Культура:

Зимний – на все времена!

20.01.2014

Малозаметным, но знаковым событием в жизни столицы Белой и Культурной олимпиад в 2013 году стал выход в свет скромным тиражом 500 экземпляров книги о Сочи, не имеющей аналогов. К 75-летию сочинского Зимнего театра известный журналист, театральный крити

13308

Малозаметным, но знаковым событием в жизни столицы Белой и Культурной олимпиад в 2013 году стал выход в свет скромным тиражом 500 экземпляров книги о Сочи, не имеющей аналогов. К 75-летию сочинского Зимнего театра известный журналист, театральный критик и искусствовед Виктор Терентьев при содействии Сочинского концертно-филармонического объединения выпустил 162-страничный подарочный фотоальбом "Зимний – на все времена", состоящий из четырех глав: "Биография Зимнего: цифры и факты", "Люди Зимнего: история одной любви", "Легенды Зимнего: история одной песни", "Друзья Зимнего: по краешку судеб". Уникальность издания для нашего города – в гармоничном и не провинциальном сплаве энциклопедичности и эмпиричности. Десятилетия жизни "архитектурной доминанты курорта" предстают не только в выверенных цифрах, фактах, фотодокументах, но и в мимолетных впечатлениях-эмоциях десятков людей, многие из которых – легенды отечественной и мировой культуры.
Под одной обложкой, благодаря Зимнему, выступающему в роли символического силка и гоголевской кафедры для трансляции добра, с мировоззренческими монологами выступают Валерий Гергиев и Катрин Денев, Юрий Григорович и Алла Демидова, Евгений Крылатов и Анни Жарардо, Эмир Кустурица и Елена Образцова, Борис Тевлин и Алиса Фрейндлих, Юрий Башмет и Ингеборга Дапкунайте… Атмосфера Храма искусств, взмывшего над морской волной, изумрудными пальмами и над временем, воссоздается в удивительных деталях и подробностях, характеризующих, в том числе, образ мысли, интеллектуальный уровень, душевное состояние, как минимум, двух поколений россиян и сочинцев.
Нам, музейным работникам, важны точность и доступность изложения исторического материала. Эти критерии здесь, безусловно, соблюдены и, более того, возведены на уровень поэтическо-философских образов и общечеловеческих обобщений. Наряду с подробным описанием этапов проектирования и строительства театра в контексте социально-политической ситуации в стране прослеживаются судьбы тех, для кого Зимний – часть биографии.
Первая заслуженная артистка РФ в Сочи Людмила Бровкина-Бабова и ее супруг Сергей Бабов стояли у истоков организации филармонической деятельности в Сочи. В разное время и Людмила Александровна, и Сергей Аркадьевич возглавляли Зимний в должности "Художественный руководитель". История их взаимной любви и любви к Искусству, пересказанная деликатно и трепетно в главе о "людях Зимнего", перекликается в альбоме с размышлениями о природе любви "друзей Зимнего" – харит европейского кинематографа Денев, Жирардо и Сильвии Кристель. Автор исподволь, легко и непринужденно реабилитирует романтичный ореол российской столицы курортных романов, органично вплетая в повествование светлые воспоминания Алисы Фрейндлих о первой поездке в Сочи с первым супругом и горечь признаний Татьяны Васильевой о ветрености мужчин.
Из книги Виктора Терентьева мы узнаем о том, что Валентина Талызина, вот-вот окончившая ГИТИС и зачисленная в штат Театра имени Моссовета, впервые в своей жизни вышла на профессиональную сцену в сочинском Зимнем, куда в 1958-м вместе с коллегами приехала на гастроли. Гастрольная тема – тема всесоюзно-всероссийской сценической площадки, на которой свое мастерство демонстрировали практически все лучшие театры страны, прекрасно раскрыта и в многочисленных замечательных снимках, и в прямой речи художественного руководителя Московского Художественного театра имени Чехова Олега Табакова, художественного руководителя Московского государственного Малого театра Юрия Соломина, художественного руководителя Пермского театра "У Моста" Сергея Федотова, привозившего в Сочи на конкурсы "Театральный Олимп" и "Текстура-Олимп" свой знаменитый спектакль "Калека с Инишмана".
Герои главы "Друзья Зимнего: по краешку судеб" – не просто выдающиеся личности, а преимущественно представители того или иного системно-проектного направления. Например, Юрий Башмет – это Зимний международный фестиваль искусств, Жанна Дозорцева – Открытый конкурс вокалистов имени Барсовой, Юрий Григорович – Международный конкурс "Молодой балет мира", Денис Мацуев – фестиваль "Крещендо", Федор Бондарчук – "Кинотавр", Вадим Ананьев – Межрегиональный конкурс солдатской песни "За Веру! За Отчизну! За Любовь!", Владимир Спиваков – "Всероссийские филармонические сезоны", Александр Масляков – "КиВиН", Кирилл Серебренников – Международный фестиваль-школа "Территория" и полижанровый проект "Полнолуние"… В кажущейся хаотичности звездных имен есть свой внутренний порядок со своими исключениями из правила. Так как фестивально-конкурсные люди преимущественно мужского пола, автор по своему усмотрению и вполне удачно вводит в книгу "бессистемных" представительниц прекрасного пола: Аллу Демидову, Веру Васильеву, Лию Ахеджакову… Однако их голоса сливаются в полифонию, не теряя индивидуальных красок.
Хибла Герзмава с ностальгическими картинками из солнечного пицундского детства, где было так приятно попробовать на вкус первый снег, а папа привез трехлетней дочке из Германии пианино, здесь дружно соседствует с Надеждой Бабкиной, бегавшей когда-то босиком по траве бескрайних степей Астраханской области среди ароматов яблок и абрикосов. Борис Тевлин, рассказывающий об энтузиастах хорового искусства в Сочи и праздниках песни, собиравших в 60-70-е возле Зимнего театра многотысячные толпы, отлично вписываются в балканские ритмы "No smoking orchestra" и рассуждения о политической злобе дня Эмира Кустурицы.
С удовольствием листая страницы альбома, погружаешься в необыкновенные миры "под сенью муз". Там – ВСЁ И ВСЕГДА! Вот Юрий Григорович со своей супругой Наталией Бессмертновой позирует в зале Зимнего на фоне сцены, и Клавдия Шульженко замерла на секунду в ожидании фотовспышки за кулисами, а вот юный Ван Клиберн, окруженный работниками Сочинской филармонии, и Валерий Леонтьев, беседующий во время своего концерта со зрителями, и ликующие в фойе театра сочинцы в момент объявления в Гватемале итогов гонки городов за статус столицы Белой олимпиады. К слову, Культурная олимпиада "Сочи 2014" красной нитью проходит через все издание, завершая его фейерверком фотографий. Иллюстративный ряд альбома подобран и составлен настолько тщательно и продуманно, что напоминает песню, из которой не выкинешь слов.
В качестве примера – глава "Легенды Зимнего: история одной песни" о Международном песенном фестивале "Красная гвоздика" и "Нежности", с которой в 1967-м в Зимнем театре одержала победу молдавская певица Мария Кодряну. Автор советского лиричного хита Александра Пахмутова, возглавлявшая фестивальное жюри, захотела, чтоб в заключительном гала-концерте с увенчанной славой песней выступила не 18-летняя Кодряну, а опытная Майя Кристалинская – первая исполнительница. Однако во время телетрансляции на сторону юной певицы горой встали зрители во главе с Марком Бернесом… Эмоциональный эпизод сопровождает серия черно-белых снимков, не только восстанавливающих в памяти любимые лица молодых кумиров, но и передающих накал страстей. Жгучее чувство сопричастности, рождающееся в ходе этой и других экскурсий в наше недавнее общее прошлое, – важное достоинство книги Терентьева!
Сегодняшний день Зимнего в свете новаций, эффективно используемых Сочинским концертно-филармоническим объединением, раскрывается в рассказе вице-мэра Сочи Ирины Романец о 18-м директоре театра Владимире Мишарине. Ирина Васильевна, курирующая в городской администрации социальную отрасль, объективно и доказательно говорит о добрых красивых традициях, получивших в конкретном автономном муниципальном учреждении культуры и продолжение, и развитие. Это множество интересных проектов, обеспечивающих аншлаги и ажиотаж, дающих мощный заряд социального оптимизма. В подтверждение – фото с открытия в фойе театра выставки Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода и выставки картин художника Алексея Рычкова "Православные храмы", рояля "ВиктОр" с памятной табличкой в честь солиста Сочинской филармонии Виктора Кузнецова и воссозданных аналогов кресел, установленных в 1938-м и демонтированных в ходе реставрации театра в 2005-м...
Книга написана хорошим литературным русским языком, что вызывает особое уважение. Журналистская судьба сводила автора с героями лично. Отсюда ощутимая достоверность интонаций, эффект присутствия. Мы, словно под опекой заботливого Вергилия, пускаемся в путешествие по… кущам Эдема, где вечность растворена в каждом мгновении.
Руководство СКФО мудро разослало экземпляры альбома "Зимний – на все времена" по сочинским библиотекам, а также в Российскую государственную библиотеку. Но я искренне надеюсь, что он увидит не одно переиздание, т. к. уже "получил прописку" в ряду визитных карточек Сочи.

Татьяна КОНЦЕВАЯ,
директор Музея истории
города-курорта Сочи