Культура:

Привычка жить по правде

16.11.2016

Заслуженный артист Кубани Валерий Трифонов многие годы работает в творческом объединении «Премьера». Уже не одно поколение детей выросли на «Новогодних фантазиях», что идут во дворце искусств в период зимних каникул, Ва

1920

Заслуженный артист Кубани  Валерий Трифонов многие годы работает в творческом объединении «Премьера». Уже не одно поколение детей выросли на «Новогодних фантазиях», что идут во дворце искусств в период зимних каникул, Валерий Павлович здесь главный дед Мороз.

Можно даже сказать, что он в этом статусе представляет не только Краснодар, но и край. Несколько лет назад он даже проводил специальный семинар для всех дедов Морозов Кубани. Тут бы радоваться и почивать на лаврах, но профессионалу всегда чего-то не хватает. Ему утомительна подчас эта маска. Ведь в его жизни были и другие роли, о которых никто из актеров никогда не забывает.  Так много лет назад в Тюмени он сыграл своего Макбета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Там же появился на свет впервые и его правдолюбец Клеон  из спектакля «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина, романтичный канатоходец Тибул из

«Трех толстяков» Юрия Олеши, а в Краснодаре – Городничий из гоголевского «Ревизора»  и многое  другое. 
Этой осенью артист отметил свой двойной юбилей – 70 лет со дня рождения и тридцатилетие своего пребывания на сценах Краснодара. В 1986 году он стал артистом краевого театра кукол. Здесь снова был его Клеон, три роли в спектакле «Этот чертов гасконец». Он сразу как-то ярко, внятно заявил о себе. Высокий, красивый мужчина в среднем самом интересном для сцены возрасте, да еще в куклах, где своя специфика, своя техника, все сложности которой заметны тогда, когда зритель их не видит. Кукла летала, парила в его руках, оживление ее казалось почти фантастическим трюком, который подвластен не многим. Сегодня  Валерий Трифонов считается одним из лучших мастеров кукловождения в стране.

А все когда-то начиналось в сибирском городе Томске, где послевоенный мальчик  сбегал со школьных уроков в театр кукол. Это был мир иллюзий,  из которого совсем не хотелось уходить. Школу после седьмого класса  пришлось оставить, чтобы помогать маме, которая воспитывала его одна. Так Валера пошел работать на мебельную фабрику, но там как-то вдруг оказался в самодеятельности при местном доме культуры. Трудностей в стране и тогда хватало, но как-то заботилась она о том, чтобы и рабочему классу перепадал свой кусок от культурного пирога. И было все это настолько серьезно, что даже простой паренек нашел там свою нишу. Однажды он  попробовал  себя в клоунаде. Да так преуспел в этом деле, что в 1963 году попал на конкурс клоунад в Новосибирске. Там талантливый самородок, о которых люди говорят: «Такого и учить не надо», обратил на себя внимание режиссера того самого театра кукол, в котором он провел так много волшебных часов. Последовало предложение, от которого он не смог отказаться. И вот уже 17 летний парень стал учеником в труппе Томского театра. Учиться все-таки пришлось. В кукловождении как в балете: тренинг - прежде всего. Только разрабатывать пришлось не ноги, а в первую очередь руки. Это потом спустя годы польский режиссер, с которым Валерию Павловичу пришлось работать, сказал после премьеры: «Я хочу поцеловать ваши волшебные руки». А поляки в куклах понимают больше нашего. 

Но до всего этого нужно было дорасти.  Первый учитель кукловождения Николай Шашков гонял Валеру так, что он плакал. Выбрал самую тяжелую куклу Волка из спектакля «Поросенок Чок», руки падали от усталости, но тут же следовал  окрик: «Поднимай куклу!». Вечером, приходя домой, Валера таскал сначала утюг, затем перешел на полведра, что бы руки стали сильнее. А ролей все не было. И так продолжалось год. Основной упор мастер делал на тростевую куклу, которая была популярна в то время в советских куклах. Но как только он вышел со своей куклой Волка на сцену, случилось потрясение и признание. «Работал так, что только шум стоял» - вспоминает артист. И пошли роли за ролями. А затем и категории, которыми тогда отмечали уровень мастерства. С третьей он быстро перешел на вторую, а там, казалось, и до первой рукой подать. Валерий окунулся с головой в тот мир, о котором он грезил сидя в зале. Наверное, он помнил себя ребенком и видел в сидящих перед ним зрителях себя. Может поэтому он собирал годами их фотографии. Тихо делал снимки за кулисами, чтобы потом добавить в коллекцию, как память о любимых спектаклях. Где-то хранится она в доме матери в Томске, куда он собирался вернуться, но не случилось: Краснодар не отпустил.

Однако, и в те года возникнут препятствия. Неоконченная школа даст о себе знать, когда речь зайдет о первой актерской категории. Ее уже утверждала Москва, а там нужно было иметь не только оконченное среднее, но и специальное образование. На кукольников учили тогда только в трех вузах Москвы, Ленинграда и Ярославля. Оставалось, как единственно возможным вариант учитывая безумные расстояния до европейской части России,  культпросветучилище в Томске. А еще предстояло окончить школу рабочей молодежи. Но когда есть мечта, есть цель в жизни, есть молодость все препятствия нипочем. Он успешно заканчивает одно учебное заведение за другим. Ведь теперь это был не мальчишка, а взрослый мужчина, профессионал. Да к тому же в  училище его уже так хорошо знали, что не могли поверить, что этот известный в городе всем театральным людям артист пришел, что называется, на доучку. Приняли без запинки,ведь он уже поработал не только за ширмой. Так в местном театре оперетты он сыграл Попандопуло в «Свадьбе в Малиновке». Как говорится   – «звездная» роль.

В 1965 году была армия.На новый год статному рослому парню пришлось впервые в жизни примерить костюм деда Мороза. Так и сказало начальство: «Ты артист? Артист. Вот иди и играй». Как тут поспоришь? Дальше больше: вот уже в Омске при доме офицеров он преподает, создает театр миниатюр, молодые офицеры создают вместе с Валерием клоунские номера. Но тут заболевает клоун в местном цирке и на его место приглашают нашего героя. Пока речь шла только о дневных представлениях. Вы думаете, другой клоун обиделся? Отнюдь. По выздоровлении он объединяет усилия с новым коллегой, и вот они в паре уже выступают по вечерам. Надо ли говорить, что дембель Валерия Павловича никого в цирке не обрадовал? Ему  предложили остаться на манеже омского цирка, но он остался верен театру кукол, вернулся в родной Томск и вышел на любимую сцену. 

Однако наступил тот час , когда он покинет родной театр и поедет в Тюмень. Его много приглашали и в эти годы и позже, но он решил не покидать пока Сибири. Здесь он сыграет своего Макбета у Анатолия Тучкова, здесь встретит своих лучших партнеров Стаса Железкина и Сергея Трегубова. С первым они составят талантливый дуэт в Тюмени. Если Железкин в «Забыть Герострата» играл главного вандала мира, то Трифонов нес миру правду устами благородного архонта Клеона, и напротив все сжигающему на своем пути Макбету противопоставлен искренний Банко Стаса. Встречались они и в «Трех Толстяках» Олеши. Стас – офицер, а Трифонов благородный канатоходец Тибул, роль, о которой можно было только мечтать. А были те, о которых и не мечталось, а они остались в числе любимых. Так почти случайно (заболел артист) у известного режиссера Юрия Фридмана он сыграл Лейстреда в «Приключениях Шерлока Холмса». Он был уже мастером сцены, а значит, по правилам тех лет должен был срочно ввестись в любую роль. Ну как иначе вчерашнему Тибулу или Макбету играть незадачливого начальника сыскного отдела Скотланд-Ярда? А он ввелся так, что все партнеры с хохоту умирать стали. С Сергеем Трегубовым он тоже будет работать бок о бок многие годы. В полной мере состоится это уже в Краснодаре, где Трегубов станет Геростратом. Хорошо памятен их дуэт в комедии масок по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ», где Трифонов сыграет Бригеллу, а Трегубов – Панталоне.

Перед поездкой в Краснодар он получил предложение от одного из лучших режиссеров страны Валерия Вальховского из Воронежа. Но Валерий Павлович человек чести, и он пошел за Анатолием Тучковым в Краснодар. Там в краевом театре кукол были сыграны многие из лучших его ролей. Помимо возобновленного Клеона здесь был еще городничий в «Ревизоре» Гоголя в обработке Михаила Булгакова. Был даже Берия в эксцентричной драме Виктора Коркии «Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили». Он привык играть спектакли для взрослых, хотя дети продолжали быть его любимым зрителем, которому он верил безгранично. И тогда была надежда, что все неудачи обойдут его  стороной. И когда, даже несмотря на блестящую игру актеров, таких как Равиль Гилязетдинов (Хлестаков)  и Валерия Трифонова (городничего Сквозник-Дмухановского), критики разнесли в пух и прах «Ревизора», артист продолжал верить в своего режиссера. А затем и Коркия увидя то, что сделал с его текстом  режиссер, отрекся от своей пьесы, и некоторых образов проклял этот спектакль. 

«Лихость» 90-х захватила и краевой театр кукол. Темная личность директор, сильно попортивший кровь многим и многим оттолкнул от себя людей. Режиссер пошел создавать свой театр в «Премьеру» и главным бриллиантом в его короне суждено было снова стать Валерию Трифонову. Были и другие: Равиль Гилязетдинов, Сергей Трегубов, Инна Михайлова . И был их первый любимый спектакль, который они делали  сообща. Это «Кукла, актер и фантазия». У него была предтеча в краевом театре кукол: спектакль «Куклы танцуют». «Какие-то номера мы взяли из первого варианта, какие-то придумали вновь. Страусенок это мой номер. Сережа Трегубов привез из другого города «Танец маленьких лебедей». Номер «Цыгане» мы делали всем коллективом. Это был театр единомышленников, к которому потом стали присоединяться молодые, такие как Леша Кочкин. Талантливый был артист», - вспоминает Трифонов. Да, они много сделали и оставили с Сережей Трегубовым после себя хороший театр, который зовется Новым. Кто-то из них придумал название. И теперь в театр приходят другие актеры, желающие продолжить традицию. Он готов им помогать, бесплатно давать мастер классы. А у артиста Трифонова есть чему поучиться. Да просто человек тоскует по кукле. Это был и остается его любимый жанр.

Привычка жить по правде увела его от него. Пошел, как говорится, на повышение, стал главным и незаменимым в роли деда Мороза. А, в сущности, не смог потакать расхлябанности,  когда доходило до того, что на сцену выходили подросшие родственницы режиссера,  на которых от плотных женских форм штаны и камзол трещали, но все должны были верить, что это юный мальчик. Такова безраздельная власть современной режиссуры. И это надо было пережить. Когда пошли чередой серые безликие, по мнению актера, спектакли для детей, Валерий Трифонов расстался с театром. Он готов был уже уехать в родной Томск, но в 1994 м году встретил свою жену актрису Татьяну Степаненко. 

Сегодня они оба работают во дворце искусств, что входит в состав городского творческого объединения «Премьера». Помимо «Новогодних фантазий» в их послужном списке такие спектакли как «Приключения Трубадура  и его верных  друзей», «Двенадцать месяцев», «Серебрёный ручей», «Волшебный звонок Чародея», где он с большим удовольствием сыграл старуху Ахинею. С Таней они сыграли царя и царицу в «Дне непослушания». Татьяна и сама не затерялась в тени талантливого мужа. Она интересная актриса, востребованная режиссерами. Недавно она тонко и остроумно сыграла роль Старушки в спектакле «Свет - луна» в постановке режиссера Даниила Безносова. Случилось это на сцене дворца искусств. И так видимо пришлась эта актриса ему по сердцу, что он, будучи главным режиссером Молодежного театра, пригласил ее на роль Феклуши в свой новый спектакль «Гроза». Так что скучать не приходится.

Семья для них это продолжение творческой жизни.  «Мы с Таней составляем актерский тандем.  Мы строго судим друг друга. Она помогает мне, я репетирую – Таня подбрасывает реплики.  И наоборот.  И в то же время, выходя из театра, мы стараемся не переносить театральное к себе домой. О многих прошлых треволнениях я стараюсь не думать. Таня более эмоциональна. Я не вмешиваюсь. Прошлое я отрезал. А планы…   мечтаю передать то мастерство, каким владею новому поколению артистов», - говорит напоследок Валерий Павлович.
А нам остается пожелать актеру новых ролей. А еще достойно отметить свой профессиональный праздник. 18 ноября в России отмечают с некоторых пор день рождения деда Мороза.
Елена Петрова, Театровед.