасла и одна из самых сильных и грозных армий мира в 90-х. Россия, как государство, может погибнуть, лишившись любви и уважения своих граждан, которые превращаются в людей с холодными глазами. Для них великие имена великой истории России сродни мультяшному мышонку Микки Маусу. Под эти песни формировались навальнята, которые теперь сбегают через Верхний Ларс, взрывают военкоров и готовы предать за шоколадку…

Пока государство ставит таких директоров в главных музеях страны, мы все в большой опасности…