Культура:

Время – собирать!

01.02.2016

Директор Краснодарского краевого филиала «Российского Фонда Культуры» Т.И. Кралева передала главе города В.Л. Евланову портрет Александра Берлизова.

3031

Директор Краснодарского краевого филиала "Российского Фонда Культуры" Т.И. Кралева передала главе города В.Л. Евланову портрет Александра Берлизова.

Напомним, чтов дни празднования 70-летия Победы на выставке выдающегося краснодарского художника, заслуженного работника культуры Кубани, есаула ККВ, члена Совета стариков Екатеринодарского отдела ККВ Василия Ильича Бирюкова (1918-2010) в Краснодарском краевом филиале "Российского Фонда Культуры" состоялась передача портретов из галереи Казачьей Славы, подаренных Краснодару его дочерью Людмилой Васильевной Шляпниковой.

В.И. Бирюков – участник Великой Отечественной войны, фронтовик, коренной житель Краснодара. Он родился в 1918 году в Екатеринодаре. Вся его жизнь была тесно связана с родным городом. По окончании Краснодарского художественного училища он ушел в Армию, где его застала Великая Отечественная война. От рядового он дослужился до офицера. Воевал на Западном и Юго-Западном фронтах, был участником войны с Японией. С 1951 года служил в Центральной группе войск в Австрии. Награжден Орденом Отечественной войны II cтепени, военными и казачьими медалями.

Он был участником многочисленных художественных выставок самого высокого ранга, на которых экспонировал произведения, тематика которых неразрывно была связана с историей города Краснодара и Кубани.

В последние годы жизни, будучи есаулом и членом Совета стариков Екатеринодарского отдела ККВ, он создал не имеющую аналогов в истории российского казачества галерею из полусотни исторических портретов видных деятелей возрождения кубанского казачества, увековечив их подвиги перед обществом.

Так называемая "Галерея казачьей Славы", созданная им, неоднократно экспонировалась на юбилейных персональных выставках. Этот цикл представлялся автором в наставление потомкам о бессмертных подвигах кубанцев. Художник мечтал о том, чтобы портреты в виде единой галереи обрели постоянное почетное место в родном Краснодаре. Не имея мастерской, Василий Ильич приглашал казаков в свою небольшую квартиру на улице им. Хакурате, в которой жил ссемьей дочери. Все портреты были созданы им здесь, в тесной комнате, служившей мастеру и спальней, и рабочим кабинетом. Художник выполнил свой человеческий и патриотический подвиг, не получив за свой труд ни единой копейки.
Судьба галереи "Казачья Слава", созданной В.И. Бирюковым, оказалась нелегкой. При жизни художника ни чиновники департамента культуры края, ни сами казаки, к которым обращался Василий Ильич, не поддержали просьбу художника выделить общественно доступное место для ее размещения.

Хранить портреты казаков в квартире Бирюковых не было возможности. Поэтому часть их была передана на хранение в Екатеринодарский отдел ККВ, часть в семьи казаков. С уходом с поста атамана Екатеринодарского отдела ККВ Коновалова В.А. новый атаман хранившиеся там портреты не обнаружил.

Глава Краснодара, принявший дар от Л.В. Шляпниковой, обратился ко всем, кто владеет портретами казаков, последовать почину Людмилы Васильевны. На его призыв откликнулся первый атаман ККВ Владимир Прокофьевич Громов. В сентябре, в канун Дня города, в выставочном зале Боевой Славы передали в галерею портреты, созданные В.И. Бирюковым,казаки-участники Великой Отечественной войны: Николай Александрович Волик, Александр Павлович Обозянский, Иван Захарович Босых. Портрет Героя Республики Абхазия Анатолия Анисимовича Сидоренко был подарен его вдовой Пулик Валентиной Петровной, портрет казачьего полковника Пузикова Ивана Петровича его вдовой Пузиковой Еленой Григорьевной. А портрет участника Великой Отечественной войны Ильи Заевича Лазарева был передан в галерею Екатеринодарским отделом ККВ. Подаренные городу портреты можно увидеть в выставочном зале Боевой Славы в парке им. 30-летия Победы.

История нахождения портрета А. Е. Берлизова связана с изданием каталога "Галерея казачьей Славы"к упомянутой выше выставке. Над ним работали директор и члены правления Краснодарского краевого филиала "Российский фонда культуры". В нем опубликованы все портреты из галереи В.И. Бирюкова, в том числе и утраченные.

Человек, обратившийся в Краснодарский краевой филиал "Российский фонда культуры" увидел портрет А.Е. Берлизова в каталоге и пожелал возвратить его городу. Он просил не афишировать его имя. Известно, что портрет им был взят домой много лет назад из Екатеринодарского отдела ККВ, куда на хранение его передал В.И. Бирюков.

Портрет достоверно передает образ человека, стоявшего у истоков возрождения кубанского казачества, и соответствует описаниям его современников. Вот как пишет о нем полковник ККВ А. Бабков: "Подходя к зданию гостиницы Губкиной, где мы собирались, я увидел казака в лихо сбитой набок папахе, который по мере моего приближения внешне как бы просветлялся".

Писателя и журналиста, романтика первых этапов возрождения казачества талантливо в своем произведении передал В.И. Бирюков. Онлично знал и восхищался А. Е. Берлизовым. Художник, будучи соратником Александра Евгеньевича по службе в ККВ, считал его "Программу Кубанского казачьего товарищества" (под товариществом он понимал весь казачий род) духовной основой для нынешнего и будущего казачества. Первым пунктом в ней было следующее: "Любовь к Родине, беззаветный патриотизм и готовность к самопожертвованию во имя Отечества".

Если бы сегодня высшие чиновники в крае, надевающие на парадах казачьи мундиры, жили, руководствуясь этой программой, Кубань была бы лишена многих позорных страниц в ее современной истории. Берлизов был и остается одним из ярчайших примеровподлинногопатриотизма и самопожертвования во имя Отчизны и ее народа.

Он погиб в марте 1992 года, как настоящий герой, защищая в составе отряда кубанских добровольцев от геноцида и румынизации региона русскоязычное население Приднестровской Республики.

Ему, как ни одному известному нам современнику-казаку,посвятили свои строки многие уважаемые люди Кубани. Поэт К.А. Обойщиков писал о нем: "Ах, Сашка, Сашка, светлый сын России, казачья неподкупная душа".

Писатель А. Знаменский очень точно определил свойства его души – "открытость, цельность и чистота, неиссякаемая одухотворенность".

Современники Александра Евгеньевича считают правдивымислова известного кубанского краеведа В.П. Бардадыма, сказанные в его адрес: "Непритворными были его любовь к отчей земле, его заботы о возрождении кубанского казачества. Умный, совестливый человек тонкой нервной организации, он, жаждущий большого дела и, может быть, подвига, к сожалению, не вписывался в рамки нашей лукавой эпохи. Таких вот славных сынов рождает Кубанская добрая земля! Пока есть на свете такие преданные Родине люди, будет жить и не пропадет вовек Великая наша Россия!".

Многие, кто знали А. Е. Берлизова, считали, что по масштабу идей он опередил свое время. В упомянутой выше программе, написанной им в далекие 1990-е годы, одним из пунктов было"создание в столице Кубани музея Кубанского казачества и пантеона казачьей славы".

Понятно, почему портрет вдохновителя галереи Славы Кубани – Александра Евгеньевича Берлизова, не мог оставаться в квартире чужого человека, видевшего в нем, прежде всего, материальную ценность.

На встрече с В.Л. Евлановым директор Краснодарского краевого филиала "Российский фонда культуры" Т.И. Кралева подчеркнула, что возвращение портрета А. Е. Берлизова в галерею Славы – очень важное событие в жизни фонда. Ведь Александр Евгеньевич стоял у истоков Казачьего Клуба, учрежденного в Краснодаре при Фонде Культуры.Деятельность Клуба явилась истоком движения по возрождению казачества.

Т.И. Кралеватакже выразила надежду, что и другие владельцы портретов смогут преодолеть свои сомнения и вернут их в галерею, судьбой которой активно занимается мэр Краснодара В.Л. Евланов.

Наталья Щурик, член ВТОО "Союз Художников России"