В известной в Краснодаре художественной галерее «Сантал» (Коммунаров, 58) 7 сентября открылась выставка художника из Туапсе Александра Прусова «От Туапсе до Валаама»
784
В известной в Краснодаре художественной галерее "Сантал" (Коммунаров, 58) 7 сентября открылась выставка художника из Туапсе Александра Прусова "От Туапсе до Валаама"
Художественная галерея "Сантал" (ул. Коммунаров,58) приглашает на персональную выставку А.А. Прусова "От Туапсе до Валаама".
Выставка проводится с 7 по 20 сентября 2013 г.
Время работы: с 09.00 до 18.00 в рабочие дни,
с 09.00 до 16.00 в выходные дни.
Тел: 267-11-37; 267-11-57
Вход свободный.
На выставке художник демонстрирует работы, написанные с 1992 года. Александр, человек неуёмной энергии, любитель путешествовать, представил на суд краснодарцев пейзажные циклы "Туапсе", "Суздаль и Золотое кольцо России", "Валаам", "Академичка – Вышний Волочёк", "Пятигорск". Это выставка этюдов, написанных в разные годы в поездках по России, по местам, которые дороги каждому русскому человеку – Владимиру, Суздалю, Переяславлю-Залесскому, Валааму.
Название выставки "От Туапсе до Валаама" не случайно. Это творческие пути-дороги автора. Родом он из Брянска, там получил образование, преподавал в пединституте и художественном училище, в Туапсе переехал с семьёй в 1998 году. Программным произведением о Туапсе на данной выставке является работа "Скала Киселёва", названная так в честь художника А.А. Киселёва, дом-музей которого туапсинцы бережно сохраняют. Многие пишут этот морской утёс, но мало кому удаётся передать его красоту и величие, как это сумел А. Прусов.
Образы южной природы – тёплого, словно дышащего Чёрного моря, окутанного солнечным маревом ("На набережной Туапсе", "Дикий пляж", "Жёлтые зонтики", "Небо и море", "Прибой", "Вид на порт Туапсе" и др.), наполнили выставку пряностью красок южного колорита, раздольем морской глади, смыкающейся на горизонте с высокой небесной лазурью ("Небо и море"). Художник освоил колорит юга, пишет легко, размашисто, мазками, как будто быстро-быстро перебирает струны гитары, сочные яркие мазки воплощают воду, зонтики на пляже, загорелые тела отдыхающих, блики от солнца на воде.
Выставка представляет собой коллекцию этюдов, сделанных на едином дыхании во время путешествий. В них художник избегает повествовательности, стремится передать целостность первого впечатления, настроение. В ряде работ из циклов "Суздаль и Золотое кольцо России", "Валаам" А. Прусов изображает древнерусские города, монастыри. Каждой серии присущ свой душевный настрой. Работы из циклов "Суздаль и Золотое кольцо России", "Валаам", "Академичка" – академическая дача для художников в Вышнем Волочке, отличаются неброскими цветовыми отношениями, придающими живописи Прусова духовную глубину и умиротворённость.
Большинству работ о Валааме присуща монументальность композиционных решений. Лаконизм художественных средств, динамичный контраст серого неба и тёмно-зелёных лиственниц создают выразительный образ сурового Севера. Однако у Прусова эта выразительность тихая, умиротворённая. Почти в каждой работе изображены храмы Валаама, их белеющие очертания придают этому суровому краю спокойствие и вызывают благоговейное чувство перед жизнью, в котором воплощена ответственность за все живущее на Земле, и готовность жертвовать личной волей к жизни ради любви к Богу и всему сущему. Казалось бы, небольшие по размерам работы-этюды, но сколько в них святости и правдивости. Собранные на выставке в единую композицию, как в мозаике, они создали своеобразный изобразительный эквивалент поэтического образа Валаама ("На Валааме", "Церковь иконы Валаамской Божией Матери", "Никольский скит", "Разговор на Валааме", "Под небом Валаама", "Вечер на Валааме", "Сирень цветёт", "Лиственницы на Валааме" и др.).
Работы из цикла "Суздаль и Золотое кольцо России" посвящены торжественной, величественной архитектуре старорусских храмов и монастырей, вызывающей чувство сопричастности русского человека к своей великой истории. Полотно "Спасо-Преоб-раженский собор". Словно богатырь на заставе, он принял на себя потоки полуденных лучей жаркого солнца. Художнику удаются пограничные состояния времени суток, где более всего проявляются светотеневые контрасты. "Хмурый день в Суздале" – ранняя весна, ещё лежит кое-где снег, сквозь тёмные силуэты деревьев на первом плане, на фоне сереющего неба, просматривается храм. Там идет вечерняя служба, у входа стоят люди, из оконцев пробивается свет. Тишина. "Переяславль-Залесский. Вечер" – вершину невысокого холма венчает красавец-монастырь, лучи последних мгновений заката позолотили здания монастыря, купола церквей и склон холма. "Розовый вечер под Суздалем", "Август в Суздале", "Рождественский собор в Суздале", "Вечер в Кидекше. г. Суздаль", "Золотые ворота во Владимире" – все эти работы о главном, в них призыв к миру и покою в душе, тихое восхищение величавой красотой русской архитектуры и природы.
На Академичке автор был зимой, поэтому большинство работ посвящено зимнему пейзажу. На выставке их немного, но от цепкого взгляда художника они не ускользают. "Зима на реке Мсте", "Тихая зима", "Мартовские тени", "Мартовское солнце", "Начало весны", "Начало марта" – этюды, передающие прелесть времени года в этом бывшем эдеме для художников.
Художественное сообщество Краснодара знакомо с творчеством А. Прусова более 10 лет. Череда малых персональных выставок свидетельствует о том, что художник накопил богатый творческий опыт, что он полон новых замыслов. Эти выставки – своеобразная подготовка к большой юбилейной выставке, которую планирует художник.
Искусствовед
А. КОСТИГИНА