Культура:

«СОЧИ ПЛЮС МИР!»

13.07.2017

IRIDA приоткрывает завесу кинофестивальных тайн

14256

IRIDA приоткрывает завесу кинофестивальных тайн

Не успело смолкнуть эхо Московского международного кинофестиваля, а уже слышны звонкоголосые золотые трубы Сочинского международного кинофестиваля IRIDA (Sochi International Film Awards – SIFA), который при поддержке Министерства культуры РФ и администрации курорта в этом году пройдет с 10 по 16 декабря. На днях в летней столице России президент SIFA, кинопродюсер, сценарист, поэт и доктор филологических наук Любовь БАЛАГОВА-КАНДУР провела ряд деловых встреч, обсудив важные организационные моменты предстоящего зимнего праздника кино у Черного моря.

– Сочи прекрасен в любое время года, как белый цветок магнолии и одновременно как древняя амфора, вынесенная прибоем на каменистый берег, – улыбается Любовь Хазреталиевна. – Сочи – «прародина» мифического золотого руна, почитавшегося у древних греков как символ плодородия и благосостояния! Поэтому в череде официальных наград SIFA, покровительницей которого стала древнегреческая богиня радуги Ирида, в этом году появится специальный приз города Сочи в виде декоративной статуэтки золотого руна, олицетворяющий фирменное «сочинское счастье». Он будет вручаться с формулировкой «за искусство воспеть жизнелюбие и умение увидеть солнце даже в холодной воде». В этой награде – патриотическая актуализация на международном уровне одного из туристских направлений развития главного российского курорта и его привязка к мировой культуре и истории. Кстати, поход аргонавтов в Колхиду за золотым руном расценивается как обретение величия духа посредством очищения души!

Закрытие фестиваля должна украсить еще одна красивая традиция в виде яркой и запоминающейся церемонии награждения «золотым руном» с элементами театрализации. Например, с греческими песенно-танцевальными номерами в исполнении местных творческих коллективов.

А в один из фестивальных дней планируем организовывать специальный показ с синхронным переводом на английский язык документального фильма талантливых сочинских тележурналистов Ольги Саакян и Игоря Козлова «Зачарованный берег». Лента, снятая студией «СаКо-фильм» в 2006 году, красочно повествует, как древнегреческая легенда проецируется на современную историю олимпийской столицы 2014 года. Это увлекательная картина об античных мореплавателях и тайнах истории, о следах древней цивилизации в районе Большого Сочи и сенсационных археологических находках, подтвержденных авторитетными специалистами!

– Насколько полезен был для вас рабочий визит на Московский кинофестиваль? Можно ли считать ММКФ и SIFA конкурентами?

– На ММКФ меня пригласил программный директор фестиваля и мой учитель – известный культуролог и президент Российской гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов, между прочим, согласившийся стать художественным директором SIFA. Один из старейших мировых кинофорумов, второй после Венецианского кинофестиваля, и один из самых представительных в мире наряду с киносмотрами в Берлине, Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне и Карловых Варах не может быть конкурентом SIFA, появившегося только в прошлом году! Да, наш фестиваль тоже создан в целях развития культурного обмена и взаимопонимания между народами, сотрудничества между кинематографистами всего мира, но мы еще не получили аккредитацию по классу «А» Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAP). Хотя и идем в этом направлении. SIFA и ММКФ – деловые партнеры!

Между прочим, в этом году в Каннах на VIP-пати для руководителей кинофестивалей меня и Кирилла Эмильевича назвали представителями «одного из старейший кинофестивалей и самого молодого»! Именно там Разлогов пригласил меня в Москву, а в Москве на торжественном ужине по случаю закрытия фестиваля Михалкова мне удалось переговорить с Никитой Сергеевичем и договориться о встрече, посвященной перспективам взаимодействия SIFA и ММКФ.

Я с интересом изучала опыт московских коллег, посещала почти все просмотры и официальные мероприятия, провела множество полезных деловых бесед с лидерами и мэтрами международной киноиндустрии. Абсолютно согласна с Никитой Михалковым: при определенных обстоятельствах (из-за недостаточного финансирования) можно организационно ограничить себя во многом, но главное на кинофестивале – хорошее кино. Программы ММКФ и SIFA – это хорошее кино!

– Информационную пиар-кампанию SIFA вы провели в этом году в Лондоне в здании Британской академии кинематографии и телевизионных искусств, а также на официальных площадках Каннского кинофестиваля. О прошлогоднем фестивале в российской и зарубежной печати появилось немало публикаций…

– …Свыше трехсот! О нас рассказывают Hollywood Reporter, Kаnn's Market, Variety, Sunday Times, авторитетные европейские и российские телерадиоканалы!

Уверена, что в обозримом будущем наш системный проект для межсезонья станет не менее сильным культурным магнитом, чем Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета, который проходит в феврале. Сочинский декабрь будет проходить под знаком мирового кино и его звезд. Все-таки «Кинотавр» в нынешнем виде – это картины и деятели российской киноиндустрии, а когда-то Марк Рудинштейн привозил в южную столицу России Анни Жирардо, Катрин Денев, Орнеллу Мути, Жерара Депардье, Жан-Клода Ван Дамма, Дольфа Лундгрена…

Мне тоже удается приглашать на наш фестиваль тех, кто ассоциируется сегодня и с российским кино, и с европейским. Тех, кто определяет завтрашний день мирового кино. Это в том числе продюсеры и отборщики престижнейших кинофестивалей. Например, «Оскара». В перспективе в списке фестивальных гостей будут и такие звезды, как Леонардо Ди Каприо. Во всяком случае, его наставник по актерскому мастерству, режиссер и сценарист с мировым именем Карл Бардош входил в состав жюри SIFA, специально приезжал на презентацию нашего фестиваля в Канны!

Кстати, возглавляли жюри SIFA режиссер Вера Глаголева и сценарист и продюсер Эллиот Гроув. В судейскую коллегию также входили Лоуренс Фолдс, Нейл Маккартни, Ираклий Квирикадзе, Ольга Будина, Сергей Новожилов…

– …Мохи Кандур, член Гильдии режиссеров и Гильдии сценаристов США, автор изданных в Америке 17 исторических романов, из которых 2 – бестселлеры.

– Да, мой супруг тоже был членом жюри и возглавлял отборочную комиссию фестиваля. Его первый роман, опубликованный в Нью-Йорке в 1970-м, – «Афера в небе».

Мохи создавал телесериалы и художественные фильмы, включая популярный американский сериал Bonanza о семействе Картрайт, транслировавшийся на канале NBC с 1959-го по 1973-й. Был дружен и работал вместе с легендарным Джоном Хьюстоном…

Наша фестивальная миссия – культивировать общечеловеческую любовь к ближнему! Мы ставим цель сделать Сочи творческо-коммуникационным узлом, связывающим мировые столицы. Кинематографические мосты должны соединять российских актеров, режиссеров, продюсеров из Сочи с Лондоном, Парижем, Берлином (среди наших партнеров – Британский фестиваль независимого кино Raindance, Международный еврейский кинофестиваль в Лондоне и т.д.), но при этом все дороги будут вести в… Сочи!

– А как же Москва и ММКФ?

– Скажите, что больше и лучше: «два» или «один»? Народная мудрость гласит: нецелесообразно хранить все яйца в одной корзине! Это касается и ситуации с «Кинотавром».

Я понимаю, что для Открытого российского кинофестиваля, проводимого в Сочи, важно получить все части бюджетного «пирога», теоретически отводимые на это направление в этом городе Министерством культуры РФ. Однако федеральное министерство как рачительный хозяин обязано позаботиться не столько о бизнес-интересах отдельных предпринимателей, сколько об интересах дела. И директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов, с которым я недавно встречалась, производит впечатление поборника здравого смысла. Во всяком случае, Вячеслав Николаевич – человек весьма практичный и дальновидный!

Если бы в свое время пассионарий Владимир Путин не убедил мировое сообщество провести зимнюю Олимпиаду в Сочи, сегодняшних экономических возможностей у главного советского курорта не было бы – их с успехом могли похоронить во вчерашнем дне. Во имя успешного будущего иногда приходится ломать привычный уклад жизни, бороться с ленью и косностью. Но без новых идеологических доминант не будет движения вперед. Зачем ориентироваться на стагнацию?

Таким же пассионарием, абсорбирующим из внешней среды максимальное количество энергии для принципиального изменения положения дел, я считаю сенатора Арсена Канокова, без поддержки которого SIFA никогда бы не состоялся. Арсен Баширович вместе с Анатолием Пахомовым, мэром Сочи, помогли мне создать «новую грань» курорта, привлекающую в декабре к остывшему морю ценителей и знатоков великого киноискусства со всего мира! Всем им я, влюбленная в этот город-индивидуум и его удивительную ментальную ауру, очень благодарна! Здесь срабатывает формула: «Сочи плюс мир!»

Мне очень хочется, чтобы наш фестиваль катализировал процесс экранизации драгоценной русской классики и современной российской литературы! Чтобы мы способствовали открытию новых кинозалов, где проходили бы фестивальные показы. В прошлом году в рамках фестиваля бесплатные внеконкурсные и ретроспективные показы более 40 российских и зарубежных лент для сочинцев и гостей курорта шли сразу на нескольких площадках Большого Сочи – в кинотеатрах «Родина», «Комсомолец», «Восход», «Стар-Синема», в Городском доме культуры «Юбилейный». Именитые участники нашего кинофорума с удовольствием проводили мастер-классы. К примеру, тот же Лоуренс Фолдс, представлявший на SIFA «Оскар», или Карл Бардош.

Помню, на пресс-конференции Карл Бардош сказал, что на нашем фестивале он вдруг осознал: Россия, как и прежде, несет в мир, в том числе через SIFA, духовные ценности высочайшей пробы, но этой высокой планке мировому сообществу все труднее соответствовать…

Владимир МАЛЫШЕВ.

Фото автора.

Любовь Балагова-Кандур с Ираклием Квирикадзе и Никитой Михалковым