Культура:

Слово о полузабытом русском гении

08.08.2016

К 100-летию композитора Георгия Свиридова (1915 – 1998)

1650

К 100-летию композитора Георгия Свиридова (1915 – 1998)

В минувшем году в России тихо и незаметно отметили 100-летний юбилей гениального русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, создателя камерно-вокальных и вокально-симфонических произведений, автора музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам («Курские песни», «Снег идёт», «Весенняя кантата», «Метель»), к вокально-симфонической поэме «Памяти Сергея Есенина» и многих других музыкальных произведений.

Старшее поколение хорошо помнит его впечатляющую, тревожно-патетическую музыку, служившую десятки лет заставкой к информационной программе советского телевидения «Время».

Главная творческая тема Свиридова – тема Родины. Его музыка уникальна по сочетанию простоты, вдохновенного пафоса и потрясающей мелодической пронзительности.

В юности Свиридов окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Д.Д. Шостаковича, унаследовав от своего учителя высокие духовные традиции и классическую школу русского музыкального искусства, тесно связанного с народным творчеством.

Казалось бы, музыка, как никакое другое искусство, далека от идеологии и мировоззренческих столкновений. На деле это далеко не так. Как и в литературе, живописи, кинематографе, в музыке нетрудно определить два противоположных и даже антагонистически враждебных направления: космополитическое, лишённое здорового национального ядра, построенное на дурных подражаниях и слепых заимствованиях из низкопробного западного псевдоискусства, и национально-патриотическое, выражающее сущностный дух, культуру и высокую нравственность нашего народа.

Георгий Свиридов был не только выдающийся композитор, но и великий патриот России, последовательный противник так называемой «мировой закулисы», которую презрительно называл «мировой антрепризой».

Стремящаяся к порабощению всего человечества мировая властная элита рассматривалась им как организация посредственных людей, ненавидящих истинные таланты и стремящихся поставить себе подобных на все ключевые посты.

«Наше время, – писал композитор, – вообще характерно небывалой, неслыханной ранее концентрацией власти в руках совершенно заурядных людей. В их руках находятся целые страны, их власть чудовищна. В руках этих клерков, бюрократов, ничтожных марионеток, избранных ареопагом мировой финансовой власти, и бомбы, и смертоносные бактерии, и газеты, и медицина, и, наконец, воздух, вода, хлеб… Недиктаторской власти теперь вообще нет. Она лишь чуть-чуть замаскирована театральным механизмом выборов, «свободой» абсолютно несвободной печати. Все эти марионетки – ставленники концерна богачей – отравлены ядом властолюбия. За «место в истории» мать родную продадут. Народ предадут, от Бога откажутся…»

 И взрослому, и юному читателю я настоятельно рекомендую познакомиться с недавно изданными у нас дневниками Г. Свиридова под названием «Музыка как судьба». Больше того, как педагог-филолог я считаю, что они должны быть введены в школьную программу.

Дневники предельно ясно и чётко воплощают вдохновенную творческую душу русского композитора, открывают его как выдающегося мыслителя, продолжающего тот особый род русской литературы и философии, который хорошо известен «Дневником писателя» Ф.М. Достоевского, «Окаянными днями» И.А. Бунина, «Нашими задачами» И.А. Ильина…

Дневники были для Свиридова отдушиной, в них он мог позволить себе высказывания, которые, будь они где-нибудь опубликованы, непременно вызвали бы скандал. И гениальные музыкальные творения композитора, и его твёрдая, последовательная позиция русского патриота – главная причина лютой ненависти к нему и его преднамеренного замалчивания.

Враги России надменно утверждают, что, по их «просвещённому мнению», русский просто не может быть гениальным или талантливым человеком, ему в этом великом даре Бога, дескать, отказано. В этой связи Свиридов гневно вопрошал: «Даже непонятно, откуда у них такая ненависть ко мне и к моей музыке?!»

Нынче совершенно ясно: и с чьей стороны проявлялась эта зловещая ненависть, и по какой причине: Свиридов был русским композитором – этого уже достаточно для тех, кто ненавидит всё русское.

Беда в том, что лишённые национальных корней, псевдоинтеллигентные, спаянные неприятием русской традиции в музыке, литературе, в бытовой и религиозной культуре, русоненавистники высокомерно изображают своё превосходство над народом и его историей, диктуют ему свои вкусы.

Надо признать, то, что Свиридов ещё в конце 1970-х годов смело называл дурновкусием, заполнило к началу XXI столетия все программы телевидения, всю массовую прессу и даже литературу, а уж тем паче – сцены, арены, где всё заполонила попса наркотизированной толпы.

Во время «перестройки» Свиридов с горечью констатировал: «Народ русский… почти утерял свою национальную особенность и принадлежность. Он превратился в безликую рабскую массу, всегда готовую к послушанию». «Бывшему русскому народу уготована уже роль… прислуги». «Русские давно уже стали колониальным народом, удел которого – скорое исчезновение с арены мировой истории и гибель». «Россия медленно зрела для расцвета, а погибает стремительно. Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация».

У Свиридова ещё теплилась надежда, что русский народ возьмётся за ум и стряхнёт с себя рабство жирных пауков, присосавшихся к его телу.

 Иначе, предупреждал он, русский народ «останется униженным рабом и будет истреблён, что может произойти гораздо быстрее, чем мы думаем».

…Уверен, чёрная ночь лютой русофобии рано или поздно сменится солнечным рассветом русской национальной культуры, которой всегда восхищалось и будет восхищаться всё прогрессивное человечество. Имя Г.В. Свиридова по праву занимает в ней своё достойное высокое место.

Владимир Юдин, г. Тверь