
Один из старейших действующих маяков побережья Черного моря в России
80
Маяк на набережной Геленджика — старейший из действующих маяков Черноморского побережья. Он работает с 1897 года и за это время ни разу не потребовал серьезного ремонта. Только керосиновую лампу в 1927 году заменили на электрическую. День за днем, век за веком, история маяка зафиксирована в служебных журналах, которые прилежно заполняют служители маяка со времен его открытия. В наше время на Створном маяке посменно трудятся четыре смотрителя. Свет от сигнального огня виден в море почти за 17 км (9 миль).
Створный маяк чудом уцелел в годы Великой Отечественной войны. Из 69 маяков в бассейне Азовского и Черного морей было разрушено 42. В ожидании оккупации в городе все было готово к взрыву маяка, но, к счастью, обошлось без взрыва.
Створный маяк — уникальная достопримечательность города-курорта Геленджика. Находится он прямо у берега моря, на главной набережной и гармонично сочетается с белоснежными зданиями и оградой набережной, расположенными рядом.
Нередко туристы путают его с особняком или старинной виллой. Но это один из старейших маяков побережья Черного моря в России, дошедших до наших дней. Спроектирован он работавшим здесь французским архитектором.
Первым рабочим днем маяка считается 19 августа 1897 года, и до сих пор по его свету ориентируются корабли в Геленджикской бухте.
Любопытна сама по себе и история появления этого маяка. В конце 19 века Россия совместно с французскими предприятиями развивали производство цемента. Растущему объему готовой продукции была необходима надежная логистика. Геленджикская бухта идеально подходила для вывоза больших партий цемента. Но узкий вход в неосвещенную бухту представлял опасность для морских судов. Напротив маяка сегодня стоит скульптура "Старый маячник". Модный на стыке эпох XIX–XX века стиль модерн гармонично вписал здание маяка в общий вид набережной. Он стал украшением Геленджика, а более чем вековая история его работы превратила маяк в уникальную достопримечательность всего Черноморского побережья.
Маяк в Геленджике не похож на другие подобные сооружения. Он имеет не одну створку, а целых три створки разного цвета — зеленую посередине, а красные по бокам. Маяк сконструирован таким образом, чтобы не только направлять корабль в нужную сторону, но и сигнализировать ему, если тот отклонится от курса.
Чудо инженерной мысли прошлого века работает так: если капитан судна взял правильный курс, он всегда впереди видит зеленый свет, который и приводит в тоге его в порт. Как только он отклоняется от курса, впереди виднеется красный сигнал. Все просто: створки маяка округлые: малейшее отклонение в сторону на большом расстоянии искажает видимость, благодаря этому геленджикский маяк выполняет еще и роль своеобразного компаса.
В настоящее время маяк имеет статус режимного объекта, он действующий и принадлежит министерству обороны России, поэтому попасть на территорию, тем более внутрь помещения маяка, нельзя. Но его огни, как и фасад, может увидеть любой житель города или турист, гуляющий по набережной Геленджика совершенно бесплатно и днем и ночью.