Культура:

Загадки «Старого дома»

07.12.2015

В конце ноября начале декабря на сцене Краснодарской краевой филармонии случилось событие, обратившее на себя внимание театральной общественности. Спектаклем «Старый дом» о себе заявила новый режиссер Амра Капба -Катаева.

1215

В конце ноября начале декабря на сцене Краснодарской краевой филармонии случилось событие, обратившее на себя внимание театральной общественности. Спектаклем "Старый дом" о себе заявила новый режиссер Амра Капба-Катаева.

Она же предстала перед искушенной краснодарской публикой и как драматург. Заявка такая же смелая, как и новая. Амра человек в городе известный не многим, но все же нам не посторонний. Она выпускница краснодарского института (в недавнем прошлом университета) культуры. Педагоги знают ее как человека одаренного. Но что немаловажно, ее идеи нашли отклик в душах артистов Молодежного театра краснодарского творческого объединения "Премьера". Наверное, были основательные причины, побудившие вполне востребованных в своей профессии людей откликнуться на предложение создать спектакль и с головой погрузиться в работу. Что-то заинтересовало их в этом проекте. Дело очень быстро пошло на лад: общее согласие, единомыслие присутствовало на репетициях. Те, кого хорошо знает краснодарская публика, помогли автору в осуществлении замысла.

Итак, перед нами пьеса, имеющая, прямо скажем, захватывающий сюжет. Положение театроведа обязывает меня знать мировую драматургию. Увы, в этом знании есть и печальная сторона: я, приходя в театр, знаю, чем закончится дело. Здесь же впервые за долгие годы я оказалась в положении наивного зрителя, и это состояние мне понравилось. На пороге старого дома мы видим пожилого человека, который пытается вкратце и поначалу без особого энтузиазма рассказать молодому человеку некую историю из прошлого. Это почти притча о том, что случилось в этом месте много лет назад.

Перед нами прошлое, где все еще дышит молодостью и свежестью. И мы видим деда еще молодым. Аркадий, подающий надежды хирург (в исполнении Анатолия Дробязко), предстает то уверенным, полным жизни юношей, то сломленным человеком, то бескомпромиссным судьей самому себе. Он не случайный старожил в этом доме, где жили когда-то совсем по- чеховски три сестры: Татьяна, Наталья, Анастасия. Сложность ситуации осознается совсем не вдруг. Постепенно мы узнаем, что перед нами дочери священника, арестованного за веру в эпоху хрущевской "оттепели". Они должны бы жить в предчувствии кошмара лагерей, в ощущении, что их счастливая жизнь должна была вот-вот оборваться. Но они продолжают как ни в чем не бывало обожать друг друга, влюбляться в парней, надеяться на лучшее.

Правду сказать, мы не вдруг понимаем, когда происходят события? Это тоже одна из загадок. Одежда девушек относит нас к послевоенному быту, шутливое словечко "Ихтиандр" деда Никифора в мастерском исполнении артиста Виктора Плужникова наводит на мысль, что действие происходит все-таки вначале 60-х, когда вышел культовый советский фильм "Человек-амфибия". Дед вряд ли мог читать роман Александра Беляева. Это мое зрительское волнение вполне объяснимо: ведь мы как-то отказываемся верить, что лагеря и ссылки по идеологическим соображениям могли происходить и в период "оттепели". А между тем Никита Хрущев, тогдашний генсек и по сути единовластный правитель страны, как раз к церкви подступил, что называется, с ножом к горлу. Было именно при нем сметено с лица земли множество церквей. Но чтобы так страдали люди за веру? Это для многих, наверное, станет новостью. Причем, неприятною. Мы как-то привыкли ограничивать пропасть человеческого отчаяния правлением Сталина.

Автор, однако, историю не сочиняет. Скорее, она пишет драматургию в наиболее популярном и набирающем обороты в сегодняшней действительности жанре нон-фикшн. Поскольку так уж случилось, что и я как критик имею непосредственное отношение к этому направлению в литературе, то имею желание и намерение поддержать коллегу. Особенно симпатичен мне ее страстный порыв создать что-то свое без всяческой поддержки, на свои средства. Такие люди мне интересны, тем более что Амре как-то удалось убедить артистов пройти с ней весь этот тернистый путь. И это заметно по тому, как искренне и точно они существуют на сцене. Певунья Татьяна Юлии Макаровой, кажется, полна жизненной силы и энергии, лиричная Настя Евгении Великодной, кажется, так воздушна в своем духовном порыве, что вот-вот расстанется с земным притяжением, старшая Наталья Олеси Никифоровой уравновешивает эти две крайности. Учитывая, сколько религиозных цитат и аллюзий здесь, этих героинь можно счесть некоей Троицей, составляющей, в конце концов, единое целое. Здесь и метафора Веры, Надежды, Любови.

Наиболее цельными и законченными сюжетно выглядят отношения Натальи и Аркадия. Перед нами любовь уже вполне взрослых, что-то понявших про свою жизнь людей претерпевает наибольшие испытания. Им невозможно потерять друг друга. Но если кто-то поторопится решить, что она проходит благодаря своей силе все испытания, то он ошибется. Все оказывается гораздо сложнее. Именно поэтому сюжет не кажется банальным. Автор не жалеет своих героев. В этом смысле как раз более сильным становится второй акт. Может, излишне долгие для светского спектакля разговоры о Боге, песнопения первого акта кажутся в какой-то момент слишком дидактичными. Второй акт показывает и цену предательства, и расплату за него. Здесь артист Анатолий Дробязко показывает недюжинные возможности своего таланта, те стороны своего амплуа, что не подмечены были режиссерами. Он показывает путь человека грешного, потерянного для жизни, не нашедшего успокоения до поры до времени, человека – страстотерпца, приблизившегося в итоге к важной черте – к покаянию. И наблюдать за этими страстями тем более интересно, чем менее просвечивает через них банальная церковная идея. Дескать, покайтесь – и вам воздастся. Ах, если бы все было так просто. Все это нужно прожить. И на сцене все это есть. И когда нам рассказывают историю про людей, то несмотря ни на что нам становится интересно. Прозрение и надрыв Аркадия – лучший эпизод спектакля.

Нельзя назвать театр Амры совсем уж режиссерским. Скорее, она, как мне кажется, опиралась на актеров любимого ею Молодежного театра, и они ее не подвели. Может быть, они открылись во многом по-новому и для зрителей, и для самих себя. Светлана Кухарь здесь сыграла сразу две роли: старой бабы Нюры и молодой жены Степана Тони. Она в первом акте в старческих поводках как будто предсказала будущее молодухи в русской деревне, немного не любимой, немного не понятой мужем, но как-то быстро смирившейся с жизненными обстоятельствами. И не узнает она, а просто и не задумается, наверное, что у ее Степана была любовь, да делась куда-то, а куда – неизвестно. Но эта драматическая нота тихо где-то мерцает в душе ее мужа. Молодого и взрослого Степу достаточно убедительно сыграл Александр Киселев.

Но была еще неизвестно откуда взявшаяся девочка, которую когда-то приводит в дом Аркаша. Ангелина, Геля также осиротела в результате всех этих драматических событий. Где-то погибнет в тюрьме и ее отец. Гелю-взрослую сыграла Анастасия Родул. В ней новая энергия жизни, которая пробьется к свету, несмотря ни на что. Может, у нее все состоится?

А Краснодар погружен, как мне кажется, в некий снобизм. Мне довелось по краю видеть множество спектаклей, созданных руками и фантазией самых разных режиссер. Сильно это направление в таких крупных городах, как Новороссийск или Анапа. В Краснодаре, практически, нет режиссеров, работающих в негосударственных структурах. В провинции режиссеры еще находят себе применение в народном творчестве, что существует при домах культуры. Но в Краснодаре таких возможностей, к сожалению, нет. От домов культуры мало что осталось. Да и отношение в городе к народным театрам, как таковым, отвратительное. К ним принято применять слово "самодеятельность", причем, в самом презрительном смысле этого слова.

А между тем один из первых в мире режиссерских театров "Либр" (Свободный) во Франции конца XIX века создал и возглавил "скромный служащий газового общества" Андре Антуан. Он остался в истории хотя бы потому, что первым стал ставить новую драматургию и делать инсценировки. Хотя финансово он в конечном итоге прогорел. Это не значит, что все газовики или бухгалтера должны побросать свои дела и заняться театром. Нужен энтузиазм и талант, но, к слову, купец Алексеев в России поменял фамилию, стал Константином Станиславским и, следуя за Антуаном, создал свой театр.

Артисты Молодежного театра решились на поступок, который во многом интересен и заслуживает самого пристального внимания, и, как мне кажется, поддержки. Их профессионализм был востребован и использован в полной мере, было заметно, что работают они с отдачей и творческим драйвом. Будут ли еще спектакли у этого проекта? Покажет время. Но спектакль "Старый дом" вызвал душевный отклик у зрителя, заставил вглядеться в себя.

Елена ПЕТРОВА

Театровед