Частный театр сегодня – это огромный риск. Найти его в нашем крае – дело сложное, но, как выяснилось, возможное. Такой театр есть. Он родился в 2009 году в поселке Лазаревское, который входит в состав большог
3093
Частный театр сегодня – это огромный риск. Найти его в нашем крае – дело сложное, но, как выяснилось, возможное. Такой театр есть. Он родился в 2009 году в поселке Лазаревское, который входит в состав большого Сочи
Руководитель Камерного театра Лариса Александровна Торженсмех режиссер известный не только в крае, но и далеко за его пределами. Ее спектакль «Каштанкины сны» по мотивам рассказа А.П. Чехова, поставленный на сцене ТЮЗа соседнего города Туапсе, объездил много фестивалей, собрал богатый урожай призов. Здесь же три года назад она поставила спектакль «Мой милый Плюшкин» по пьесе Виктора Ольшанского. На сцене своего театра с группой артистов она поставила «Очень простую историю» Марии Ладо и «Марьино поле» Олега Богаева. Но жизнь театра так непросто устроена, что не довелось этим чудесным спектаклям обрести долгую творческую судьбу. У меня все теплится надежда, что они возродятся, как и «Плюшкин» в туапсинском ТЮЗе. Верят в это, как мне кажется, и артисты. Между двумя населенными пунктами есть душевная связь. В те несколько майских дней, что я находилась в гостях у Камерного театра, туапсинцы приехали в гости к любимому режиссеру, смотрели записи спектаклей прошлых лет, где видели себя молодыми, вспоминали, строили планы на будущее. Такие посиделки, вполне может быть, и обычные для годов 70х - 80х, сегодня они кажутся чем-то редким. Не те отношения между людьми...
В свое время Лариса Торженсмех входила в содружество, некогда славное, режиссеров народных и любительских театров, при кабинете ВТО, а после СТД России. Это отдельная страница в жизни страны. Тут можно вспомнить добром и советскую власть, которая считала театр государственным делом. Еще в бытность свою на Сахалине Лариса Александровна годах эдак в 70-х создала свой народный театр, где ставила великий мюзикл Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Добром она до сих пор вспоминает Инесу Константиновну Сидорину и Марьяну Юрьевну Корбину, театроведов, возглавляющих кабинет народных театров и театров студий страны. Они живы и поныне. Обе закончили ГИТИС, обе обучались у самой Марии Осиповны Кнебель! Марьяна Юрьевна прилетала на Сахалин, как московский критик, смотрела спектакль, делала театроведческий разбор, а после написала книгу, в которой есть место и «Вестсайдской истории» режиссера Ларисы Торженсмех. Лариса Александровна и сама уже свидетель великих спектаклей любительских постановок, представленных в Москве в 1987 году на Всесоюзном фестивале народного творчества, таких, как «Две стрелы» из Челябинского «Манекена» в постановке братьев Анатолия и Бориса Морозовых, или «Гамлета» из Хакасии, где все действие происходило в бассейне с настоящей водой. А другой спектакль того же Василия Соколова «Живи и помни» был особенным, комнатным. Тогда такие пространства для сцены еще не практиковались. Среди этих ярких спектаклей не затерялась ее постановка «Завтра была война» по Борису Васильеву. Режиссеров всей страны ежегодно обучали на семинарах и лабораториях Москвы и Ленинграда.
В Москве их радушно принимали и пускали на свои репетиции Юрий Любимов, Марк Захаров, Андрей Гончаров, Валерий Фокин, Кама Гинкас и Генриета Яновская. Хранит она в памяти и практические занятия в Ленинграде. Их вел Зиновий Карагодский, знаменитый руководитель Ленинградского ТЮЗа.
И уже после всего пережитого обрел популярность ее коллектив в поселке Лазаревском, куда она переехала жить. Критики со всей страны не считали зазорным приехать посмотреть ее постановки или поучаствовать в качестве жюри в её авторском фестивальном проекте конца 80-х – начале 90-х годов «Театр в поисках театра». Здесь зачастую открывались новые имена. Лазаревский театр часто выезжал на фестивали, в том числе и в Москву. Ларису Александровну и сейчас там хорошо знают. Поэтому Камерный театр, едва зародившись, сразу же получил правительственный грант на развитие, который режиссер и получила из рук организатора этого проекта народного артиста России Евгения Миронова. Известный артист возглавляет Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.
На эти деньги-то и были приобретены и осветительная аппаратура, и кресла, и те самые подушки, на которых сегодня с огромным удовольствием сидят дети. Зал получился небольшой, но дети оценили его сразу. Придя домой, они рассказали родителям о том, что были в театре.
«У нас нет театра», – отвечали им родители. «Нет, у нас есть театр. И там мы сидели на подушках», – резонно замечали дети. Так родилась репутация. А за ней, как естественное продолжение, и детская театральная студия «Игра», в которой дети с пяти лет начинают свой путь в искусство. Он заманчив и интересен. А покидают они студию в тот момент, когда прощаются со школой – лет в 15 – 16. Многие едут поступать в столичные театральные вузы, остаются там учиться на артистов.
Когда наступает май, здесь дают финальное представление. Год назад Лариса Александровна поставила со своими учениками пьесу Евгения Шварца «Снежная королева», а с младшим составом фрагмент сказки о Царе Салтане по
А.С. Пушкину . На международном фестивале «Пространство юных» в Хосте, где председателем жюри была дочь Олега Ефремова – театровед Анастасия Ефремова – студия получила гран-при в номинации «Художественное слово».
Впрочем, фестивали и победы не самоцель для режиссера и педагога Торженсмех. Главное, чтобы ее ученики нашли самих себя. Взяв за основу методы некоторых своих коллег (так, в Перми существует детский театральный центр, который насчитывает 800 детей), постепенно Лариса Александровна начала вырабатывать и свой собственный стиль. Однажды дети с трудом постигали смысл скороговорки, она вдруг сказала: «Ты ее не учи, ты ее нарисуй»! Домашняя работа перешла в работу с родителями, приходилось объяснять, что ничего не надо делать за ребенка, а если уж так хочется помочь, надо садиться рядом и рисовать свое. Памятен ей до сих пор случай с одной девочкой, которая никак не могла ничего нарисовать, но в конце концов принесла свою работу. Это был белый лист, в углу которого был нарисован маленький мышонок. Это была победа: вскоре ребенок из стеснительной тихони стал превращаться в яркую творческую личность. И еще один принцип: ставить малышам только пятерки. Это рождает доверие.
В самом конце апреля здесь состоялся открытый показ нового спектакля «Собаки». Это было новое осмысление повести Константина Сергиенко «Прощай, овраг». Очень популярная вещь в начале 90-х имела богатую театральную судьбу. Судьба брошенных животных метафорически представляла брошенных детей. История страшная и больная. Но она произвела впечатление на общество. Режиссер, по ее словам, нашла совершенно другой ключ.
– Некоторые называют свои спектакли по мотивам этой повести «Волшебная дверка», поскольку там есть разговор о какой-то дверце, за которой всем хорошо. Я не стала брать за основу разговор про брошенность. Для детей бы это стало психологической травмой. Наши «Собаки» другие, потому что мы мечтаем быть другими в плане жизни, творчества, фантазии. И найти ту единственную дверцу, за которой ты будешь творцом. За основу и сценографии и реквизита мы берем детские впечатления, например, состоящие из картонных машинок, которые они сделали сами. Они также имитируют звуки большого города с сигналами, шумом колес. И весь этот хаос как бы наступает на единственное жилище этой творческой группы людей. Это и есть их Овраг. Произведение преобразуется: перед нами затравленная интеллигенция. И даже с пяти лет они таковы. Это люди, особым образом воспринимающие мир, который поджимает их со всех сторон.
В этом спектакле предметов не так уж много. В какой-то момент фонарики в руках превращаются в звезды, а запрятанный до времени синий шарик взмывает в небо, как символ того, что и на дне оврага может прятаться кусочек неба. Главное – в это верить.
Совсем недавно Лариса Александровна, ее педагоги и ее ученики провели последний в этом сезоне показ. Были забавные пластические сценки по впечатлениям от басен, были и сами басни, и детские стихи от Ивана Крылова до Агнии Барто. И здесь жюри уже расставило свои оценки. Было много радости за успех другого больше, чем за свой собственный. Таков нравственный посыл, что прививается студийцам с детства.
Итак, у детей начинается лето, а у Камерного театра трудовые будни. В 2009 году здесь заявили себя для всей страны как площадка для театральных процессов, таких, как гастроли, фестивали, семинары. Здесь проходят общероссийские семинары для студенческих театров, на которых преподают педагоги РАТИ (ГИТИСа). Здесь начали собираться люди театра от Дальнего Востока до Калининграда. Но первыми гастролерами были все же гости из краевого центра – частный театр кукол «Волшебное колесо» со спектаклем «Домик для Поросенка». Первый успех положил начало следующим: теперь с середины июня до конца сентября в ежедневном режиме проката двух показов в день проходят гастрольные спектакли театров из разных городов, и тут все дни расписаны. И уже границы России малы для этих фестивальных гастролей. Приезжают сюда и театры из Белоруссии.
А 28 мая, едва расставшись, дети и их руководитель снова встретились. И все они были счастливы. Поводом послужил совершенно новый фестиваль «Freeart» (свободное творчество), организованный журналистами Сочи. На аллеях расположились художники, мастера, ремесленники. Рядом где-то гремел сочинский карнавал, а здесь дети читали стихи, показывали клоунаду. Было здорово. Полная свобода самовыражения.
Итак, есть замечательная театральная площадка. Есть творческий человек, готовый, несмотря на пережитое (а такое было: конечно, нашлись те злые силы, которым несколько лет назад этот лакомый кусок захотелось заполучить), по-прежнему, как в былые годы, творить, собирать вокруг себя таланты, показывать их миру. Почему-то захотелось, чтобы и другие частные театры, антрепризы, что так или иначе существуют, подтянулись и объединились в общий проект и посмотрели друг на друга. Если при этом кому-то захочется разлечься на подушках. Здесь это можно...
Елена Петрова
театровед