Культура:

Послания Паршкова

16.09.2013

Алексей Паршков – уникальный художник, в творчестве которого сочетаются традиции и новаторство, национальное и интернациональное, консервативное и креативное

824

Алексей Паршков – уникальный художник, в творчестве которого сочетаются традиции
и новаторство, национальное и интернациональное, консервативное и креативное

У колодца. 2012. 95х100

Он из тех авторов, кто работает со стихиями земли, воды, воздуха... Происходящее на его холстах созвучно космическим процессам на солнце, далеких планетах, белых карликах, в черных дырах. Но это далеко от фэнтези и научной фантастики. Паршков отказывается от норм и посланий современной цивилизации ради утверждения идеалов традиционных земледельческих культур. В своих произведениях художник создает символический образ родной земли, но не летопись, а мифологию. Его интересует не столько история, в частности история казачества, сколько жизнь Человека на Земле.

Алексей Паршков пишет большие тематические полотна, выходящие за рамки станковой картины и приближающиеся к монументальным панно. Они, как правило, плоскостные и декоративные, обобщенностью и лаконизмом тяготеющие к архаике. Во всех работах чувствуется общий иконографический подход. Монументальность поз жителей кубанской станицы подобна молитвенному предстоянию святых в византийском и древнерусском искусстве. Но предстоят они перед солнцем, небом, космосом. Они позируют, как будто совершают магический ритуал.
Перед картинами Паршкова зритель ощущает себя словно перед иконой. Использование обратной перспективы позволяет художнику добиваться эффекта легкого "движения" персонажей на зрителя, который "слышит" голоса "забытых предков". Картины кубанского художника – это окна в иной, не сегодняшний мир. В этом видится воплощенная в образах философская мысль ХХ – начала ХХI века: человек перестал быть центром Вселенной и мерой всех вещей.
Герой мастера – это человек соборный, живущий в условиях единого фольклорного времени. Жизнь и смерть рассматривается в их сущностном, коллективном аспекте, поэтому так часто изображается семья, представленная тремя поколениями.
Исключительная сила идей Паршкова – в его глубокой народной основе, в связи с элементами древнего космоса: пищей, питьем, плодородием, рождением, любовью в ее самых простых формах, смертью. Его герои – жители станицы Корсунской, быт и бытие которых нераздельны, природа космична. Это дети земли, живущие по ее элементарным законам. Они косят сено, убирают картошку, доят коров, сидят за праздничным столом. В этом есть большая доля поэтизации патриархального уклада жизни кубанских жителей. В эпос привносится лирическое, глубоко интимное начало.
Лиризм – основное качество женских образов мастера, который дает им нежные имена – Катенька, Машенька, Мария. Их реальные прототипы (соседки, дочери и жены друзей и знакомых) не всегда узнаваемы, но всегда символичны. Это кубанские мадонны, показанные в пору юности или в расцвете своей красоты. Художник изображает их в хате, на веранде, под яблоней или у колодца. Он создает серии женских образов, часто представляя их в виде лесных русалок или "курочек".
"Кубанский" натюрморт у Паршкова выражает сакральный характер. Нет ни одного из даров земли, что в изобилии произ-растают на Кубани, или домашней утвари крестьянина, которые не были бы запечатлены в его работах: тыквы, редис, груши, яблоки, виноград, картофель, помидоры, огурцы, чеснок, лук, зелень, караваи хлеба, пасхальные куличи, глечики, макитры, кувшины, рушники, бутыли, мешки, корзины, мотыги, грабли… Все это представляет собой своего рода литургию.
Пейзаж – редкий для художника жанр, ибо он смотрит на мир глазами не фотографа, а философа, для которого нет деревьев, а есть Мировое древо, нет реки, а есть Лета.
Развивая в своем творчестве традиции русского символизма и французской живописи начала и середины ХХ века (А. Матисс, П. Боннар), православной иконы и фрески, А. Паршков создает свой, "кубанский" стиль.
Он не связывает себя с какой-либо идеологией, политическим учением. "Если человеку не хватает прямого контакта, он найдет посредников. Мне не нужны посредники. Мне нужно только солнце", – восклицает он. Почти как Диоген!
Когда А. Паршков говорит, что не предаст "отцов", он утверждает зависимость человеческой жизни от онтологических законов бытия. Для него природный мир со всеми населяющими его созданиями божьими – это текст, написанный Господом для ум-ного человека-читателя.
Художник полагает, что без влияния на современную, все более урбанизирующуюся цивилизацию патриархальных земледельческих культур существование гомо сапиенса станет проблематичным. Ритуалы, связывающие человека с природными циклами, оказываются разумными, поскольку основаны на идее продолжения жизни. Он убежден, что ослабление зависимости человека от природы – патология. И в этом его рассуждения не только близки духу русской религиозной философии, но и вполне соответствуют взглядам современных "зеленых". Послания художника из кубанской станицы Старокорсунской адресованы всем и каждому.

Член Ассоциации искусствоведов
Татьяна СОКОЛИНСКАЯ