Прокуратура Краснодарского края и депутаты ЗСК высказывались уже против сомнительных выставок, организуемых в государственных учреждениях культуры Кубани. Но организаторы в «творческом поиске», они нашли новый формат…
1348
Прокуратура Краснодарского края и депутаты ЗСК высказывались уже против сомнительных выставок, организуемых в государственных учреждениях культуры Кубани. Но организаторы в "творческом поиске", они нашли новый формат…
Снять под аукцион помещение в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Пушкинском или другом государственном музее – дело практически невозможное. Самые крупные московские аукционы не могут позволить себе такую роскошь и ютятся на скромных коммерческих площадках. Почем нынче площади в историческом здании Краснодарского краевого художественного музея, предоставленные под аукцион? Чем торгуют в этом храме искусства на этот раз, открытом меньше месяца назад после реставрации?
Найти исчерпывающий ответ на этот вопрос, обратившись к официальному сайту музея, обычный житель края не сможет. Вход на аукцион, как указано на сайте, стоит 10000 рублей. На то, что это коммерческая предаукционная выставка, указывают этикетки с указанием эстимейта и стартовой цены представленных на ней объектов. Афиша тоже не дает информации об организаторе выставки. На ней стоит значок музея и ссылка на некий сайт. Оказывается, что это уже второй аукцион, который проходит в музее. Организатором выставки является некое ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей, зарегистрированное в Краснодаре по адресу обычной квартиры.
Обратившись к итогам первого аукциона, опубликованным в интернете, находим и других участников действа. Один из них, близкий друг директора художественного музея, директор Краснодарскогокраевого выставочногозала изобразительных искусств Игорь Михайленко. Довольно откровенно отзывается он о первом аукционе:"Экспозиция могла быть лучше, ноэто мелочи, которые шлифуются современем. Главное– формирование рынка". Что и говорить – цели у руководителей главных выставочных площадок Кубани далеко идущие.
"Новая газета Кубани" неоднократно писала о выставках-продажах, устраиваемых в выставочном зале, на которых продается все что угодно, начиная от соленых грибов и заканчивая индийским ширпотребом. Именно эти ярмарки давно уже стали визитной карточкой краевого выставочного зала.
Один из учредителей указанного ООО объясняет цели очередного аукциона, открытие которого должно состояться 28 мая, так: "…попытаться отыскать тех потребителей искусства, которые смогли бы отчасти удовлетворить их (художников - прим. автора) запросам с точки зрения хлеба насущного… Отчасти наша утилитарная задача – попробовать дать возможность людям, у которых есть дома и квартиры, заполнить стены, пространство чем-то, что есть, по нашему мнению, предметы искусства: картины, скульптуры, графика". Согласитесь, довольно странная цель для государственного учреждения культуры – обустраивать частные дома и квартиры! Вообще-то, это назначение магазинов, салонов и прочих коммерческих предприятий, но никак не государственных учреждений культуры.
Ему вторитгалеристка и супруга директора краевого выставочного зала. В одном из интервью она пояснила, почему сегодня удобно пользоваться пространством государственного музея даже в короткие сроки: "Сейчас мывмузее, завтра накрыше, послезавтра вбассейне… ясторонник краткосрочных выставок, потому что все приходят впервый день, особенно, если открытие сфуршетом: тусовки, бесплатное пойло…". Сравнивая работу галереи сработой магазина одежды, она заключает, что задачей галереи является "развернуть процесс всторону удобства для потенциального клиента арт-рынка".
В недавнем интервью министр культуры РФ В. Мединский, говоря о громком скандале с оперой "Тангейзер", сказал следующее: "Руководитель так и не понял или не захотел понять: государственное учреждение не частная лавочка". Судя по всему, в краевом художественном музее руководство считает иначе.
Что касается самих объектов продажи, то основная масса это плохо ликвидные, иногда сомнительные, с точки зрения художественной ценности и нравственности, работы местных художников. Шедевров здесь точно нет. Основная масса "товара" ориентирована на людей, мало понимающих в искусстве, однако имеющих неутоленные амбиции и свободные деньги. Имея "своих" людей в музее, находчивые ребятаиз ООО формируют так называемый "рынок" псевдоискусства. Познакомившись с работами, понимаешь, что это не так уж безобидно.
Среди серой массы картинок на выставке есть и просто провинциально подхалимские плохонькие рисуночки типа "Гениальное гонимо" (М. Гельман, изгоняемый толпой). Что уж говорить, многие из представленных в музее авторов связывали с проектом Гельмана в Краснодаре большие надежды. Но последний, не получив бюджетных денег на Кубани, потерял интерес и забыл про тех, кого он так обнадежил.
Есть на выставке и откровенно провокационные вещи, типа "Русский апокалипсис", изображающий человека, очень похожего на президента России, оскорбляющие патриотические чувства россиян. У этих работ тоже своя задача. Если аукцион запретят, будет повод для заявлений, мол, из-за Путина бедные гении страдают! Вот на этой дешевой скандальной волне вполне можно обратить внимание на себя, если других талантов не имеется.
Налицо общность взглядов директора художественного музея В. Саркисова и учредителей ООО. Но почему дети, группами приходящие в музей для ознакомления с бесценной коллекцией Ф.А. Коваленко, должны натыкаться взглядом на вора в венце из колючей проволоки? Как им объяснить, что взрослые дяди и тети здесь просто "делают деньги"?
Деградация музея достигла своего апогея. Это видно на том же официальном сайте музея, работающем уже полгода. В названии музея искажены инициалыоснователя музея Коваленко. Саркисов, вероятно, запамятовал, чем он руководит – "музеем, крышей или бассейном"?
Виктор ЛАНСКОЙ