Курорты и туризм:

Колыбель космонавтики на Кубани

20.11.2025

Идею Кондратюка разделить ракету на две части переняли в НАСА

Автор: Редакция «НГК»

126

В Крыловском районе работает единственный в России музей Юрия Кондратюка (настоящее имя Александр Шаргей), сотрудники которого уверены, что станицу Октябрьскую можно с полной уверенностью считать колыбелью космонавтики.

Музей был открыт 4 октября 1973 года на территории Крыловского элеватора, где в своё время трудился Юрий Васильевич Кондратюк. В 1982 году, за «большую работу по сохранению и пропаганде памятников истории и культуры», учреждению было присвоено почётное звание «Народного музея». В 1992 году музей получил статус муниципального учреждения культуры. С ноября 1997 года экспозиция начинает размещаться в здании СДК «Октябрьский» станицы Октябрьская, где он располагается и по настоящее время. В музее собраны материалы и документы о жизни и деятельности ученого-самоучки. Фонды музея постоянно пополняются, а общее число единиц хранения составляет более 2800, из которых 2300 входят в основной фонд. Коллекция включает уникальные документы, фотографические материалы, книги, макеты и предметы нумизматики, демонстрирующие обилие оригинальных идей и достижений в области космической науки.

Юрий Кондратюк родился в Полтаве, на Кубань он  приехал работать механиком на элеваторе, в станице Октябрьской прожил около года. Он с детства был одержим дерзкой мечтой о покорении космоса. Еще мальчишкой приступил к расчетам преодоления земного тяготения. Достижением всей жизни Юрия Васильевича Кондратюка является издание книги «Завоевание межпланетных пространств. Эта книга — практическое руководство к действию, со всеми формулами, расчетами и предложениями, которые  опередили время. Кондратюк доказал, что ракета, не сбрасывающая  топливных баков, вылететь за пределы земного притяжения не может. Работа над ней проходила именно в тот период, когда он жил в станице Октябрьской.

«Ракету Кондратюк называл снарядом. По задумке, на вершине располагается камера, где находятся пассажиры и приборы. Кстати, все оборудование космического корабля должно работать на солнечной энергии — это Кондратюк рассчитал и более 100 лет назад», а формулу движения ракеты он вывел в 1917 году — уже после Циолковского и  с работами родоначальника космонавтики знаком тогда не был.  У Кондратюка оригинальный способ, а в некоторых моментах он даже превзошел калужского теоретика  — проложил трассу до Луны и обратно, которую впоследствии  назвали его именем.

«И в этой же трассе рассчитана оптимальная траектория полета к Луне,  возможность нахождения людей на поверхности Луны и безопасное возвращение на Землю. В жизни это воплотили американцы. Воспользовавшись этой трассой, они полетели и, как мы знаем, оказались первыми людьми, которые побывали на Луне», — рассказывает посетителям уникального музея  его директор Наталья Макарова.

Идею Кондратюка разделить ракету на две части переняли в НАСА. До сих пор в мировой космонавтике пользуются предложениями гения-самоучки. Он указал способ испытания на выносливость к перегрузкам на центрифуге. И рекомендовал космонавтам выходить в открытый космос через шлюз в скафандрах с запасом воздуха. Провести практические исследования ему не довелось. Кондратюк погиб в начале Великой Отечественной войны под Москвой. А музей его имени живет и развивается. О нем знают далеко за пределами Краснодарского края. Нередко можно увидеть в музее посетителей издалека, которые проделали долгий путь , чтобы познакомиться с наследием человека, опередившего свое время.