Ходит по дорожкам девочка-босоножка, носит осторожно солнышко в ладошках…
2740
Ходит по дорожкам девочка-босоножка, носит осторожно солнышко в ладошках…
Она родилась в дружной, трудолюбивой крестьянской семье в деревне Терелесово Тверской области, неподалёку от Вышнего Волочка. Места здесь красоты потрясающей, воспетые многими поколениями лучших российских художников, приезжающих сюда со всего Отечества работать в Доме творчества «Академическая дача». Создана она в XIX в. известным российским предпринимателем, общественным деятелем и меценатом А.В. Кокоревым. Работается здесь замечательно!
Однажды, ещё школьницей, попала Нина в Дом творчества с экскурсией одноклассников и увидела, как напряжённо, вдумчиво работают художники над картинами. Потрясённо и восторженно наблюдали дети, как прямо на их глазах пустая и безликая, равнодушная плоскость туго натянутого на подрамник чистого холста силой человеческого таланта, любви и увлечённости обретает объём, становится необъятным пространством. Девочка была поражена, восхищена, её душа на всю жизнь озарилась осознанием рукотворности красоты.
Художник не только профессия
Нина Антоновна Стрижова не стала профессиональным художником, судьба распорядилась иначе. Но среди южно-российской творческой элиты она человек известный, уважаемый, авторитетный. И в Комитете по культуре Государственной Думы, и в Российском фонде культуры знают её как директора Краснодарской художественной галереи «САНТАЛ», попечителя краевой организации детей-инвалидов «Инва-студия», шефа средней школы № 20 хутора Екатериновского Абинского района Краснодарского края, председателя Общественного совета краевой писательской организации, члена ЮНЕСКО, эксперта МАНЭБ, члена президиума ветеранской Краснодарской краевой общественной организации памяти маршала Жукова Георгия Константиновича, как женщину, которая, по итогам читательского референдума газеты «Вольная Кубань», признана в 2014 г. Человеком года в номинации «Овация». Все знают, что традиционно раз в два года на краевых художественных конкурсах «Биеннале» вручается специальная независимая премия, учреждённая Ниной Антоновной. Её упорными усилиями создана мемориальная комната знаменитой актрисы немого кино Ирины Володко, которая, как оказалось, позировала в Краснодарском художественном училище, а жила в старинном особняке, где сейчас располагается галерея «САНТАЛ». Вот такое удивительное пересечение времён, жизненных путей и творческих судеб!
Нина Антоновна понимает огромное, ничем не заменимое значение искусства в развитии культуры и духовности нации, укреплении идейно-нравственного здоровья, в воспитании патриотизма и национальной гордости, интернационализма и гуманизма. Она стремится сделать искусство реально действенной силой в деле улучшения жизни общества, активно работает не ради сиюминутной личной наживы, а во благо счастливого будущего нашего Отечества.
Нина Антоновна думает шире, смотрит дальше других предпринимателей. Инвестиции в культуру непонятны нынешним бизнесменам, в то время как она – пример для подражания. Она взваливает на себя груз ответственности не в качестве начальника или покровителя творцов, а их надёжного партнёра, помощника и верного друга.
Поддерживая искусство, Нина Антоновна внедряет в жизнь доброе, светлое, прекрасное, радостное, правдивое, созидательное – в противовес заполонившему нынешний мир злому, мрачному, безобразному, лживому, разрушительному. Она не стесняется и не боится называть красоту красотой, а отвратительное отвратительным. Она знает: чтобы исчезла тьма, нужно зажечь свет.
Художник не только профессия, это состояние души, при котором потребность в творчестве постоянна и неизбывна. Человек, стремящийся к гармонии, созидающий красоту, всегда художник! По духу своему Нина Антоновна – истинный художник, ибо она увлечённый творец красоты и гармонии.
Времена не выбирают
Сегодня Н.А. Стрижова отмечает 25-летие предприятия, которое возглавляет все эти годы. Но когда «САНТАЛ» создавался как инженерно-строительная компания в 1991г., о галерее еще речи не было.
Нина Стрижова – инженер-геодезист. Профессия романтичная (дождь, грязь, снег, ветер, сапоги, палатки) и трудная, а подчас рискованная (кранбалки под крышами заводских цехов висят очень высоко).
Десять лет работала в тресте «СевКавТИСИЗ»…С 1979 г. на протяжении двух лет вместе с мужем занимались геодезическими изысканиями во Вьетнаме. Очень интересной и поучительной оказалась работа в архитектурно-планировочном управлении администрации Краснодара. Любимой работы у неё всегда было очень много, трудилась увлеченно и с удовольствием, времени всегда не хватало – проведать родителей в Тверской области удавалось нечасто…
Когда началась перестройка, открыла с коллегами и возглавила производственную фирму по ремонту подъездных и подкрановых путей («САНТАЛ» – аббревиатура из первых букв имён основателей). Вскоре СССР развалился. Один за другим закрылись заводы, этот вид деятельности перестал существовать, остались лишь инженерные изыскания в небольших объемах. Востребованными на тот период оказались стальные ворота, ограждения, двери и решётки для защиты от бандитов и воров. Это было время, когда страх и тревога овладели людьми, они искали спасения от злости и агрессии с помощью металла.
…Давным-давно родители говорили Нине, что нет большего страха, чем когда человек боится человека. Тогда это было непонятно – часто бывая в лесу, дети боялись диких зверей, а любому встречному только радовались…
И занялся «САНТАЛ» производством стальных решёток.
Этапы роста
Для металлических изделий потребовались эскизы. Так произошло знакомство с художниками. Постепенно возник взаимный интерес, складывалось деловое партнёрство.
Оказалось, что с перестройкой художникам стало не во что оформлять картины, и «САНТАЛ» в помощь партнёрам начал развивать столярное производство, изготавливать рамы, планшеты, подрамники. Постепенно предприятие полностью взяло на себя обеспечение всем необходимым для работы художников – и нынешних, и будущих профессиональных живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, студентов художественно-графического факультета Кубанского госуниверситета, Академии культуры, художественного училища, учащихся детских художественных школ и просто любителей, увлекающихся искусством. Молва об этом разнеслась по всему Югу России – от Ростова до Махачкалы и Элисты, увеличив в разы востребованность услуг. Производственное предприятие постепенно трансформировалось в художественный салон.
За художественными материалами пришлось ездить по фабрикам-изготовителям, помогать им возрождать производство. Оказалось, что багет для оформления картин изготавливался на фабрике в родном для Нины Антоновны Вышнем Волочке. Так, благодаря содружеству с художниками, она стала часто общаться с родителями…
Ежедневно – год за годом
Художественный салон незаметно перерос в художественную галерею. Появилась возможность осуществлять совместные художественно-литературно-музыкальные и издательские проекты, создавать документальные фильмы о художниках, печатать проспекты, буклеты, каталоги, календари, выпускать журналы и книги. Продавались не только художественные материалы, но и готовые картины, и графические листы. Поначалу люди приобретали их в качестве изысканных, дорогих памятных подарков юбилярам и новобрачным, но постепенно стали покупать и для себя. В моду вошло использование оригинальных произведений художников для эстетичного и стильного оформления квартир, загородных домов, кафе и ресторанов, гостиниц и офисов. Нина Антоновна помогает и в выборе произведений на случай, и в формировании личных и корпоративных коллекций. Люди стали постепенно понимать, что инвестиции в искусство всегда не только прибыльны, но и высоко оцениваемы благодарными потомками. Культурное наследие нации создают не только авторы художественных произведений, но и те, кто их собирает.
При поддержке галереи «САНТАЛ» состоялась масштабная выставка художников всех республик и краёв Юга России. В Центральном выставочном зале «Манеж» г. Санкт-Петербурга открыли большую выставку художников Краснодарского края. Был проведен огромный цикл групповых, персональных выставок и творческих встреч, посвящённых 125-летию, а потом и 130-летию Дома творчества «Академическая дача», 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 100-летию Краснодарского художественного училища, 140-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 70-летию Великой Победы… Все проводимые выставки и мероприятия – плоды чуткого, доброго сердца и высокого художественного вкуса Нины Антоновны, отражение её гражданской позиции, личного взгляда на окружающий мир. Все успехи галереи – результат организаторского таланта и предпринимательской одарённости руководителя. Конечно, она восторженный романтик, но вместе с тем хороший прагматик. Одним словом, в ней горячая душа крепко дружит с холодным рассудком.
Вход свободный
Сменяя друг друга, новые экспозиции кубанских художников с неизменным успехом проходят и в Законодательном собрании, и в Краснодарском краевом выставочном зале, и в Краснодарском муниципальном концертном зале, и в редакции газеты «Вечерний Краснодар», и очень много где ещё…
В январе 2005 г., в День святой Нины, осуществилась давняя мечта Нины Антоновны – галерея «САНТАЛ» открыла собственный выставочный зал.
Всегда с огромным успехом одна за другой экспонируются здесь персональные выставки ведущих живописцев и графиков Кубани, тематические выставки, для которых Нина Антоновна собирает картины со всего края, выставки художников-ветеранов и молодёжи, групповые и межрегиональные – в них совместно участвуют художники Кубани и Адыгеи.
Оказалось, галерея «САНТАЛ» интересна и нужна не только художникам, но и многим людям разных профессий – сюда приходят литераторы, артисты, педагоги, учёные, юристы, медики, военные за моральной поддержкой, пищей для ума, новыми впечатлениями и возможностью для духовного развития.
Всегда очень много посетителей бывает в зале на вернисажах, на встречах с интересными людьми, на мастер-классах. Приходят поодиночке и группами, семьями, трудовыми коллективами, классами и курсами, взводами и экипажами. Галерею посещают экскурсии школьников, кадетов, студентов, курсантов военных училищ, солдат срочной службы и контрактников – в молодёжи будущее России. Мероприятия, проводимые художественной галереей «Сантал», учат ставить перед собой высокие цели и достигать их, зарабатывать собственный авторитет, не жить заслугами предков.
На фоне художественных выставок проходят музыкальные концерты, выступают художники, искусствоведы, писатели и поэты, проводятся презентации новых книг, награждения, государственные и литературные праздники, отмечаются творческие победы. Здесь всегда замечательная дружеская атмосфера, это центр культурной жизни Краснодара, сохраняющий традиции служения искусству и высоким духовно-нравственным идеалам, формирующий культурное пространство южной столицы, отвечающий самым взыскательным профессиональным требованиям. Вход свободный, для всех бесплатный.
Будет культура – будет всё!
Сделано за это время поразительно много! Нине Антоновне есть чем гордиться, чему радоваться. Едва ли кто-то за трудные постперестроечные годы сделал для кубанского изобразительного искусства больше. Это потому, что она не смотрит на жизнь со стороны, а активно в ней участвует.
Временами было очень трудно, иногда казалось, что не удастся выдержать. Случались и огорчения – иногда думала о людях лучше, чем они на самом деле, считала их более ответственными, сильными и дружными, более волевыми и увлечёнными. Но не разочаровалась ни в людях, ни в том, чем занимается. Её разум и воля постоянно направлены на духовное, идейно-нравственное и эстетическое воспитание молодёжи. Нацеленность Нины Антоновны на максимально высокий результат, бескомпромиссность и нетерпимость к равнодушию обусловлена обострённым чувством гражданской ответственности, напряжённой эмоциональностью, вызванной тревогой за чистоту человеческих душ.
В труднейших условиях нынешней жизни руководитель художественной галереи «САНТАЛ» ориентируется на духовные и деловые качества легендарных проводников кубанской культуры, великих женщин: Марии Михайловны Шапиро, Ларисы Петровны Пятигора, Раисы Петровны Степановой, Ларисы Павловны Стрельченко – интеллигентных, мудрых, талантливых, прекрасно образованных, скромных, доброжелательных, заботливых. Они ценили и уважали, поимённо знали всю творческую элиту нашего края, были истинно демократичны, дружелюбны, с открытой душой общались на выставках и в мастерских художников, на концертах и спектаклях, презентациях и творческих встречах, на собраниях членов творческих союзов, помогали решать проблемы, гордились достижениями, радовались успехам. Они знали, что без высших достижений в искусстве нет культуры. А будет культура – будут экономика и благосостояние!
Продолжение следует!
…Морщинка легкая у рта,
Во взгляде вера: все осилю!
Национальная черта,
Не раз спасавшая Россию…
Важность культурной, творческой составляющей в жизни общества Нина Антоновна понимает лучше многих нынешних чиновников от культуры. В возможности получения помощи от властей давно разуверилась. Одна к ним просьба – не мешать помогать художникам в их трудной работе, государству – в культурном строительстве, не препятствовать борьбе с идейной и морально-нравственной деградацией общества!
Её очень волнует, что с уходом из жизни художников-ветеранов утрачиваются традиции классической российской школы живописи, что предприимчивые «галеристы» разлагают российскую художественную молодёжь, отучая от напряжённой ответственной работы, ориентируя её не на высокий уровень духовности и профессионального мастерства, а на изобретательный эпатаж.
Её главная жизненная задача – борьба с высокомерием и снобизмом, равнодушием, лицемерием и невежеством, пропаганда вечных моральных и нравственных ценностей, повышение уровня культуры общества, воспитание патриотизма и национального самосознания, развитие художественного вкуса и чувства гармонии, воспитание чувства прекрасного и, наконец, ответственности за будущее России.
Она искренна в выражении своих чувств, конкретна в выводах, убедительна в формулировках, решительна и оперативна в действиях. Некоторых чиновников она раздражает своим комсомольским задором, самостоятельностью, бесстрашием и решительностью, вызывает недоумение своей твёрдой гражданской позицией, неподдельным патриотизмом, искренней приверженностью высоким идеалам, неизменной верой в добро и торжество справедливости.
Потрясающий вкус, доброе сердце, огромный производственный и жизненный опыт, помноженный на энергичность и темперамент, помогают ей преодолевать трудности. Пораженческие настроения неведомы, препятствия лишь раззадоривают, она не сдаётся и не отступает. Нина Антоновна сама инициирует и претворяет в жизнь новые творческие проекты, сама их финансирует.
Она признаётся – теперь ей страшно подумать, что могла пойти по жизни другим путём, не встретиться с искусством и не узнать то прекрасное, что открылось ей в содружестве с художниками. Постоянное общение с красотой и встречи с молодёжью стали для неё потребностью.
25-летний юбилей не финал и не итог, лишь очередной этап. Неизбывна преданность искусству, бесстрашие в защите интересов культуры, верность своей мечте, своему жизненному выбору. Есть идеи и новые планы… Продолжение следует!
Сергей Дудко, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Кубани, лауреат премии администрации Краснодарского края в области культуры, мастер спорта по горному туризму, член географического общества.
16 сентября 2016 г. в художественной галереи «Сантал» открывается выставка мужского портрета «И мужество вас не покинет…», посвященная 25-летию предприятия. Автор этого текста в его праздновании не участвует: в эти дни заслуженный художник России, член Русского географического общества Сергей Дудко вместе со своей дочерью, членом Союза художников России и Русского географического общества Людмилой Александровой, проводят в Гималаях и Тибете серию экстремальных высокогорных живописных пленеров. В составе художественно-научной экспедиции «РУССКОЕ НАСЛЕДИЕ ГИМАЛАЕВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТИ» они, работая на высоте более пяти тысяч метров, на морозе и под пронзительным ветром пишут с натуры «портреты» высочайших гор: Эверест (8848), Лхоцзе (8516), Макалу (8463), Чо-Ойю (8201), Шиша-Пангма (8027), таинственного и мистического Кайласа (6666).
Цель наших художников – к 2019 году, когда будет отмечаться 180-летие русского учёного и путешественника, исследователя Центральной Азии Николая Пржевальского и 145-летие со дня рождения великого русского живописца Николая Рериха, впервые в мировой истории запечатлеть на своих холстах все четырнадцать горных массивов Земли, имеющих высоту более восьми километров.
Экспедиция, организованная Русским географическим обществом, проходит под руководством председателя Краснодарского регионального отделения РГО Ивана Чайки.