Театральная публика Кубани давно мечтает о возрождении камерных концертов
1817
Театральная публика Кубани давно мечтает о возрождении камерных концертов
Уже год прошел с тех пор, как в Краснодаре союз театральных деятелей обрел нового председателя. Им стал в 2016-м году артист Молодежного театра т/о «Премьера» Анатолий Дробязко. Почти сразу стало ясно: грядут перемены. Состоялись смотры-конкурсы актерской песни, самостоятельных работ актеров, режиссеров, сценаристов. Был организован научно-практический семинар из числа думающих студентов, который, возможно, продолжит свою работу. Проектов было много, некоторые были совсем новыми, рожденными в кабинетах СТД. Оживились и артисты. Им стало интересно работать здесь, собирать заинтересованную публику, которая потянулась в союз.
Пример тому – недавний концерт, посвященный дню рождения Антона Павловича Чехова. Идея родилась в голове заслуженного артиста Кубани, актера театра ветеранов сцены КМТО «Премьера» Александра Гогавы. Путь к этому событию был непростым, мне довелось наблюдать некоторые его опорные точки. Летом 2015 года в Центре национальных культур в Краснодаре Александр Георгиевич с коллегами дал концерт, посвященный столетнему юбилею со дня рождения своей выдающейся мамы – Тамары Давыдовны Гогавы, некогда главного режиссера краснодарского театра оперетты. За основу тогда были взяты стихи поэтов Серебряного века. И вот в разгар нынешней зимы эти вечные стихи под музыку самого автора спектакля прозвучали снова. Саша Черный, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам перемежались на сей раз с Уильямом Шекспиром, Робертом Бёрнсом, Аполлоном Майковым и Пьером-Жаном Беранже.
А еще было воспоминание о спектакле, который существует уже не первый год, но к публике пробирается довольно тернистым путем. Музыкальная комедия по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского «Бешеные деньги» была показана на смотре-конкурсе самостоятельных работ осенью прошлого года. Казалось бы, что нового могли сказать в хрестоматийной классике молодым артисты свидетели прошлой эпохи? Однако искусство театра тем и интересно, что в нем нет-нет, да и случается волшебное «вдруг». Студенчество на удивление высоко оценило творчество таких артистов, как Владимир Гадалин, Инна Разумовская, Евгений Туренко, Татьяна Захожа, Александр Гогава. Почудилось, а может, так и сталось, что молодые ощутили Островского своим современником. Тексты сейчас никто не читает, сюжеты мало кому ведомы, а они у этого автора бессмертны. Казалось, студенты впервые открыли для себя пьесу про женщину, которая мечтает выйти замуж за богатого. Как жаль, что драматические театры упускают свои возможности. Но вот театр, который я рискнула бы назвать актерским, взял да и сделал такой спектакль, который всем показался сегодня и нужным, и важным.
В конце XIX века режиссерский театр занимал какие-нибудь полпроцента от всего театрального мирового пространства. Андре Антуан и Поль Фор во Франции, Людвиг Кронег и Отто Брам в Германии и в самом конце века создается МХТ Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко в Москве. При этом царил на сцене актерский театр: Сара Бернар, Элеонора Дузэ и многие другие великие артисты делали фантастические сборы по всему миру. Да, были штампы, второсортная драматургия и многое другое, что было результатом некоей избалованности актерской братии. Сегодня положение дел иное. Актеры настолько требовательны к себе, что они просто не могут позволить малейшую оплошность и работают, если им такой случай выпал, на пределе сил. И, несмотря на то, что спектакль «Бешеные деньги», где речь идет о совсем небедных людях, одет более чем скромно, публика ему верит. Потому что возникает такая редкость по нашим временам, как актерский ансамбль и актерский дуэт, есть великая трата всех и всяческих сил, ибо, когда еще их выпустят на сцену?
В музыкальном жанре дуэт – отдельная смысловая конструкция. Есть и эффект отстранения, диалог с залом, который тут же зажигает ответную реакцию. И все это было усилено хорошей классической литературой не только в виде драматургии, но и поэзии. Были здесь и фрагменты будущей, даст бог, постановки по пьесе Л. Флетчера «Так любят в Венеции».
Из современных авторов были стихи поэта Виталия Бакалдина, которого многие еще помнят. В зале присутствовал его сын, Сергей Витальевич. Надо сказать, зал на сей раз был переполнен. Удивительным образом была вписана в ткань концерта гитара Вадима Кермасова. Музыкант исполнил зажигательный пасодобль и еще ряд тем, среди которых особый восторг вызвала тема из суперсовременного английского фильма «Шерлок Холмс», скрасившего нам новогодние праздники. Вообще, мы плохо умеем развлекаться. Ушло это умение куда-то в прошлое. Сегодня артисты, такие как Владимир Гадалин, Инна Разумовская и Александр Гогава, напомнили, как это надо делать. Наверное, у этого всего есть причины в прошлом, может быть, в детстве автора концерта. А детство было наполнено светлыми воспоминаниями. И он возвращался к ним. Тому причиной была сама география места. Много лет назад Александр Георгиевич жил вместе с родителями в коммунальной квартире, которая располагалась ровно на том месте, где проходил концерт. Из окон своей детской маленький Саша наблюдал, как во дворе театра драмы (ныне это филармония), где работала в ту пору его мама, мужчины резались в домино и шахматы, текла насыщенная жизнь краснодарского дворика. Сегодня в его бывшей детской – кабинет руководителя СТД, а на данный вечер она была превращена в гримерку и закулисное пространство. В свое время в коммуналке были снесены внутренние перегородки, артисты и режиссеры получили отдельные квартиры, и жизнь пошла по другому руслу, уже общественному, общетеатральному.
Невольно возник вопрос, а есть ли у нас в городе такие пространства, где зрители, слушатели могут присутствовать на камерном концерте или спектакле? Есть ощущение, что их у нас катастрофически не хватает. Так важно это особое чувство сопричастности, когда голос певца не теряет ни единой, даже едва уловимой слухом интонации, а звук – из-под пальцев музыканта. Именно в этой погруженности испытываешь подлинно театральное переживание, получаешь душевную связь с происходящим, ради которой люди и ходят в театр.
Елена Петрова
Театровед
Фото Анны Кравец