Культура:

Магический кристалл

05.03.2018

С 5 марта по 30 апреля в Художественной галерее «Сантал» проходит персональная выставка художника Александра Клименко .

2186

С 5 марта по 30 апреля марта в Художественной галерее «Сантал» проходит персональная ретроспективная выставка кубанского художника Александра Клименко «Цвет и тишина». В экспозиции представлены 60 произведений— пейзажи и тематические картины, созданные за 20 лет

В творчестве Александра Дмитриевича Клименко ярко проявились черты современной региональной южно-российской пейзажной живописи, наследующей стилевые черты русского и французского импрессионизма, постимпрессионизма и символизма. Подобно импрессионистам, он ставит перед собой задачу — передать впечатление от созерцания природных ландшафтов. Как и многие русские художники, не отказывается от классической ясности в композиции и передаче пространства. Но поистине уникальным качеством Клименко является абсолютное чувство цвета, подобное абсолютному слуху у музыкантов. Культ декоративности, но не брутальной, а лирической и изысканной, превращает его картины в   эквиваленты музыкальных произведений композиторов-импрессионистов.

Александр Клименко родился 24октября 1940 года в Абрау-Дюрсо. Во время Великой Отечественной войны мать перевезла сына в станицу Андреевскую. После службы в армии—в морской авиации Черноморского флота—иокончания в 1967 году художественно-графического факультета Краснодарского государственного педагогического института имени 15-летия ВЛКСМ он вернулся домой и много лет преподавал в школе изобразительное искусство. На долгие годы преподавание стало главным делом его жизни. Тем более, что Александр Дмитриевич стал последователем одного из самых передовых в 1970-1980-е годы учителей-новаторов – Б.М. Неменского, создателя уникальной педагогической системы, в соответствии с которой предполагалось учить школьников не только ремеслу, но и истории культуры, а также побуждать к собственному творчеству.Среди учеников Клименко – один из самыхизвестных актуальных художников Кубани – Павел Мартыненко. В кругу его друзей – такие выдающиеся художники, какАнатолий Васильев, ЕвгенийКазицын, Виктор Каменев, Вячеслав Оноприенко.

Многие годы станица Андреевская была местом пленэра для краснодарских живописцев. В теплое время года дом Клименко превращался в коммуну. В каждой из трех комнат гостей ждали по три кровати, не считая раскладушек влетних сарайчиках и клетушках.

Но собственное творчество Александра Дмитриевича—гораздо шире, чем пленэрная живопись с натуры. И хотя география ландшафтов его весьма обширна, но он не копирует натуру, а создает импровизации на тему русского северного и южного пейзажа. Эстетика Серебряноговека и последующая традиция свободной широкой живописи советского времени оказали на него определяющее влияние. Творчество Константина Коровина, Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Владимира Стожарова и других представителей русской пейзажной школы ХХ века всегда было для Александра Клименко близким и родным.

Художник создает законченные картины, в которых сохраняется свежесть восприятия и видимая «этюдность».Он не делает реплики с натуры. Декоративность и лиризм, мистицизм и утонченность наполняют егопроизведения чувством философской созерцательности. Если сравнивать его с поэтическим творчеством, то ближе всего окажется философская поэзия Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик—

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Создается ощущение, что живописец строит форму не из пятен и линий, а творит так, как ученый выращивает кристалл. В итоге, получаются эффектные красочные фейерверки, из которых рождаются сельские и городские провинциальные пейзажи, луга и степи кубанских станиц, Черное море и лесостепные ландшафты Средней полосы. Всего же несколько географических мест волнуют художника, заставляют его снова и снова вспоминать их и по памяти писать одни и те же пейзажные мотивы. Этот метод Клименко отчасти напоминает творчество позднего Клода Моне, который без устали писал живописные серии одного и того же мостика и стогов.

После службы в армии, в 1962 году, еще до поступления на «худграф» Александр жил в Новомосковске – маленьком провинциальном городке, сохранившем отчасти дух и ритм жизни старой дореволюционной России. Этот город до сегодняшнего дня остался в памяти художника, и он нередко использует старые рисунки для создания новых работ. Другими любимыми местами в Средней полосе являются город Владимир, деревня Хромцевов Тверской области, где живет его дочь. Но не довелось Александру Клименко побывать в Ханты-Мансийске, где жили его друзья, но по их рассказам он создал одну из живописных серий. Поэтическое отношение к миру стало пределяющим мотивом в его творчестве. Клименко сочиняет свои пейзажи так, как поэт пишет стихи, а композитор – музыку.

В студенческие годы будущий художник несколько лет работал проводником в поезде Новороссийск—Москва.В течение суток он могнаблюдать всё разнообразие южных и северных ландшафтов. Сформировалась у него способность не только видеть, но и запоминать, выделяя наиболее характерные, типические пейзажные мотивы. Может быть, именно отсюда у него —лаконизм и монументальность, способность минимальными средствами передать свои чувства и мысли о России.

Среди кубанских ландшафтов художника вдохновляют Абрау-Дюрсо и Новороссийск, Краснодар и станица Андреевская. При всей узнаваемости сюжетов велика доля трансформации из обыденности в чудо. Так, в картине с простым названием «Улица Мира и Коммунаров» мы видим привычный, на первый взгляд, городской пейзаж с доминирующим на нем Свято-Екатерининском собором. Художник противопоставляет храм и город, мир горний и дольний, бытие и быт. Но есть нечто общее, что объединяет, гармонизирует, создает состояние покоя и умиротворенности. Это нечто есть живопись, цвет, живущий по своим законам, которые еще древние греки называли «музыка сфер».

У Клименко сформировалась своего рода иконография, повторяющаяся во многих работах: противопоставление православной архитектуры —кипящей перед ней будничной жизни. В работе «К молитве» изображена площадь перед храмом в Тверской области. Божественная Вертикаль и горизонталь человеческой жизни уравновешивается холодным голубым или лиловым и светло-фиолетовым колоритом. Реалистический язык рисунка трансформируется в фантасмагорические пространства цвета.

Если говорить о главной теме и идее произведений живописца, то это—поиски своего рода Рая Божьего на Земле. Этот рай —сельский, провинциальный, связанный с культом природы, земли, поэтому —отчасти языческий. Он любит писать марины с образами обнаженных женщин на берегу, сюжеты на тему ночи на Ивана Купала.

Клименко рожден для жизни созерцательной и умиротворенной. Для того чтобы написать среднерусские пейзажи или Черное море, реку Понуру или городской пейзаж, —ему не нужно никуда ехать, а достаточно зайти в мастерскую. В этом смысле, эстетика художника вполне вписывается в современный художественный процесс, в котором фантазии доминируют над реальностью.

Татьяна Соколинская, член АИС