PepsiCo избавилась от пяти сельхозпредприятий. Покупателем могла выступить фирма «Агрокомплекс» семьи губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, сообщают «Ведомости».
670
PepsiCo избавилась от пяти сельхозпредприятий. Покупателем могла выступить фирма "Агрокомплекс" семьи губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, сообщают "Ведомости".
Компания "Вимм-билль-данн продукты питания" сообщила, что прекратила распоряжаться акциями хозяйств "Атаманское", "Нива", "Труд", Племзавод "За мир и труд" и "Заветы Ильича". Других сельхозактивов у ВБД не было. Покупателя и сумму сделки PepsiCo не раскрывает.
Директор по коммуникациям PepsiCo в России и СНГ Марина Зибарева объясняет, что хозяйства занимаются производством молока, озимой пшеницы, ячменя, семян, свеклы и фуража, они стали частью PepsiCo в 2011 г., когда она купила ВБД, а сама ВБД приобрела их в 2005-2006 гг. По данным Зибаревой, в хозяйствах содержится более 12 000 голов крупного рогатого скота, которые дают около 38 000 т молока в год – менее 3% сырого молока, закупаемого ВБД. PepsiCo планирует продолжать закупки сырья у этих хозяйств, сообщила она.
До покупки ВБД PepsiCo не занималась молочными продуктами. Потребители и правительства фокусируются на здоровье, и это влияет на развитие товарных категорий PepsiCo, констатирует компания в отчете за 2012 г. (за 2013 г. отчета еще нет). С 2007 г. PepsiCo трансформируется из производителя сладкой газировки в компанию, выпускающую полезные продукты: каши (марка Quaker), соки (Tropicana и NakedJuice), спортивные напитки (Gatorade) и проч. Рынок молочных продуктов стал для PepsiCo частью этой трансформации, а молочный бизнес в России – примером. Выкуп ВБД завершился в I квартале 2012 г., в том же году PepsiCo начала молочный бизнес и в США.
Сейчас PepsiCo – один из двух крупнейших переработчиков молока в России (наряду с Danone, купившей в 2011 г. "Юнимилк"). Исторически и ВБД, и "Юнимилк" старались заниматься переработкой, но не производством молока: сырье обе компании закупают, главным образом, у сторонних производителей. В 2012 г. (более поздних данных нет) у PepsiCo в России было около 500 крупных прямых поставщиков сырого молока, PepsiCo купила у них около 1,8 млн. т.
Все пять хозяйств у PepsiCо купил "Агрокомплекс" (Выселковский район Краснодарского края), сказал краевой чиновник и топ-менеджер крупного хозяйства края. С руководством "Агрокомплекса" связаться не удалось, пресс-служба компании на запрос не ответила.
Акционеры "Агрокомплекса" не раскрываются, его начал создавать в 1993 г. Николай Ткачев, отец губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Ткачев-старший – председатель совета директоров компании, Ткачев-младший до губернаторства был ее гендиректором. Выручка, по данным "СПАРК-Интерфакса" за 2012 г., – 14,9 млрд. руб., чистая прибыль – 1,6 млрд. руб. "Агрокомплекс" не только занимается сельским хозяйством, но и имеет собственную розничную сеть – 355 магазинов в Краснодарском и Ставропольском крае и Ростовской области.
До сих пор все угодья "Агрокомплекса" находились в Краснодарском крае (200000 га, по данным Союза птицеводческих хозяйств Кубани), но хозяйство в Ленинградской области вошло в сделку, таково было условие ВБД, говорит топ-менеджер краевого сельхозпредприятия. Все пять хозяйств, принадлежавших ВБД, обрабатывают около 30000 га, знает он, из них 20000 га – в Павловском районе Краснодарского края.
Хозяйства могут стоить примерно 1 млрд. руб., оценивает аналитик Газпромбанка Дарья Снитко: 2/3 земель расположены в Краснодарском крае, средняя цена гектара могла составить 30000 руб. за 1 га.
Для PepsiCo вполне логично избавляться от земель и животноводства, продолжает Снитко: это специфические риски, сезонность производства, севооборот, рассуждает аналитик. PepsiCo, как и весь молочный сектор, с 2013 г. чувствует кризис: в стране не хватает молока для переработки. Но собственное производство держать необязательно, считает она, компании успешно используют менее затратные схемы обеспечения сырьем, например, контракты с фермерами. "Агрокомплекс" – сильный региональный игрок, для него купленные хозяйства – профильный бизнес, возможно, компания будет полностью менять стадо, чтобы повысить производительность хозяйств, резюмирует Снитко.