Культура:

ЗАВЕРЕНО ПЕЧАТЬЮ

14.01.2020

Все, что заверено « печатью» должно служить гарантией подлинности

1774

Условия работы  журналиста меняются стремительно. При этом начиная  от петровских  «Ведомостей» суть этой  профессии остаётся неизменной:  собирать , обрабатывать и публиковать общественно значимую информацию. Именно с позиций общественной значимости и общественной же пользы журналист должен рассматривать каждый факт предаваемый гласности. Хорошо то, что полезно гражданам. Случается, что  граждане,  власть  и бизнес преследуют сомнительные интересы в ущерб интересам большинства. В этих случаях от журналиста требуется принципиальность, а иногда и риск. Как сказал в своей книге «Апология журналистики» наш коллега Леонид Никитинский, правда никому не  нужна. Но разве когда-то было по-другому? Так было всегда.

Ещё Александр Сергеевич  Пушкин  в своём стихотворении « К Пиндемонти» писал:

 Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова*

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Как мне кажется, Пушкин  имел в виду то, что  горькое лекарство - правда -  не нравится никому. Потому - то врачевателей общества в журналистской и писательской среде во все века было крайне мало, и Пушкин – один из самых ярких и достойных.  Журналист сам определяет свой выбор. Кому, чему и как служить - на самом деле это вечный и самый главный вопрос для любой творческой личности.

В театральной среде принято говорить «служит в театре». Журналистика - это тоже служение обществу, но никак не «информационные услуги», к которым она низведена сегодня .  Виноваты в этом  прежде всего сами журналисты. Предвижу упреки и возражения со стороны коллег. Пишущая братия  не привыкла  к тому, чтобы ее критиковали.  Не для того пишу я эти строки, чтобы в профессиональный праздник попенять коллегам. Пытаюсь представить, как изменится наша профессия уже в ближайшем будущем,  как будет она восприниматься в обществе?

Традиционное название  праздника «День российской  печати»  скорее всего будет вызывать у потомков  такие  же сложности в восприятии, как и  непонимание сегодняшними нами сути Дня народного единства.   Уже сегодня  школьники на вопрос, что такое «холокост» отвечают, что это обойный клей.

Слово « печать», означает определенную технологию  тиражирования типографским способом на бумажном и ином твёрдом носителе, которая уходит в прошлое.  Его уже  фактически заменили словом «принт». Хотя  слово «печать»  будет долго сохраняться  в активном словаре русского языка   в  значении "оттиска на документе".

Представляете, к какому выводу может прийти наш  потомок, сопоставив значение праздника  День печати с бессмертными строками   Лермонтова «Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать».

У Михаила Юрьевича - это  означает  невозможность говорить то, что думаешь вслух. У нас, российских журналистов,  возможность писать правду есть, (как и возможность писать полуправду или вообще неправду). Нет в профессии журналиста ни единого дня, когда бы каждый из нас не стоял перед этим трудным выбором. Я желаю всем коллегам стойкости, мужества и истинного служения самой лучшей из всех профессий - профессии журналиста. Ведь все, что заверено « печатью»  должно служить  гарантией подлинности.

Галина ТАШМАТОВА, главный редактор НГК