Культура:

«Перезагрузка»

16.10.2018

«Битва за мечту начинается. Новый сезон. Перезагрузка». Узнали? Конечно, это – «Голос»!

2892

«Битва за мечту начинается. Новый сезон. Перезагрузка». Узнали? Конечно, это – «Голос»! Тот самый телевизионный проект, который вызвал в свое время не только огромный интерес телезрителей России, но и дал повод для надежд на культурную перезагрузку, хотя бы на государственных каналах. Казалось, теперь-то мы точно услышим новые красивые голоса, увидим молодые светлые таланты, которые сменят надоевшую попсовую голубоэкранную камарилью. И зазвучат, наконец, повсюду душевные, лирические мелодии, о которых вспоминал владыка Тихон Шевкунов, заявив, что в советское время песня нам заменяла молитву. Мы поверили в новый проект, ведь недаром же в наставники был приглашен Александр Градский. А присутствие Пелагеи обещало возвращение в эфир фольклора народов России, иначе ведь и не должно быть в многонациональной стране.

И вот Первый эфир 5 октября 2012 года. Открылся он песней группы The Beatles «Let it be», которую браво исполнили наставники: Дима Билан, Пелагея, Александр Градский и Леонид Агутин. Конечно, песня эта была выбрана устроителями совсем не случайно, но мало кто из телезрителей понимал, почему ключевым словом проекта является «перезагрузка».

Перезагружали не телевизионный эфир, а сознание телезрителей.

Достаточно сравнить количество песен на русском и иностранных языках, конечно, в основном, на английском, прозвучавших за прошедшие шесть сезонов, чтобы убедиться в плановой динамике процесса уменьшения числа песен отечественных.

Картина станет еще неприглядней, если отсмотреть статистику следующего этапа «перезагрузки» – конкурса «Голос дети». Устроители не щадили юных вокалистов, заставляя их истерить и визжать до разрыва аорты так же, как это делают взрослые шоу-звезды. И, конечно же, на всё том же английском, изредка французском. Обезьянье подражание западным исполнителям с хвастаньем произношением, продолжилось у пожилых самодеятельных вокалистов (подслащение пенсионной «реформы»)...

Какая музыка звучит над Россией, что слышим мы, когда гуляем семьями в парках и скверах, когда сидим в кафе, когда заходим в торговые центры? Только иноязычная. В столице, и в провинции – сплошь иноязычная. Почему в День города Краснодара в сквере Жукова звучит «Hotel California» или «Dáncing Queen»? А на Красной площади – в Новогодье, во Внуково (Новая Москва) – на детском празднике для самых маленьких? Рэп, хип-хоп, кантри, техно… Не раз спрашивала устроителей: почему? Во Внуково мне ответили, что причиной тому – авторские права: якобы с отечественными музыкантами договориться сложнее. И «нарезку» сделать – проблематично. Согласитесь, звучит очень странно.

Мы привыкли к тому, что подростки и молодежь – сплошь в наушниках, в транспорте, на улицах, даже в учебных аудиториях. Как вы думаете, что они слушают? Сомневаться не приходится. Прибавьте вывески наших городов и сел (!) на тотальной латинице. Какой образ Родины формируется с раннего детства у нашей молодежи? Покоренной, оккупированной, без права на свои песни, чувства, мысли.

Но вернемся к «Голосу». «Перезагрузка» прошла успешно: новых открытий – всё меньше. Таланты, конечно, есть, только они больше похожи на падающие звезды – сверкнули и исчезли. Так что эфир по-прежнему принадлежит примитивной попсе и тюремному шансону (передача «Три аккорда» – апогей блатной музыки на ТВ), жиденько разбавляемые афроамериканским джазом. Последним особенно отмечен канал «Культура FM», который может полдня «травить» население примитивными фанками и соулами в мажорных тональностях. Как будто исполняется завет Геббельса, рекомендовавшего транслировать на оккупированную территорию только веселую музыку.

Всё это сочетается с новыми «гуманными» установками в нашем образовании: никого не грузить, не напрягать, не огорчать – ни в коем случае не дать понять лодырю, что он лодырь, а дураку – что дурак. Учение должно быть сплошным развлечением и фаном.

За этими тотальными «весельем» и «гуманизмом» явно просматривается чья-то конкретная задача: из наследника великой русской культуры вырастить придурка с пустой головой, в которую всегда можно будет заливать всё, что требуется. Впрочем, «придурок» – это неполиткорректно. Выработан нейтральный, ничего не объясняющий, но красиво звучащий термин – «альтернативно одаренный». Кому-то очень нужен «альтернативный» – противоположный своей истории, своей вере, своей цивилизации, тот, кому можно впаривать любые, самые бесполезные, товары и втюхивать любые, сколь угодно фантастические, политические утки. Альтернативный вечный недоросль.

И уже выращено такое поколение недорослей, абсолютно не знающее не только истории, но и географии: ведь они не разрисовывали контурные карты и не выучивали «советские глупости», вроде высоты гор, названий областей, не чертивших указкой линии границы между Европой и Азией. Зачем? Надо будет – погуглят. Такой «альтернативный», не имеющий базовой информации в собственной голове, а не в компьютере – не может самостоятельно мыслить. Ему просто нечем мыслить, не из чего строить свои рассуждения – материала нет. Значит, задача выполнена.

…В мире без мелодий – отсутствуют эмоции, значит, не живет, не развивается, усыхает душа. «Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием», – писал Владимир Васильевич Стасов. И продолжал: «Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас». Но, увы, похоже, это теперь в прошлом. Из нашей жизни уже совершенно изгнали мелодию, служившую выразителем больших, сильных, красивых чувств, из песенных текстов убрали мысль, лишили песню национального содержания.

Проект «Голос» начинает свой седьмой сезон. И, согласно изначальному плану «перезагрузки», теперь уже не нужен Градский, ни к чему Пелагея. Где был Лепс – теперь Шнур… а кто будет завтра?  

Светлана Макарова-Гриценко