С 1 по 28 февраля 2016 года в Краснодарской художественной галерее «Сантал» проходит персональная выставка живописи известного кубанского художника Владимира Яковлева «Радость цвета». В экспозицию вошли 30 работ, посвященных Кубани — пейзажи, портреты,
1423
С 1 по 28 февраля 2016 года в Краснодарской художественной галерее "Сантал" проходит персональная выставка живописи известного кубанского художника Владимира Яковлева "Радость цвета". В экспозицию вошли 30 работ, посвященных Кубани — пейзажи, портреты, натюрморты, созданные за последние 15 лет.
Полвека живет на Кубани Владимир Яковлев — выходец по отцу из забайкальских сибиряков, а по матери — из Воронежской глубинки. Его детство и юность неотделимы от эпохальных перемен, происходивших в СССР. Он родился на комсомольской стройке, в городе Комсомольск-на-Амуре в 1948 году. Когда мальчику не было и года, родители вместе со старшими детьми уехали в Карелию на лесозаготовки. В 1964 году семья с младшим сыном-десятиклассником переехала в станицу Губскую Мостовского района Краснодарского края. В 1972 году Владимир окончил художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. И началась творческая жизнь, столь же насыщенная событиями, поездками, как и детство.
Основную концепцию творчества Владимира Яковлева можно обозначить словами Марселя Пруста: "в поисках утраченного времени". В детстве в карельском поселке с поэтичным названием Огорелыши он был погружен в патриархальный уклад жизни, когда слово отца было законом, когда всей семьей ходили в тайгу заготавливать на зиму грибы, ягоды. В 9 классе учился в районном центре с не менее экзотичным названием — Медвежья гора. И жизнь в кубанской станице в предгорьях Кавказа была продолжением той же близости к Природе, которая стала для Владимира альфой и омегой его творчества.
1970-е–1980-е годы были временем художественных поисков, когда после успешной защиты дипломной работы ("Краснодарский пейзаж") он занимался не только живописью, но и прикладным искусством (к примеру, гобелен "Танец огня", 1980 год). С 1974 года начал принимать участие в выставках. Окончательно свой язык и тему молодой художник обрел в конце 1980-х, когда ушел гнет идеологии и появилась возможность раскрыть собственную индивидуальность. Пейзаж во всех его вариантах (лирический, монументальный, городской, сельский, жанровый, марины) стал основным его жанром.
Большое влияние оказали уроки профессора художественно-графического факультета Г. В. Беды, автора книг по теории живописи, а также живопись русского художника-импрессиониста К. А. Коровина. Другим источником творчества было влияние отца, который, не имея профессионального образования, рисовал, занимался различными видами декоративно-прикладного искусства, ткал ковры.
С детства Владимир Яковлев впитал в себя дух традиционной русской культуры; может быть, поэтому его работы обладают особой душевностью и лиризмом. В них присутствует высокая степень идеализации натуры и декоративность. Художник любит повторять слова Гете, занимавшегося проблемами синестезии (выявлением общих законов между живописью и музыкой), "все живое стремится к цвету". Корпусное письмо, любовь к сложным фактурам усиливает цветовую палитру, придавая ей неповторимую выразительность.
Многие современные российские пейзажисты странствуют не только по родной земле, но и стараются вместить в себя весь мир: Париж, Венеция, Рим, Прага становятся любимыми местами путешествий. В отличие от них Яковлева привлекает только Россия. Востребованными оказались детские и юношеские воспоминания, захотелось еще больше увидеть и почувствовать. Хотя география творчества мастера достаточно обширна — от Белого моря до Черного (почти из Варяг в Греки), он скорее гений места, чем странник, потому что способен намертво привязываться к земле, на которой живет, врастать в нее корнями.
Он выработал свой собственный художественный взгляд на пейзаж, который интересен не только свежестью передачи натуры, состояния и представляет собой не просто красивый вид. Помимо места, вводится еще одна координата, редкая в пейзажной живописи,— время. Поэтому работы Яковлева — исторические и философские. Это же качество мы видим и в других жанрах — портретах и натюрмортах, где присутствует внимание к "говорящей" детали, отсылающей к исторической достоверности.
Яковлев — мастер пейзажа-картины, которая пишется с этюдов, написанных на пленэре, а иногда и без них. Чтобы не забыть подробности, особенно в архитектурных пейзажах, использует фотографию, позволяющую сохранить точность изображения.
Как многие современные художники, Яковлев работает сериями: "Окраины", "Заонежье", "Екатеринодар", "Кижи", "Мой идол", "Русь Белокаменная", "Обезглавленная Русь", "Знамение", "Возрождение". На выставке представлены картины, вошедшие в серии "Кубань", "Свет уходящего дня", "По реке Белой", "Гуамское ущелье". Чтобы по-настоящему оценить Кубань, надо побывать на Севере, убежден художник, Кавказ — это рай для живописца; здесь есть все: снега и леса, горы и степи, море и реки, поля и заросшие камышом плавни.
Владимир Яковлев предпочитает лесные ландшафты Мостовского и Апшеронского районов, станицы Смоленской, Крепостной, Гузерипля, Лагонак, Усть-Лабинска. Чаще это осенний лес, в котором разнообразие оттенков желтого, оранжевого, красного, зеленого сливается в единую цветовую симфонию. "Унылая пора, очей очарованье". Пушкинские стихи близки краснодарскому живописцу умением создавать гармонию, соединяя противоположности. "Надо уходить красиво",— так объясняет художник свою любовь к осенним краскам.
Яковлев не копирует природу. Натурные впечатления, рождающие мысли о смысле человеческого существования, иной раз переплетены с поэтическими строками. В итоге появляются произведения, полные метафор и сравнений. Триптих "Волна и камень" (2001–2002 годы) — это, с одной стороны, своеобразная иллюстрация пушкинских строк (романтика Ленского и рационалиста Онегина) и с другой — противопоставление сильного (камни) и слабого (вода). Философские категории — в основе многих произведений. Чаще всего это единство противоположностей, противопоставление. В пейзаже "Свет уходящего дня" (2010 год) — это борьба светлого и темного. Автор ищет в природе соответствие своим мыслям и чувствам. Серия "Четыре времени года" началась с летнего лесного этюда, в котором грязная дорога через ручей, освещенная лучом света, едва пробивающегося через кроны деревьев, вызвала ассоциации психологического и философского порядка — через мрак к свету.
Творчество Яковлева носит во многом автобиографический характер. Особенно это проявляется в работах "Колодец и тополь деда Сереги" (2005 год), "Портрет моей мамы Яковлевой Екатерины Сергеевны" (2001 год) и "В его жизни была война. Портрет моего отца Яковлева Степана Филипповича" (2010 год), "Портрет Тамары" (1990 год), "Отменный хлеб у бабушки Поли" (2014 год). В них мы видим воспроизведенную в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) историю простой русской семьи Яковлевых, начиная от середины до конца ХХ века.
В начале нового тысячелетия у Владимира Яковлева возникает стремление к расширению своего пластического языка. Параллельно с работой над реалистическими картинами он начинает экспериментировать с абстрактной формой, цветом, пятном в новой для него технике — шелкографии. Это еще более раскрепощает и позволяет импровизировать, опираясь на подсознание. Он все больше начинает доверять своей руке, способной переходить от реализма к абстракции и наоборот. Из экспериментов возникает новый термин — форреализм (формальный реализм). В этом стиле за 15 лет художник создает более 300 работ, объединяя их в серию "Материя света".
Владимир Яковлев сочетает в себе художественные тенденции нового и новейшего времени — стремление видеть и понимать реальный мир — с умением созерцать таинственные знаки и послания свыше.
На счету у мастера участие во множестве выставок в России и за рубежом, целый ряд персональных выставочных проектов в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко, Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, Северо-Кавказском филиале Московского музея народов Востока. Признанием заслуг Владимира Яковлева явилась большая персональная выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, в которой была представлена значительная часть его художественного наследия.
Член АИС Татьяна Соколинская