Политические изменения, произошедшие на обширных просторах постсоветского пространства, определенным образом повлияли на культуру и искусство, выпустив наружу джинна свободного творчества. Появилась плеяда художников, освоивших принципы полистилизма
2175
Политические изменения, произошедшие на обширных просторах постсоветского пространства, определенным образом повлияли на культуру и искусство, выпустив наружу джинна свободного творчества. Появилась плеяда художников, освоивших принципы полистилизма и ставших своего рода полиглотами. Среди них майкопский живописец, заслуженный художник РФ Борис Иванович Воронкин. Его кредо в том, чтобы, как он говорит, «писать всегда заново, не набивая руку на отработанном приеме, не становясь ремесленником».
Все творчество художника построено на сочетании традиций и новаторства, что позволяет быть современным, не разрушая прошлого. Верность традиции удерживает его на плаву в мутных водах мейнстрима, интерес к новому дает возможность творчески переосмысливать авангардные языки ХХ века, любовь к людям делает искусство нравственным и человечным. Он сохраняет интерес к большим проблемам истории, народа и страны, его интересуют моральные и социальные ценности: гуманизм, великодушие, патриотизм. Но при этом художник готов самозабвенно погрузиться в жизнь материи: в игру света и тени, в пульсацию живописных фактур, в неотразимое волшебство бытия.
Б.И. Воронкин родился 20 ноября 1941 года в станице Тбилисской. В 1968 году окончил Краснодарское художественное училище. В 1969 году переехал в Майкоп, где началась его творческая жизнь. С начала 1970-х принимал участие в групповых, городских, краевых, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1993 по 2004 год возглавлял Союз художников Республики Адыгея. C 1993 года – заслуженный художник СХ РФ.
Большую роль в его творчестве сыграли поездки в Дом творчества Союза художников «Академическая дача», построенный еще при И.Е. Репине как место пленэра студентов Российской Академии художеств. Под руководством В.Ф. Загонека, братьев А.П. и С.П. Ткачевых, Ю.П. Кугача он прошел своего рода аспирантуру, что позволило усовершенствовать профессиональные качества и создать свой пластический язык. Соединение ремесла и фантазии стало для Бориса Ивановича творческим кредо. Особенно повлиял на молодого художника представитель ленинградской школы живописи Вячеслав Загонек, соединявший реализм с романтической эстетикой.
Б.И. Воронкин вступил на тернистый путь художника в 1960-е – переломные годы «Оттепели», когда художественная жизнь в СССР бурлила и разводила людей по разные стороны баррикад. Но и на одной, и на другой стороне встречались и истинные творцы, и те, кто занимался профанацией, а не искусством. Молодой живописец освоил еще в молодости серединный путь художников, которые занимались пластикой, а не концепциями. Влияние «сурового стиля», иконы, затем символизма – это были те новации, которые в той или иной степени остались с Борисом Воронкиным навсегда. Использование в композициях приемов кинематографического монтажа, свободное отношение к цвету, буквально не связанному с реальностью, а имеющему символическое наполнение, декоративность, любовь к пластическим метафорам в одних работах и добротный реализм в других – все это присуще ему издавна.
Одна из тематических композиций – это триптих «Любо, братцы, жить» (ДВП. 2010). В основе этой работы история Кубани. Центральная часть представляет собой батальную сцену, написанную в экспрессивном стиле. Фланкирующие ее части – это портреты кубанских атаманов, созданных в манере, напоминающей иконописные клейма, в которых изображают сцены из библейских или евангельских событий. Сам язык, таким образом, настраивает зрителя на высокий уровень. А в триптихе «Станичники» (2007. ДВП) сочетаются традиции древнерусского лубка, иконы с элементами современного концептуализма. В центральной части в позе репрезентации изображены казак и казачка, боковые разделены на клейма, в которых история Кубани представлена в лицах односельчан художника.
Тема Великой Отечественной войны проходит через все творчество художника. Во многих произведениях так или иначе возникает образ отца-фронтовика, который стал для него образом – архетипом. Одна из центральных на выставке – картина «Родина» (2007.Холст, акрил), сложная по стилю, декоративная, синтезирующая наивное искусство с современным неосимволизмом. Здесь не только язык, но и содержание многоплановое. Бытовой жанр (перед кубанской хатой представлена семья из пяти человек) сочетается с патриотическим и религиозным смыслом. Сам дом, занимающий центральное положение – это символ России. Красная звезда на нем – знак того, что здесь жил или живет ветеран Великой Отечественной. Дом стоит на условно изображенной земле, данной в аксонометрии, и мы видим одновременно и плоскость, и перспективу, в том числе обратную. Если на земле дом, фланкируют фигуры людей, то над ним, на небе, с двух сторон фигуры крылатых ангелов благословляют эту грешную землю. Художник любит простое, человеческое, но наделяет это концептуальным смыслом. «Люблю старинный казачий дом. Я не впал в детство, но отчетливо его вспоминаю», – говорит Борис Иванович.
Кубань для Воронкина – это священное пространство, подобное сакральным ландшафтам священных рощ древних черкесов. Это проявляется в различных жанрах – картинах, пейзажах, портретах, натюрмортах. Он гений места, чье творчество неотделимо от южно-российского региона. Все пейзажи можно разделить примерно на две большие группы: пейзажи среднерусской полосы России, написанные в Доме творчества, и южные, созданные в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Ранний период творчества – время создания камерных психологических портретов, написанных в правдивой реалистической манере, в которых автору важны не только сходства с моделями, но стремление проникнуть в мир души человека, а в парадных портретах передать его социальный статус. При переходе от реалистического к декоративному портрету меняется концепция человека. Человек и природа воспринимаются как единое гармоничное целое.
Для Бориса Ивановича в человеке важны возвышенные качества, гармония между духом и телом. Он ищет и находит обе эти сущности и в себе, и в своих персонажах. Художник создает своеобразную иконографию русских красавиц, которых одевает в сарафаны и кокошники («От тебя исходит свет». 2004). У этих образов были свои реальные прототипы, но для создания архетипических женских образов, погруженных в древние пласты русской истории и культуры, автор использует большую степень идеализации.
Стремление к равновесию во всем и высокое чувство меры, способность даже в небольших работах создавать законченные картины приводит к необходимости использования композиционных приемов сценической драматургии. Театральная логика освоения сценического пространства – в основе композиции многих его работ. Это присутствует и в натюрмортах. Борис Иванович любит повторять слова Дейнеки: «Когда не знаешь, что написать, пиши натюрморт». «Пасха» (Картон, масло, 2016) – это небольшой натюрморт, в котором сочетается академическая композиция с современными декоративными фактурными поисками. Причем, помимо живописных, ему важны и содержательные, символические смыслы.
У Бориса Воронкина очень личное отношение к своим персонажам: людям, цветам, деревьям, домам, предметам натюрморта. Ярко выраженное субъективное начало делает его творчество сродни лирической поэзии. И занимается он этим уже 50 лет.
Искусствовед, член АИС Татьяна Соколинская
Приглашаем на выставку
«Последовательность в разнообразии»
С 15 ноября по 04 декабря в Художественной галерее «Сантал» проходит персональная выставка заслуженного художника РФ Бориса Ивановича Воронкина, приуроченная к его 75-летнему юбилею. В экспозицию вошло 50 живописных работ, созданных за 20 лет творческой деятельности: жанровые и символические композиции, пейзажи, натюрморты, портреты.
Выставка работает ежедневно, без выходных, вход свободный.