Культура:

«Во имя жизни»

15.04.2013

Приглашаем Вас на выставку с 12 апреля 2013 г., ул. Коммунаров,58

1272

На открытии выставки "Во имя жизни". Ветеран ВОв знаменосец парада Победы 1945 г. Александров Николай Захарович, с студентами КГУки и их преподавателем, заслуженным художником Попковым В. Ф.

Приглашаем Вас на выставку с 12 апреля 2013 г., ул. Коммунаров,58

На выставке галереи "Сантал" "Во имя жизни", посвященной Великой Отечественной войне, представлено целое созвездие выдающихся художников Кубани второй половины ХХ – начала ХХ1 веков. Среди них: народный художник СССР В. Мордовин, заслуженные художники РФ Р.И. Солуянова, Г.А. Булгаков, В.А. Онищенко, В.В. Кухно, В.Ф. Папко, Б.И. Воронкин, заслуженный деятель искусств Кубани И.Я. Коновалов, художник Г.Т. Клюжин и др. Именно в творчестве этих авторов с наибольшей полнотой проявились основные стилевые и концептуальные тенденции советского искусства с 1960-х годов до сегодняшнего дня.

Наиболее значительные произведения о Великой Отечественной войне в советском изобразительном искусстве и литературе начали появляться с конца 1950-х годов ХХ века. Художники и писатели получили возможность трезво осмысливать суть происходящих событий и создавать произведения масштабные, глубокие, свободные от публицистики первых послевоенных лет. Это было время расцвета тематической картины, развивавшейся в эстетике неореализма и сурового стиля. В них сочетался подлинный героический пафос с трагизмом бытия человеческой личности. В центре внимания литературы и искусства того времени стал "маленький" человек (простой солдат, его жена или мать). Правдивость, искренность, вера в светлое будущее, революционный романтизм – вот что отличало произведения конца 1950-60-х годов. В 1970-1980 годы в искусство пришла рефлексия, патриотическая патетика сменилась проникновенным, аналитическим, отчасти философским взглядом на жизнь. В эти годы художники стали реже изображать батальные сцены. Их больше заинтересовал человек на войне, его трудная судьба. Героями произведений стали также люди, работавшие в тылу.
Именно эти черты мы видим в работах художников Кубани, создавших своеобразную летопись той трагической эпохи. Портреты ветеранов, их жен и матерей, тематические картины и натюрморты – все это является своего рода энциклопедией человеческой жизни перед лицом нависшей над ним угрозы. Художники создают, как правило, эпическую картину мира, но находят также место и лирике. Народ в целом и отдельные его представители – герои выставки "Во имя жизни".

Картина "У своих" , 2013 г. В. Ф. Попков.


Картина В.А. Онищенко "Тревожное время" (1967 г.) представляет собой яркий пример сурового стиля с его монументальностью и лаконизмом образов, графичностью языка, героическим содержанием. Образ женщины-матери и жены солдата создан приемами контраста темного и светлого, что придает внутреннюю динамику внешне застылым формам. Выразительность силуэта – одно из достоинств картины, что позволяет следовать глубинным архетипам женщины-матери, солдатки, потерявшей на войне всех своих близких.
Тот же монументальный дух – в основе языка народного художника СССР В. Мордовина. Но его произведения подчеркнуто живописные, отчасти декоративные. Герои картин "Ожидание" (1973 г.) и "Табунщики" (1978 г.) – простые люди: мать, ожидающая сына с войны, пастухи в горах Кавказа. Здесь те же образы людей с нелегкой судьбой. Образы Мордовина – психологически содержательные, наполненные внутренним, духовным светом.
Признанный мастер жанровой картины Г.А. Булгаков представлен двумя работами: "Медсестра" (1992 г.) и "Родная мелодия" (….. год). Как никто другой, он умеет рассказывать истории. Медсестра со шприцом в руках, советские офицеры и солдаты в полуразрушенном немецком доме, сидящие рядом с открытым роялем. Все эти персонажи живут своей жизнью, сочетая быт с бытием, обыденное с высоким. Изображая простые сюжетные сцены, Булгаков умеет говорить языком эпоса.
В картинах В.В. Кухно "Военная почта" (1984-85 гг.) и "Чем ты помог фронту?" "1984-85 гг.". героическое содержание подчинено экзистенциальной логике человеческого существования. Используя язык метафоры, он преобразует традиционную реалистическую композицию в сложное декоративные пространство, объединенное единством колорита и состояния.
На Кубани традиции сурового стиля продолжаются все 1970-е и 1980-е годы. Они вновь возникают в картине В.Ф. Папко "У своих", написанной в 2013 году и посвященной памяти его учителя Г.М. Коржева. В сочетании с эстетикой и философией неореализма возникает произведение яркое, монументальное, передающее дух времени и вполне актуальное в наши дни.
В последние годы не так много появляется работ, в которых тема Великой Отечественной войны была бы решена широко и масштабно. Поэтому экспозиция выставки "Во имя жизни", связывая на одном пространстве прошлое и настоящее, позволяет взглянуть на наше героическое прошлое глазами сегодняшнего, молодого зрителя, для которого события Великой Отечественной войны представляются далекой и отчасти забытой историей.

Татьяна СОКОЛИНСКАЯ