Культура:

«Так проходит слава земная»

29.04.2022

Памяти русского писателя и кубанского общественного деятеля Виктора Ивановича Лихоносова (30.04.1936 – 09.08.2021)

Автор: Наталия КОРСАКОВА

1744

От редакции: Почти год минул с тех пор, как Кубань лишилась Виктора Лихоносова. Его творчество и жизненный путь оценивают по-разному, но мало кто может отрицать тот вклад в кубанскую культуру, который сделал покойный автор. Его искренняя любовь к нашему краю, его истории о культуре создала Лихоносову заслуженную славу настоявшего «певца земли кубанской». В преддверии дня рождения писателя «Новая газета Кубани» публикует статью заслуженного работника культуры Кубани, историка Наталии Корсаковой, вспоминающей о своем опыте общения с ушедшим писателем.

Виктор Иванович Лихоносов безвременно ушел из жизни 9 августа 2021 года в 3 часа 40 минут утра. Российская культура и Кубань потеряли талантливого писателя, защитника памятников старины, честного и порядочного гражданина. В юности, покинув родной Новосибирск, он уехал в Москву, где мечтал стать актёром. Судьба распорядилась иначе: в 1961 году, после окончания историко-филологического факультета Краснодарского пединститута, он получил распределение в Анапский район и стал учителем.

В детстве, в далекой от Кубани Сибири, он мечтал, чтобы вернулся с фронта отец. Закончилась война, а они с бабушкой и мамой верили – скоро вернётся, может быть ранен, может, попал в плен. Отец погиб в 1943 году. О своем полуголодном, безотцовском детстве, об одиночестве стариков Виктор Лихоносов будет писать в воспоминаниях, интервью, первых рассказах.

Мотивами его литературных произведение были память к прошлой истории, родословной и сохранение этой памяти, будь то старинный дом, разрушенный памятник, рукопись, воспоминания. Его ранила трагедия российской истории, гибель царской семьи, уничтожение и изгнание казачества. О возрождении культурно-исторических традиций кубанского казачества, уничтоженных и закрытых церквях, взорванных памятниках в 60-70-е годы XX века не могло быть и речи. В те годы Лихоносов первым стал писать и говорить о значении исторической памяти. Он обращался в своих публикациях и выступлениях к партийным работникам, краеведам, старожилам с призывами сохранить исторический облик Краснодара. Редко, кто его понимал и принимал, – чаще приклеивали ярлыки и предъявляли обвинения в «преклонении перед царской Россией», «врагами народа» в лице старой интеллигенции, кубанских дореволюционных историков, атаманов, казаков.

Виктор Лихоносов - кубанский учитель, 1960-е.

В середине 70-х годов прошлого века Виктор Иванович задумал роман о городе Екатеринодаре, исторических событиях, памятниках и трагедии народа в период революционной смуты 1917 года и гражданской войне.

Главным источником для будущего романа для Лихоносова стали документы по истории Кубани из краевого Госархива, а также встречи со старожилами и записи воспоминаний кубанцев. Большую поддержку писатель получает от многих краеведов и станичных учителей, но получал он и непонимание от тех руководителей, кто мог и должен был по долгу своей службы прислушиваться к его мнению. Он часто говорил: «Везде сидят гоголевские персонажи». Особенно сердито он критиковал Общество охраны памятников истории и культуры.

Виталий Петрович Бардадым – самый известный краевед, исследователь истории города Екатеринодара, помогал Виктору Ивановичу в работе с архивными источниками. Несколько лет, с 10 утра и до конца рабочего дня, они изучали материалы по истории Екатеринодара в Госархиве. Тогда он находился рядом с Краеведческим музеем, так что в конце рабочего дня можно было наблюдать интересную картину: Лихоносов и Бардадым шли по улице Гимназической и о чём-то спорили. Виталий Петрович в одной руке нёс свою папку с архивными выписками, а в другой – портфель Виктора Ивановича. У крыльца музея Бардадым и познакомил нас весной 1977 года. Так началась многолетняя дружба сотрудников дореволюционного отдела и Виктора Ивановича Лихоносова. С музеем Лихоносов стал посещать станицы, записывал интересные воспоминания и надеялся найти рукописи или дневники. В 1978-1979 годах удалось найти воспоминания о Гражданской войне на Кубани. Их нашла в старом доме своего деда, крестьянина станицы Пашковской – Акима Фёдоровича Ковалева, научный сотрудник, археолог музея Лина Анатольевна Ярковая. Кубанский казак из посёлка Широчанка Ейского района Феофан Михайлович Попович описал события голода 1932-1933 годов. Свои воспоминания он назвал «Гибель российского крестьянства». В обеденный перерыв мы приглашали Лихоносова на посиделки, который он называл на екатеринодарский манер – «прийти на чашку чая». Помог писателю и наш знаменитый «Клуб любителей старины». Выступить в этом музейном клубе приезжали краеведы и коллекционеры. В своей краснодарской жизни Лихоносов всегда ощущал какое-то одиночество, неустроенность, отсутствие доброжелательной интеллигентной среды.

Первую поездку с отделом Лихоносов провёл 17 мая 1977 года: в город Горячий Ключ, к старейшему кубанскому краеведу Василию Трофимовичу Черному, которому тогда было более 90 лет. На своём веку он многое видел – приезд императора Николая II в город Екатеринодар в 1914 году, гибель генерала Лавра Корнилова в 1918 году, взорванные храмы и казачьи памятники. С супругою Любовью Валентиновной он жил в маленьком домике на вершине горы. Подняться на эту вершину можно было по вырубленным горе-ступенькам. Преодолев этот подъем, мы стали стучаться в калитку, я стала громко его звать. Василий Трофимович вышел со словами: «Это что там за небесный голосок, я хочу увидеть, откуда он, неужели с неба?» Побеседовав и взяв несколько фотографий, мы прошли в парк. На прощание Василий Трофимович прочитал свои стихи.

Время мчится словно речка,

Год покажется за час,

Человек горит, как свечка,

Ветер дунул, он погас.

«Так проходит слава земная», – добавил он к своим стихам и почему-то сказал: «Виктор Иванович, берегите свою спутницу». Пока мы спускались с горы, они с супругою стояли на вершине. Любовь Валентиновна сняла свою белую косынку и махала ею так, будто мы уходили на фронт. Было очень печально. В парке к Виктору Ивановичу подошли две цыганки и стали настойчиво предлагать погадать. Мы оставили их и пошли по дорожке к автовокзалу. Вернувшись, он с досадой сказал: «Вечно эти цыганки ко мне привязываются и предсказывают мне что-то печальное, вот и сейчас».

Вместе с матерью. Пересыпь, 1980.

Вторая поездка была более весёлой и с приключениями. По рекомендации Бардадыма 27 июня 1977 года мы поехали на родину атамана М. П. Бабыча в станицу Нововеличковскую. Там нас встретила организатор станичного музея, учительница, правнучка последнего атамана Екатерина Бублик. Она показала нам остатки подворья семьи Бабыч, хозяйственные постройки, где находилась большая колхозная ферма, водяную мельницу. Мы долго сидели в музее, слушали её великолепные рассказы. Стало темнеть, автобус из станицы уже не ходил. Мы получили указания Бублик идти по грунтовой дороге, около восьми километров до трассы, где всю ночь на Краснодар шли проходящие автобусы. Мы, конечно, заблудились и ушли в другую сторону. Хорошо ещё, что было полнолуние и светло. Решили до утра больше не идти. И вдруг услышали гул мотора, увидели свет фар – это был трактор. Молодой тракторист, будучи уже навеселе, согласился нас довезти до трассы. Виктор Иванович от радости решил заранее расплатиться. Ближайший автобус из Ейска прибыл в два часа ночи. Я занял свободное место, Виктор Иванович задержался на входе, для оплаты. Вдруг я услышала сердитый голос водителя, вступившим в перебранку с писателем и требованием, чтобы мы покинули автобус. Оказывается, Виктор Иванович выронил в тракторе кошелёк. А у меня с собой были только блокнот и ручка. Я стала убеждать водителя, что мы оплатим в Краснодаре, что это известный писатель. Лихоносов показал своё удостоверение. Водитель с раздражением произнес: «Писатели, интеллигенты, нашли, что терять, – деньги!», но всё же довез нас до дома. Виктор Иванович утром нашел этого водителя и оплатил за проезд.

 В поисках воспоминаний мы много посетили станиц, интересных людей. В станице Отрадной состоялось знакомство с основателем музея, краеведом, учителем Михаилом Николаевичем Ложкиным. С ним у Виктора Ивановича сохранилась многолетняя дружба. Он познакомил нас с полным Георгиевским кавалером Ефимом Ивановичем Кияшко, который за свои георгиевские награды в 30-е годы отбыл 10 лет в лагерях. В 1980-1990-е годы Лихоносов опубликовал серию очерков о достойных кубанцах: «Ефим Иванович из станицы Удобной», «Память народная», «Биография родства», «Сними проклятие, Господи», «Тайна хаты Царицыхи», «Печальный юбилей» (об атамане М. П. Бабыче), «Все это очень грустно» (письма Софии Бабыч).

В 70-е и 90-е годы Лихоносов первым подавал голос в защиту разрушенных памятников – Екатерине II, Царских ворот, домов атаманов Ф. Я. Бурсака и Я. Г. Кухаренко. Он же предложил увековечить место гибели генерала Лавра Корнилова. К Лихоносову многие обращались за спасением кубанских церквей, старинных домов. Только его не могли спасти.

Значение произведений Виктора Ивановича Лихоносова, его общественная деятельность огромны для возрождения историко-культурных традиций кубанского казачества – во многом они и положили начало этому возрождению. Роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» был написан в 1983 году, но опубликован в Москве в 1987 году. Это произведение навсегда прославило историю города Екатеринодара и кубанского казачества. Само название и сравнение с Парижем писателю подсказали исторические документы и воспоминания.

Известный писатель казачьего зарубежья, священник Фёдор Кубанский в своем романе «Орлы земли родной», изданном в США в 1960 году, сказал автору стихотворения «Ты Кубань, ты наша Родина» (что, переложенное на музыку, стало гимном Кубани), священнику 1-го Кавказского полка Константину Образцову, замечательные слова: «Хоть и не кубанец, а вошел в историю Кубани навсегда». Эти же слова применимы для творчества и всего жизненного пути Виктора Ивановича Лихоносова.

Наталия КОРСАКОВА