Культура:

Звезды предполагают, но не располагают…

29.08.2018

Арест директора «Фестивального» продлили до 17 октября

58147

Арест директора «Фестивального» продлили до 17 октября

Недавно в Центральном районном суде Сочи состоялось очередное заседание по делу директора концертного зала «Фестивальный» Евгения Паснюка, обвиняемого по статье 160 УК РФ (присвоение или растрата). Напомним, по версии следствия, в период с 2010 по 2016 годы Евгений Иванович присвоил около 1,3 миллиона рублей.

Однако, по свидетельству защиты, все выплаты заработной платы, доплат, премий директору производились в строгом соответствии с Трудовым кодексом РФ и Коллективным договором: система оплаты труда руководителя и сотрудников одинакова, персональных премий не было, все надбавки и дополнительные выплаты оформлялись одним приказом. В смете доходов и расходов, а также в фонде оплаты труда, ежегодно утверждаемом городским управлением культуры, отсутствует превышение чего-либо, зато зафиксирована экономия средств: с 2010-го по 2016-й – 13,5 миллиона рублей!

Более того, нарушений хозяйственной деятельности не выявила ни одна аудиторская проверка. Финансовые показатели – стабильные, на депозите – регулярная прибыль и наличие свободных средств, что противоречит подозрению в намерении «изъять имущество собственника в свою пользу».

Причем в рассматриваемый период в Сочи отсутствовал четкий регламент согласования доплат и премий руководителям муниципальных унитарных предприятий. Однако Евгения Паснюка о снижении его должностного оклада – в связи с решением Городского собрания от 14.07.2009 г. №118 – должным образом не известили – в нарушение норм ТК РФ. И это нарушение допустил уже не Паснюк! С ним даже не было оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору...

Безукоризненная репутация

В ходе судебного заседания Александр Алексеенко, адвокат обвиняемого, представил поручительства очень уважаемых и известных в Сочи людей, выступивших с ходатайством вернуть Евгения Ивановича под домашний арест. Дело в том, что после предъявления обвинения в первый день домашнего ареста Паснюк, не осознавая остроты ситуации, машинально ответил на два телефонных звонка. И хоть разговоры были на бытовые темы, этого оказалось достаточно для изменения меры пресечения. Заседание суда по этому поводу состоялось 31 июля, а 7 августа директора «Фестивального» этапировали в Армавир.

И правильно: 69-летнему «опасному рецидивисту», представляющему угрозу национальной безопасности(?), место – исключительно в российском следственном изоляторе, своими условиями содержания составляющем достойную конкуренцию, например, месту заключения норвежского террориста Андерса Брейвика! Последний, отбывающий наказание за убийство 77 человек, размещается, между прочим, в трехкомнатной камере площадью 31,5 метра: жилая и тренажерная комнаты, кабинет – кровать, туалет, умывальник, душ, письменный стол и стул, шкаф со встроенным холодильником, телевизор со встроенным DVD и игровой консолью, беговая дорожка, эллипсоидный тренажер и мультитренажер, доступ к компьютеру, правда, без выхода в интернет, и к пишущей машинке, возможность готовить еду и стирать одежду…

20 августа суд продлил арест Евгения Паснюка до 17 октября, проигнорировав поручительство местных общественных авторитетов. Кстати, в следственные органы все эти дни в защиту арестованного нескончаемым потоком идут обращения звезд эстрады первой величины и знаменитых продюсеров, перечислять которых поименно – обижать неупомянутых (плюс личные просьбы «без пиара на несчастье»). Да и слова все они произносят одни и те же, ограничиваемые истинным положением дел.

К примеру, предприниматель Борис Крутоголов, продюсировавший в разное время Алсу, Жасмин, группу «Электроклуб» и других популярных исполнителей, давний друг Евгения Ивановича, пишет:

«Мы, организаторы концертно-зрелищных мероприятий, осуществляющие свою деятельность, в том числе – на территории Сочи и в Краснодарском крае, а также артисты и руководители артистических коллективов, пребываем в недоумении и тревоге в связи с фактом ареста директора концертного зала «Фестивальный» Евгения Ивановича Паснюка, ставшего фигурантом уголовного дела о растрате.  

Просим вас максимально взвешено подойти к изучению всех обстоятельств и личности самого подозреваемого. Мы знаем Евгения Ивановича исключительно как принципиального и безупречного руководителя, сумевшего выстроить слаженную и абсолютно надежную работу всего коллектива «Фестивального». Паснюк всегда последовательно отстаивал и отстаивает интересы предприятия, которым руководит, ​– сформированной им команды профессионалов. Он неукоснительно следует букве закона и голосу совести.  

Только его личные заслуги как эффективного организатора и мудрого управленца позволяют концертному залу «Фестивальный» принимать на своей сценической площадке лучшие шоу и радовать зрителей новыми и современными, яркими программами… Надежность, порядочность, ответственность, профессионализм – это те качества, которые неизменно демонстрирует Евгений Иванович и которые, несмотря на появление в Сочи новых площадок, определяют окончательный выбор продюсеров и артистов в пользу «Фестивального».  

Доверие к этому руководителю у всего концертно-гастрольного рынка – абсолютное. И основано на многолетней безукоризненной репутации. Именно поэтому нас невозможно убедить в наличии веских оснований для возбуждения в отношении Евгения Ивановича уголовного дела. Мы все находимся в ожидании того, что объективное разбирательство в ближайшее время закончится, а обвинения в адрес Паснюка будут сняты, и он вернется на свое рабочее место».

 

Qui prodest?

Латинское изречение «qui prodest», приписываемое Юлию Цезарю, означает «кому выгодно?» Владимир Ульянов-Ленин в одноименной статье, опубликованной в газете «Правда» в №84 от 11 апреля 1913 года, отмечал: «…Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т. п., следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?»… Нет, в политике не так важно, кто отстаивает непосредственно известные взгляды. Важно то, кому выгодны эти взгляды, эти предложения, эти меры».

105 лет спустя формула, реанимированная вождем мирового пролетариата, вновь актуальна. И отнюдь не в «колыбели революции», но в городе, коррупционная слава которого затмевает олимпийскую.

Конечно, сочинские работники культуры и простые горожане ничтоже сумняшеся объясняют арест директора «Фестивального», образцового по курортным меркам предприятия(!), необходимостью «освободить кресло». И даже называют конкретные имена претендентов из числа чиновников городской администрации.

Но вице-мэр Сочи Ирина Романец на пресс-конференции предприняла попытку дезавуировать наветы и расставить точки над «i».

Наш Евгений Иванович – очень уважаемый человек, заслуженный, – сообщила Ирина Васильевна журналистам. – Мы очень надеемся, что правоохранительные органы во всем разберутся.

Куратор социальной отрасли подчеркнула: концертная площадка в пик сезона функционирует в штатном режиме – договоры заключены, команда работает, всё нормально. И это, что немаловажно, тоже заслуга Паснюка, отладившего гастрольный механизм «до блеска»: есть руководитель или его нет, а дело делается. К слову, временно – под началом главного бухгалтера Татьяны Алексеевой.

Вот только всё временное обычно становится постоянным. Нет-нет, о назначении Татьяны Юрьевны директором без приставки «и. о.» речь, судя по всему, не идет. Тут – другое: свято место пусто не бывает. Вот и наша читательница «Olga81», оставившая на сайте «Новой газеты Кубани» свой комментарий под материалом «В защиту настоящего человека!» от 8 августа 2018 года, делится сообщением подруги – чиновницы городской администрации: «…Скорее всего, назначат какого-то молодого парня, который сейчас – замдиректора Зимнего театра».

Кого имеет в виду осведомленная сочинка, приходится догадываться. Однако теоретически Сочинское концертно-филармоническое объединение, объединяющее Зимний театр и Органный зал, возможно, не отказалось бы в перспективе через кадровую многоходовку «прирастить» еще одну концертную площадку. В тесноте, да не в обиде, профиль – тот же. Почему бы нет?

Здесь нужно напомнить, что какое-то время назад Евгений Паснюк, «по производственной необходимости» управления культуры, параллельно исполнял обязанности директора Зимнего. Тогда-то он и попросил знакомого экономиста просчитать целесообразность подобного слияния. Результат был неутешительный – невыгодно. С другой стороны, экономика – как река: дважды в одну и ту же воду не войти. То, что несколько лет назад было невыгодно, сегодня может сулить сверхприбыли… 

Так или иначе, а арест Евгения Ивановича – очень «кстати». И в случайность происшедшего совершенно не верится.

Приметы времени

Почему бывшую чиновницу Министерства обороны РФ Евгению Васильеву, обвиненную в присвоении сотен миллионов рублей, суд поместил под домашний арест и был к ней максимально гуманен, а честнейшего Женю Паснюка загнал в СИЗО? – недоумевает Борис Крутоголов. – И если предположить невероятное – факт растраты миллиона рублей (гигантского ущерба, причиненного муниципалитету и государству), почему за Евгением Ивановичем следственные органы «наблюдали» аж шесть лет и именно сейчас решили призвать к ответу?

Эти и другие вопросы сегодня многим не дают покоя.

Еще один мой собеседник, тоже многие годы поддерживающий дружеские отношения с Паснюком, но пожелавший сохранить инкогнито, обращает внимание на состояние здоровья и возраст подследственного. Мол, оправдать-то оправдают, а где гарантия, что после следственного изолятора он, заслуженный работник культуры РФ, захочет («плюнули в душу!») и, главное, сможет по физиологическим показателям «впрячься» в «Фестивальный»?

Изоляция от общества – способ психологического давления, ориентированный в данном случае на тотальное устранение. Для благородного, неподкупного и искреннего человека такие моральные травмы неизлечимы, они физически сокращают его жизнь. И причиняют прямой вред интересам дела, т.к. профессионала такого уровня – еще поискать!..

Вспомнился наш разговор с Евгением Ивановичем, записанный на диктофон весной 2013-го, в преддверии очередного гастрольного сезона. Во время беседы директор «Фестивального» поведал, как 30 лет назад, 21 марта, устроился на работу в концертный зал:

Заместителем директора я проработал с марта по февраль, а в феврале наш, как сейчас говорят, шеф Анатолий Коншин принял решение перейти на должность директора вечерней музыкальной школы (через некоторое время Анатолия Александровича назначили директором Сочинской филармонии). Вот тогда, по представлению Сочинского горкома КПСС, на конкурсной основе коллектив «Фестивального» избрал меня своим руководителем (альтернативой мне была заместитель директора по концертным вопросам Наталья Никитина, ставшая впоследствии начальником Сочинского управления культуры). Между прочим, опытом по организации концертной деятельности я обязан Наталье Вениаминовне, за что ей по сей день очень благодарен!

– В многочисленных интервью в контексте рассказов об отсутствии кадровой текучки, о высокой, по сочинским меркам, и стабильной средней заработной плате (23 тысячи рублей в месяц), о многолетних производственных традициях и плодотворной атмосфере взаимовыручки вы неизменно подчеркиваете заслуги коллектива, как бы принижая собственную роль. А как же роль личности в истории, научно обоснованная еще марксизмом?

–  Насколько помню, основоположники марксизма говорят не о способности изменить ход истории, а лишь о содействии личности прогрессивному развитию общества и о максимальном служении общественным нуждам своего времени.

– Вот-вот! Великий человек, согласно Плеханову, «видит дальше других и хочет сильнее других», а его деятельность накладывает свой отпечаток на исторические события, придает им определенную индивидуальность.

Поэтому и коллектив – не безликое «нечто». Личность в нашем коллективе не растворяется –  выявляется и самоутверждается.

«Береги честь»

В одном из интервью, – улыбнулся Паснюк, – гендиректор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Мишарин риторически заметил, что неплохо бы мне подумать о преемнике. Правда, речь шла не столько обо мне лично, сколько об институте преемничества. Так вот, в контексте разговора о муниципальной собственности, наверное, не мне решать, кто меня сменит. Моя цель – обеспечить материально-физическую способность нашего МУПа выполнять поставленные муниципалитетом задачи. Один мудрец сказал, что там, где великие мудрецы имеют власть, поданные не замечают их существования. Мне, увы, такого уровня достичь пока не удалось, однако производственный механизм надлежащим образом налажен.

У Владимира Цветова в книге «Пятнадцатый камень храма Рёандзи» есть эпизод о поездке на завод по производству телевизоров. Там автор поинтересовался о проценте выбраковки готовой продукции, чем поверг всех в недоумение. Что такое «брак»?! Вдруг через некоторое время один мастер спохватился: «Иногда, но очень редко, на две тысячи телевизоров один винт задней стенки идет не по резьбе!»

У российского менеджмента и производственного устройства, безусловно, – своя специфика, но культивируемое японцами отношение к общему делу, на мой взгляд, универсально! По крайней мере, для «Фестивального» теории «о внутренней мотивации участников производства» и «об участии работников в производстве» – это явь и будни.

– Вы слывете человеком справедливым. Думаю, поэтому и стали в досуговой сфере курорта одним из «аксакалов». Но если профессиональные навыки можно приобрести, то предрасположенность к справедливости мы получаем с молоком матери…

Скорее всего. В конце прошлого года я потерял маму, а двадцать пять лет назад – отца. Отец мне часто повторял: «Что бы ты ни делал, помни свою фамилию, береги честь». Понимание этических норм и критериев, действительно, закладывается в нас в детстве с воспитанием. Зато вместе с ними потом приходит доверие. Мне доверяют и коллеги, и друзья, чем я очень дорожу и горжусь.

– А фамилия у вас украинская?

Да, мама – Грущенко Елена Матвеевна, а отец – Паснюк Иван Федорович. Наши предки приехали сюда в конце XVIII века…

– Ваши родители никогда не пеняли вам не то, что вы отошли от земли? Всё-таки работа с людьми и среди людей – это менее благодарная стезя, не говоря уже о нервных затратах!

У нас в семье не принято «плакаться в жилетку» – жаловаться на тяжелую долю. Как говорится, взялся за гуж… Это правило продолжает жить и в отношениях с моими двумя детьми и четырьмя внуками. 

Что касается умения находить взаимопонимание… Правильно поставить перед людьми задачу и зажечь их идеей необходимо – как на делянке, так и у эстрадной сцены. И если ты, руководитель, не болеешь за конечный результат, то подчиненные не будут делать этого и подавно. Только так формируется уважение – на личном примере. 

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ

На снимке: Евгений Паснюк и Алла Пугачева