Культура:

«UFO Казицына»

16.04.2021

В художественной галерее «САНТАЛ» с 11 апреля по 30 мая 2021 г. проходит персональная выставка краснодарского художника Евгения Казицына «UFO Казицына»

Автор: Татьяна Соколинская

1964

В экспозицию входит 25 работ, выполненных на холсте в технике масляной пастели. Выставка посвящена 60-летию первого полёта человека в космос.

В раннехристианские времена возникла идея храма как корабля, на котором спасается всё праведное человечество. В ХХ веке стало ясно, что вся наша Земля – корабль, который несётся в космических пространствах по своей, кем-то заданной траектории. Именно эта, скорее философская и религиозная, мысль лежит в основе художественного проекта Евгения Казицына, который опознает и летательные объекты, и субъекты, стоящие за штурвалами инопланетных кораблей.

У стремления человека к полёту, желания преодолеть тяготение Земли, помимо сугубо практических задач, присутствует идея поиска новых, разумных форм жизни. Космос для Казицына – это не место обитания злобных рептилоидов, а поиск гуманоидов –  разумных и братских существ. Он представляет несколько их «портретов», скрытых от посторонних взглядов за иллюминаторами космических аппаратов. Скрытых для всех, кроме самого художника, наделённого внутренним зрением.  

Картины, представленные на выставке, не имеют названий, но в них ясно читаются сюжеты, связанные с освоением Космоса и посещением Земли иными формами жизни. Вот над зиккуратом Древней Месопотамии пролетают сигарообразные «дирижабли» пришельцев, а этот аппарат в форме тележного колеса завис над египетскими пирамидами в Гизе. В другой работе гуманоид с циркулем в руках производит обмер одной из пирамид. Видим мы также космические заводы с фаллическими трубами, а на Млечном пути космические странники встречают планету, подобную медузе с длинными щупальцами. Корабли имеют самые разные формы: один – в виде шлема средневекового рыцаря, другой похож на кусок сыра на трёх ногах, третий – это чайник из археологических раскопок, из донышка которого вырываются струи огня. Художник часто иронизирует, но это не отменяет пафоса открытия новых пространств и встреч с разумными существами.

Казицын близок эстетике метамодернизма, в которой гармонично и невраждебно живут традиции и новаторство, язык примитива, реализма и абстракции. Изображая космические корабли и фантастические образы инопланетян, он соединяет карнавальную народную стихию русского лубка и философию русского космизма Николая Федорова. Инопланетяне Казицына при всех их фантастических инопланетных формах – это русские трикстеры, христианские юродивые, осознающие высокий мессианский характер своего полёта. На том стоят и не могут иначе.

Земля – наш корабль, дом и храм, летящий в холодных космических пространствах к иным и, возможно, прекрасным мирам. И в самой натуре Евгения Казицына есть что-то от космонавта – странника по Вселенной, который просто хочет посидеть с каким-нибудь гуманоидом за рюмкой чая и поговорить о жизни, о любви, свободе и смысле жизни.