С 15 по 30 сентября в художественной галерее «Сантал» в рамках просветительского проекта «Память» проходит персональная выставка члена Союза художников СССР Валерия Кухно (1945-1998 гг.), посвященная 70-летию со дня рождения художника. На выставке пр
869
С 15 по 30 сентября в художественной галерее "Сантал" в рамках просветительского проекта "Память" проходит персональная выставка члена Союза художников СССР Валерия Кухно (1945-1998 гг.), посвященная 70-летию со дня рождения художника. На выставке представлено 17 картин из коллекции Николая Видякина.
Все чаще в разных галереях и музеях мы можем видеть частные коллекции изобразительного искусства. Такие собрания в свое время легли в основу фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Как правило, это происходило тогда, когда художественный уровень произведений качественно отличался от работ, предназначенных для домашнего просмотра.
Не является исключением и коллекция краснодарского любителя искусства Николая Видякина, жемчужину которой составляют живописные полотна Валерия Кухно – художника, прожившего недолгую, но счастливую творческую жизнь.
Валерий Валентинович родился в Армавире. Окончил в 1972 году Краснодарское художественное училище и практически сразу стал выставляться, причем не только на местном уровне. По числу всесоюзных и всероссийских выставок побил рекорд среди художников Кубани. В 1982 году вступил в Союз художников РСФСР. Много работал в Домах творчества "Академическая дача" и "Горячий Ключ", выезжал на пленэры в Новороссийск, Ейск, Джубгу, Хадыженск, Кутаис. Сейчас работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко и частных собраниях в России и за рубежом.
Время его становления как живописца пришлось на эпоху, когда синонимом свободного художника стало стремление к непохожести на других. Сохранив верность реализму и в тематике, и в композиции, он разработал своеобразный пластический язык, в котором органично соединялись традиции лессированной живописи старых мастеров и технологические новации начала ХХ века. Советская теория изобразительного искусства искусственно разводила модернистов и реалистов, в то время как в реальной художественной практике эти два полюса нередко влияли друг на друга. Кухно – яркий представитель реалистической школы, обогащенной находками полузапрещенной тогда модернистской эстетики. Он работал то мелкими, то более крупными мазками, сплавливая их в единое целое с помощью красочных фактур и лессированных слоев, добиваясь передачи материальности мира. Это была своеобразно интерпретированная пост импрессионистическая живопись, из которой убрали открытый цвет, "состарив" покрытиями поверхность холстов.
Он знал, что такое колорит в самом традиционном смысле этого слова. Колорит как гармония, соразмерность частей и целого. Для этого использовалась достаточно сложная и необычная в то время технология. Художник не применял готовых грунтов, а изобретал свои. Подобно французскому живописцу Морису Утрилло, использовал песок, создавая фактурную поверхность на холсте. Помимо этого он собирал фузу (остатки краски на палитре) у друзей-художников и добавлял ее в грунтовую смесь, создавая штукатурную основу – красочный рельеф, играющий роль имприматуры. Иногда применял в качестве растворителя белую нефть, найденную в поселке Кутаис. В отличие от большинства художников, приезжающих на этюды с картонками, Кухно часто возил с собой готовые, до метра размером холсты.
Излюбленными жанрами Кухно были пейзаж и тематическая картина. Он владел всеми разновидностями пейзажного жанра: сельские и индустриальные пейзажи, марины, тематические пейзажи-картины, в которых легко узнавался его оригинальный почерк.
Коллекция Николая Видякина включает тематические картины с элементами пейзажа. Эти работы, написанные в 1980-е годы, доносят до нас дух времени, быт и бытие колхозников, рыбаков, солдат, жителей южно-российской глубинки. Художник прославляет труд человека на земле и на море, поэтизирует обыденную жизнь простых людей, ищет красоту не во дворцах, а в провинциальных городках, маленьких приморских поселках, старых поржавевших кораблях ("Будни судоремонтников Новороссийска". 1987 г., "На мирной земле". 1987 г., "Утро механизаторов".1982 г.). Его волнует тема недавней истории страны ("Первое собрание колхоза". 1987 г.),
Тема Великой Отечественной войны – одна из ведущих в творчестве художника. "Возвращение домой" (1981 г.), "Память" (1983 г.) – это работы, в которых угадываются отголоски "сурового стиля", имеют лирико-эпический характер. Память о трагических событиях окрашивается глубоко личным, субъективным мироощущением.
Он постоянно находился в поисках мотива, поэтому география работ весьма обширна. Марины, написанные на берегах Черного, Азовского морей, Кубанского водохранилища, пейзажи Горячего Ключа, Новороссийска.
Кухно вполне достоверно изображает ландшафты и архитектурные сооружения", но в живописных приемах мы видим яркий авторский субъективизм. Особое внимание принадлежат тем ландшафтам, которые окружали его с детства. Это берега Азовского моря с лежащими на берегу рыбацкими баркасами, сетями, вывешенными на просушку ("Серебро Азова". 1986 г., "В гостях у моряков". 1982 г.).
Живописец создал мир, в котором природа и человек существуют в органическом единстве. Причем, его персонажи никогда не бездействуют. Они ловят рыбу, плавают на кораблях, поют и танцуют, отдыхают в парке – словом, живут полной жизнью. Много работ посвящено теме сельской свадьбы ("Послевоенная свадьба". 1987 г.). В них мы видим карнавальные сцены деревенских гуляний, хоровую полифонию голосов, прославляющих радость жизни.
В его творчестве мы видим яркий пример региональных почвенных тенденций, которые прослеживаются в большинстве работ, создающих картину жизни советского народа в 1970-1980-е годы.
Член АИ,ТатьянаСоколинская