Культура:

Вернулся в учениках

04.02.2025

В Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения заслуженного художника РСФСР Юрия Ивановича Скорикова

Автор: Наталья ЩУРИК, искусствовед

764

На персональной выставке Юрия Скорикова -  одного из самых известных на Кубани художников и педагогов советской поры, открывшейся  на минувшей неделе, представлено более 100 произведений.  Живописные работы   из частных собраний краснодарских коллекционеров  Льва Давыдовича Песка и Андрея Александровича Гладченко,  из семьи художника дают возможность оценить многогранность  таланта этого удивительного Мастера.

В декабре 2024 года  выставка незначительной  части  произведений Ю.И. Скорикова  прошла в Городском историческом музее Горячего Ключа, однако  и она  имела огромный успех. На вернисаже  в Краснодаре А.А. Гладченко подчеркнул, что цель выставки - познакомить именно молодежь и тех, кто лично не знал Юрия Ивановича с его произведениями, ведь, несмотря на то, что его имя часто  звучит на Кубани,  увидеть его многочисленные работы – редкая возможность.

Юрий Иванович родился 4 июля 1924 года в Нальчике в семье терского казака Ивана Максимовича Скорикова и его супруги Александры Яковлевны (урожденной Хархадиновой), семья которой переселилась на Кавказ из оренбургской области еще  в начале ХХ века. Отца будущий художник не знал, так как он трагически погиб, когда сыну был всего год.

Здесь, в столице Кабардино-Балкарии он  обучался в студии изобразительных искусств во  Дворце пионеров  под руководством талантливого художника, заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской республики, заслуженного работника культуры РСФСР  Николая Никифоровича Гусаченко (1883-1987). Под его влиянием у юноши возникло  желание посвятить себя искусству.  Вместе с учителем студийцы часто выезжали на этюды в горы, где делали множество зарисовок местного быта. Эти детские впечатления от общения с первым учителем оставили неизгладимый след в жизни и творчестве художника, став основой для всех его будущих исканий.

Дальнейшая судьба Юрия Скорикова похожа на судьбы многих молодых людей его поколения, опаленного Великой Отечественной войной.

В 1942 году Ю.И. Скориков был мобилизован  и направлен на  работу  на авиационный завод №18  в Куйбышев (в настоящее время Самара). Тяжелый труд на оборонном предприятии во имя  Победы  лишь укрепил его желание заниматься живописью. А пока он наблюдал за теми, кто стоял рядом с ним за станками, кто в тылу самоотверженно приближал победный час. Эта сила русского духа станет ощутимой  в  его будущих картинах.

Уехав из дома, он потерял связь с семьей. Мать Юрия Ивановича молилась, верила в то, что сын жив. Однажды, отчаявшись, получить весть о сыне, Александра Яковлевна решила поискать ответ на вопрос, увидит ли когда-нибудь его,  в Евангелии. Открыв книгу, она ткнула в нее пальцем и прочла строку «И вернется он с учениками».

Именно так, это и случилось, но гораздо позже, когда Юрий Иванович, пройдя сложный путь от  станка до рисовального класса в Ленинградской Академии художеств, станет педагогом и наставником в искусстве для многих поколений художников.

После окончания Великой Отечественной войны Юрий Скориков отправился за своей мечтой в северную столицу. До поступления в Академию художеств, он устроился на  работу воспитателем в ремесленное училище, а по вечерам посещал изостудию во Дворце культуры имени С.М. Кирова, где занимался под руководством Ольги Георгиевны Бонч-Осмоловской (1895-1975). Эти занятия дали свой результат. Однако, оценки по специальным предметам абитуриенту Скорикову комиссия выставила недостаточные для поступления. Узнав об этом, он  больше не решился идти в вуз. Увидев работы Юрия Скорикова, выдающийся русский художник, народный художник СССР Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) настоял на  исправлении оценок и зачислении в студенты. Об этом Ю.И. Скориков узнал гораздо позже, когда вовсю шли занятия на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина

Его учителями были известные художники и педагоги: Борис  Александрович Фогель (1872-1961), Лидия  Александровна Острова (1914-2009). Но особый след в его творческой биографии оставили занятия в мастерской известного баталиста профессора Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Защитив диплом по его мастерской в 1952 году, Юрий Скориков получил квалификацию художника- живописца. Годы учебы в Академии были для него  одними из самых счастливых. Несмотря на  неустроенность быта в первые послевоенные годы, в его жизнь сполна вошло искусство и единственная любовь. Ею была внучка 10-го гражданского пензенского генерал-губернатора, генерал-лейтенанта  Н.Д. Селиверстова (1830-1890) Галина Сергеевна (урожденная Транцеева), студентка Академии Художеств и будущая искусствовед. Родители супруги – Сергей Александрович Транцеев и Елена Осиповна Адамович познакомили зятя со своим другом,  выдающимся ленинградским педагогом Михаилом Георгиевичем Платуновым (1887-1972). Он обучал Юрия Скорикова по системе своего знаменитого учителя  Павла Петровича Чистякова (1832-1919).

Женившись на коренной петербуженке, Юрий Скориков попал в семью, где, несмотря на запрет, говорить о своих дворянских корнях, свято хранили и передавали из поколения в поколение семейные  предания и  лучшие традиции дореволюционной эпохи.

Галина Сергеевна стала для  него не только супругой, матерью его единственной дочери, но и единомышленницей до конца его дней, несмотря на все тяготы почти что кочевой  жизни. После окончания института с 1952 по 1955 годы Юрий Иванович Скориков продолжил обучение в творческой мастерской под руководством народного художника СССР, первого Президента Академии Художеств СССР Александра Михайловича Герасимова (1881-1963). В 1954 году, Юрий Иванович был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.  С 1955 года он был постоянным участником всесоюзных выставок «Советская Россия».

 Жизнь в Ленинграде входила в свое творческое русло, но казачья душа художника непреодолимо тянула его на Кавказ, поближе к дому.  Было решено купить участок земли неподалеку от Творческой Дачи Союза Художников РСФСР в Горячем Ключе, которая  в послевоенные годы принимала мастеров изобразительного искусства со всей страны. Практически одна с дочерью на руках  Галина Сергеевна строила их дачу на юге, в  то время, когда Юрий Иванович преподавал. Дом был готов к лету 1961 года. Здесь семья Скориковых жила летом, возвращаясь к началу учебного года в Ленинград.

В 1960-е годы Ю.И. Скориков был приглашен на преподавательскую работу в Академию художеств. Здесь он  преподавал рисунок в мастерской профессора, народного художника СССР Иосифа Александровича Серебряного (1907-1979).

Кроме того, в течение 30 лет он руководил студией изобразительного искусства во Дворце культуры имени Первой пятилетки, который стоял на месте нынешней второй сцены Мариинского театра. Здесь он собрал вокруг себя учеников-единомышленников. Юрий Иванович хотел, чтобы ученики развивались гармонично, и организовал для них лекции по философии и истории искусства, которые читали лучшие преподаватели Ленинградского государственного университета. В студии Ю.И. Скорикова практиковалась система обучения И-Г. Песталоцци. Студия  работала по системе, при которой  более опытные ученики подтягивали новичков.

Система работы студии была перенесена и в Краснодарский край. Юрий Иванович стал бессменным руководителем творческих потоков в Горячем Ключе. Сюда, в Предгорье Краснодарского края,  к нему съезжались молодые и зрелые художники со всей страны. Многие приезжали даже с целью подготовиться к поступлению в художественные вузы.

Семья Скориковых жила на юге открытым домом. Кто только не перебывал в их гостеприимном жилище: художники, искусствоведы, музыканты, дирижеры, историки, все кто интересовался казачьей историей и т.д.  На глазах у них Юрий Иванович неустанно делал зарисовки и эскизы к главной своей картине «Таманский поход». Гостей нередко переодевал хозяин дома в героев его картины и они часами позировали мастеру. Этот замечательный материал семья сохранила и демонстрирует на нынешней выставке.  

Зрители смогут увидеть, какой длительный путь  проходит большая картина. В 1977 году искусствовед С.Е. Зеленова в статье «Взгляд в героическое прошлое» в газете «Советская Кубань», посвященной Ю.И. Скорикову писала о его работе над «Таманским походом»: «В 1960-м году было закончено первое полотно. А потом возникают все новые и новые варианты. Не повторения раз найденной композиции, а новые варианты одной темы… И сейчас  художник продолжает разработку этой темы… от прежних она отличается тем, что в ней будет показана  большая масса участников похода и показана не суммарно, а с индивидуальным своеобразием переживаний…Трудно сейчас сказать, как сложится судьба этого нового произведения, но очень хотелось бы, чтобы и это полотно вошло в  собрание Краснодарского художественного музея».

К сожалению главный итоговый «Таманский поход» Ю.И. Скорикова размером три на пять метров, так и не оказался в коллекции нашего музея. Сегодня многие произведения с выставки художника, посвященные истории края, могут быть закуплены в коллекцию музея. Но для этого нужны политическая воля и интерес со стороны чиновничества к истории Кубани.

За свою многолетнюю работу в искусстве и педагогике Юрий Иванович в 1965 году был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». Произведения мастера находятся в фондах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств,  музея «Царскосельская коллекция», Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижнетагильского музея изобразительных искусств,  Забайкальского краевого художественного музея,  Сахалинского областного художественного музея, Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса,  Сальского музея имени В.К. Нечитайло, Военно-морского музея Северного флота МО РФ.

Юрий Иванович был учеником выдающихся русских и советских художников, ставших связующей нитью двух эпох  в отечественном реалистическом искусстве: дореволюционной и советской. Пройдя у них серьезную школу мастерства, он передавал его  своим многочисленным ученикам, лучшими из которых стали его дочь Елизавета Юрьевна, зятья Станислав Семенович Молодых, Сергей Викторович Морозов, внучка Мария Станиславовна Молодых, внук Константин Сергеевич Морозов,  Владимир  Павлович Рыбачок (Канада). Вспоминая на  открытии выставки  Скорикова,  герой труда Кубани  художник Геннадий Тихонович Квашура заключил: «Не было бы Юрия Ивановича, не было бы и нас в искусстве».

Действительно, целую жизнь он щедро делился мастерством со всеми, кто погружался в мир живописи, в мир исторической картины. Он жил очень скромно, не «выбивая для себя» льгот, похвал, альбомов, как это делали другие художники. Он не написал ни одного своего автопортрета, не оставил парадных фотографий с фотосессий. Для этой статьи с трудом в семейном архиве удалось найти портрет Юрия Ивановича, сделанный  ленинградским фотографом П.М. Маркиным.  На ней Юрий Иванович  не позирует, а сосредоточенно работает, как завещали его учителя, как учил он своих учеников.

Юрий Иванович ушел из жизни 19 ноября 1994 года в возрасте 70-ти лет, похоронен в Горячем Ключе. В свое время  дом Ю.И. Скорикова был настоящим учебно-просветительским и культурным центром на Юге России. Было бы справедливым в память о его заслугах назвать одну из улиц Горячего Ключа именем этого неутомимого педагога и замечательного художника.

 Наталья Щурик, член Ассоциации искусствоведов,

к.и.н., руководитель культурно-просветительского проекта и галереи искусств «Кубань в лицах»

На фото:

Ю.И. Скориков у своей картины «Таманский поход» 1980-е годы.

Ю.И. Скориков за работой в мастерской. Автор П.М. Маркин, фотокорреспондент газеты «Невский вестник». Нач. 1990-х.

Фото из семейного архива Е.Ю. Скориковой.