18 сентября в ауле Кунчукохабль Теучежского района в Адыгее прошла научно-филологическая конференция «Война и мир в прозе А. Хагурова».
1218
18 сентября в ауле Кунчукохабль Теучежского района в Адыгее прошла научно-филологическая конференция "Война и мир в прозе А. Хагурова". В небольшом доме культуры собрались местные жители и гости из тех близких друзей и почитателей таланта писателя, что страстно пожелали побывать на его малой родине. И приехали они сюда, чтобы обсудить книгу профессора социологии Айтеча Аюбовича Хагурова, который в данном случае выступал в качестве прозаика. Можно сказать, что здесь встретились четыре различные социальные группы: с одной стороны, почти вся администрация района и простые аульчане, с другой стороны, писатели Адыгеи и писатели Краснодара. Администрацию района на эту литературную встречу вдохновил ее глава Азамат Хачмамук. Здесь были председатель Совета народных депутатов А. Паранук, заместитель главы по социальным вопросам М. Гадагатель, управляющий делами администрации Б. Богус, начальник управления образования А. Ереджибок, начальник управления культуры Р. Напцок, директор центральной библиотечной системы Л. Берзегова, ведущий специалист управления культуры М. Теучеж. Приехали и гости из Майкопа: председатель республиканского отделения российского общества литераторов М. Меджаш, доктор филологических наук, профессор Ф. Хуако, ученый и публицист А. Куёк, писатель и предприниматель Асланбий Куёк. Глава республики Адыгея Аслан Китович Тхакушинов прислал в адрес конференции свои поздравления.
"Переправа" – таково название новой книги Хагурова – уже стала заметным явлением в культурной жизни края. Еще зимой преподаватель Краснодарского краевого колледжа культуры заслуженный деятель культуры Кубани Валерий Петрович Опитц обратил внимание на недавно вышедший из печати сборник повестей о послевоенном детстве героя. Каждый, кто брал его тогда в руки, находил там что-то свое. Артист Молодежного театра Анатолий Дробязко был увлечен историей Чапая, что в книге носит длинное и занимательное название "Священная война с нечистыми тварями и ее последствия". С этим рассказом он в феврале выступил на презентации книги в литературном музее.
Валерий Петрович в свою очередь обратился к инсценировке следующего по списку рассказу "Сестренка Чупа и ее судьба". И маленький спектакль состоялся в апреле на десятых юбилейных Сальниковских чтениях (так они названы в честь известного кубанского, да и российского писателя Юрия Сальникова), что традиционно проходят в межпоселковой библиотеке станицы Северской. Здесь давно сформировался свой мир, который случается только в районных центрах, где всегда, пока еще, слава богу, находятся творческие люди, создающие свою интеллектуальную реальность. В эту ими созданную страну может попасть и маленький ребенок, и известный писатель. Уже многие годы здесь почетным гостем был кубанский поэт Владимир Афанасьевич Архипов. В этом году к нему присоединился и его друг Айтеч Аюбович. Они единомышленники, люди одного поколения, объединенные общими идеалами. Здесь стоит вспомнить, что Краснодарский колледж культуры, где многие годы преподает Валерий Опитц, находится географически как раз в станице Северской. Поэтому и сальниковские чтения в значительной мере – его детище.
В этот раз режиссер решил вплести в ткань своей постановки двух писателей, друзей, объединенных военным детством. На наших глазах разворачивалось сначала действие поэмы Владимира Архипова "Суровая нежность", где мы переносились мысленно и с помощью зримых образов в заснеженную Вятку – родину поэта, где действие обретало вдруг цвет, запах и даже вкус. Нам предлагали попробовать раннюю апрельскую клубнику, что на самом деле и есть та самая земляника, о которой речь ведется в поэме, посвященной маме и трудному быту тех лет.
А потом из Вятки мы переместились в аул, нарисованный прозаиком Хагуровым, где волей режиссера бодрые, разгоряченные парни убирали снег, а Чупа писала мелом с таким энтузиазмом, что ей не хватало уже и школьной доски. В этом ясном и чистом рассказе герой, как мне кажется, будто смотрит на свою старшую сестру Чулпан со стороны, сравнивая ее судьбу со своей. У него она оказалось успешной, богатой на творчество и впечатления. У девочки в ауле все складывалось сложнее. Но был порыв, жажда всепоглощающая к знаниям, за которые надо было бороться. Не все получилось, не все состоялось, Чупа, как ни старалась, не достигла в жизни многого. Ее и в живых то нет, но она жива в рассказах брата. Ее одноклассники и друзья детства еще живут в том самом ауле Кунчукохабль. И мы с Валерием Петровичем и оператором Саше Зайцевым на сей раз осенью отправились по следам жизни писателя. Уже в ауле к нам присоединились председатель правления краевой писательской организации Светлана Макарова и поэт Владимир Архипов.
Удивительно было смотреть, как в этом мире по прошествии 70 лет существуют люди, которые так и не покинули своих мест. Двоюродная сестра героя Светлана, друзья детства все еще живут здесь. Жив еще и мир, описанный в книге. Правда, на том месте, где сидели у комелька бабушка и дедушка, родители и целая куча детей со всех родственных ветвей (во время войны этот аул считался самым безопасным местом), уже стоит более крепкий и основательный дом. Но земля под ним, как и под обновленной школой, все та же. От старой школы, в которую по морозу и снегопаду шла Чупа, осталась во дворе груда кирпичей. И все-таки магия места давала о себе знать.
Был ясный день в степном, пропитанном жаром ранней осени, синью неба и желтизной полей ауле. Люди в праздничных одеждах шли в дом культуры на встречу со своими аульчанами и нами приезжими. Приехали и первые люди района, и доктор филологических наук из Майкопа. Конечно, был здесь и друг Владимир Афанасьевич. И, конечно, были стихи, что Архипов, мастер простоты и формы, назвал так: "Другу – писателю Айтечу Хагурову".
Радостью наша беседа витает
…Друг мой поселки, как книгу, читает:
"Вот мое поле, вот мой аул,
Где я впервые на солнце взглянул!"
Чарочку мы не подняли ни разу –
Оба хмельны от родного Кавказа.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Радостно ехать по жизни вдвоем!
Темная ночка,
А ясно – как днем!
Выступила с анализом творчества писателя, а так же прочитала свои стихи Светлана Макарова. Тут же состоялась и премьера еще одного рассказа из книги "Переправа". Валерий Петрович обратил на сей раз свое внимание на еще один рассказ Хагурова. "Наш кормилец Ганс" поражает удивительной законченностью формы. И, конечно же, тема, вынесенная в подзаголовок "Отступление от темы: не все немцы фашисты". Кто-то подумает – а, здесь про толерантность. Но богат не только сюжетом: немецкий фуражир, что умудрялся, привозя корм лошадям, накормить вполне вкусной овсяной похлебкой и жителей двора от мала до велика. Его даже никто об этом не просил. Просто видел новую семью и ставил на довольствие. Словом, хозяйничал по-своему, использовал войну как способ делать добро. Веселье мешается с грустью, что и делает рассказ драматургичным. Писатель знает: плох тот рассказ, из которого не получается глубокого умозаключения. Поэтому они у Хагурова есть всегда. В данном случае мы узнаем об адыгейской философии Куцэ – спице в колесе судьбы. Где большая нагрузка? Конечно, внизу. Но ведь колесо вращается, и спица неизбежно пойдет вверх к наивысшему освобождению. Такова была история, что рассказывал дедушка Каладжерий, анализируя судьбу Ганса. Нам казалось, что это почти мифологический персонаж, но вот мы оказались среди людей, которые этого деда наверняка знали. И миф приближался к нам, становился чем-то осязаемым.
Айтеч Аюбович уже является лауреатом премии им. Е. Степановой. Но сегодня родной район, описанный в его литературе так талантливо, решил выдвинуть своего земляка на очередную премию. Присоединяется к этим высказыванием и союз писателей. Думается, это вполне уместно, учитывая, что нынешний год назначен годом литературы в России. Хочется верить, что для края и для страны этот год не закончится 31 декабря. Слишком долго у нас пренебрегали литературой. Хочется, чтобы внимание к этому специфическому роду занятий продолжилось и далее. Ведь, как мне кажется, нам совершенно необходимы книги, что описывают жизнь такой, какой она была и есть.
Елена Ленская
Архипов, Макарова, Хагуров.