Общество:

Антидроновский закон

20.07.2017

С 5 июля вступили в силу изменения в Воздушном кодексе РФ, регламентирующие порядок использования беспилотных летательных аппаратов

2001

 

На прошлой неделе немало шума в интернете наделало событие, которое прошло мимо внимания основной массы граждан, весьма далеких от этой проблемы. С 5 июля вступили в силу изменения в Воздушном кодексе РФ, регламентирующие порядок приобретения и дальнейшей эксплуатации беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) 
В частности, «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 05.07.2017 г.) гласит:
1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:
1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;
3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

То есть, с одной стороны, полноценная государственная регистрация квадрокоптеров, всё-таки, не полагается – как бы по взлётной массе не дотягивают.
А с другой, всем радиоуправляемым моделям-дронам: самолётам, вертолетам и квадрокоптерам – со взлётной массой более 250 грамм – обязательна постановка на учёт «в порядке, установленном Правительством РФ».
Это означает, что все беспилотники от 0,25 кг до 30 кг, ввезеные в РФ или произведенные на территории РФ, учитываются в Государственной базе данных о беспилотных воздушных судах (БВС). У многих владельцев БВС нет ни тени сомнения в том, что внесение в базу данных будет производиться на платной основе, хотя этот слух пока не подтвердили в Минтрансе РФ, за которым законодательно закреплены полномочия устанавливать порядок и размер оплаты за постановку на регистрационный учет беспилотных воздушных судов. 

В общем, с наступлением 5 июля, когда начал действовать «закон о квадрокоптерах», владельцы беспилотников пока пребывают в некотором недоумении: «Что это было?».
Вроде как, закон вступил в силу, но его действие временно приостановлено. Зачем? Эту проблему мы обсудили с теми, для кого использование беспилотных летательных аппаратов сегодня – неотъемлемая часть их профессиональной деятельности. 

«НГК»: Новые изменения в Воздушный кодекс РФ (так называемый «закон о квадрокоптерах») вступили в силу с 5 июля этого года. Как вы считаете, эти изменения реально направлены на обеспечение безопасности воздушного пространства или это очередной шаг власти к тотальному контролю за деятельностью граждан (предыдущий аналогичный акт – закон Яровой)?
Вообще в таком виде, в каком закон вступил в силу, он работоспособен?

Сергей ДИЗЕЛЬ, видеооператор, режиссер, руководитель видеостудии 
DieselProduction (r) Videography, Краснодар: 

Как профессиональный пользователь и как гражданин я полностью поддерживаю законодательные инициативы нашего правительства. Мы – вторая страна в мире, которая уже ввела обязательную регистрацию БВС (первыми были США). Теперь и в Англии всерьез заговорили об ужесточении мер из-за участившихся случаев пролета беспилотников над аэропортами, что повлекло за собой вынужденную остановку в работе воздушных вокзалов. Поверьте, это все не просто так! Я сам не раз, да и многие из моих коллег сталкивались в своей работе с безответственными пилотами БВС. А в связи со стремительным ростом количества беспилотников на руках у населения назрела необходимость на законодательном уровне установить контроль над их использованием. 
Но тут первым делом нужно наладить безопасность полетов для БВС, разобраться с учетом уже имеющихся аппаратов, проверить навыки профессиональных внешних пилотов, выдать свидетельства. А потом уже решать вопросы свобод граждан.
Пока мы имеем лишь множество дронов у населения, которыми управляет кто угодно, иногда даже не умеющие выполнять простейшие упражнения из руководства пользователя от производителя этих аппаратов. Повторюсь, дрон – это такой же объект повышенной опасности, как и вертолет, самолет малой авиации, только меньшего размера.
Олег ГОЛОВКИН, блогер, основатель интернет-портала «Справочник туриста», г. Апшеронск:
У меня создалось такое ощущение, что разработчики этого законодательного акта имеют самое отдаленное представление о том, что такое квадрокоптеры, дроны и прочие беспилотные летательные аппараты. С одной стороны, понятно стремление органов государственной власти таким образом на законодательном уровне усилить меры безопасности граждан, а также обеспечить безопасность воздушного пространства, но с другой, добиваться этого с помощью невнятных законов – полный бред! В контексте вступивших в силу изменений в Воздушный кодекс РФ они, как мне кажется, больше направлены не столько на общественную безопасность, сколько на защиту частной жизни отдельных граждан за счет ограничения прав и свобод других.
Сегодня гражданская беспилотная авиация имеет широкий аспект ее использования в различных отраслях деятельности: в сельском хозяйстве, нефтегазоой отрасли, в геологоразведочной и природоохранной деятельности, в СМИ и шоу-бизнесе, кинематографе. 
В то же время для многих людей беспилотники – это просто хобби, в том числе и для наших детей, занимающихся в авиамодельных кружках. Как это все можно валить в одну корзину, подгонять под один закон? 

«НГК»: Все ли типы БПЛА подлежат обязательной регистрации?
Сергей ДИЗЕЛЬ: В РФ действует закон, обязывающий регистрировать авиамодели, дроны и прочие беспилотные летательные аппараты массой от 250 грамм до 30 кг. Но хочу сказать, что на сегодня точной процедуры государственной регистрации правительством пока не определено. Я имею в виду то, что именно процедура госрегистрации и госорган, регистрирующий БВС пока не прописан. Сейчас регистрацию проводит общественная организация «Аэронет» на сайте UAVReg.ru (на данный момент сайт по этому адресу недоступен – ред.).
Процедура простая и бесплатная. Мы – все, кто использует в своей работе БВС, зарегистрировали свои аппараты и без проблем получили свидетельства и бортовые номера. Но будет ли данная процедура именно государственной – пока не ясно. Своё слово еще не сказал госорган Росавиация и госкорпорация управления Воздушным движением ОРВД. Полагаю, что в будущем база уже зарегистрированных на тот момент аппаратов из «Аэронета» перейдет в базу госоргана, который от Правительства РФ получит соответствующие полномочия, но это дело будущего. 
Олег ГОЛОВКИН: Да, правда: с регистрацией БВС сейчас далеко не все ясно. Обязательно ли ставить на учет детские игрушки – вертолетики и прочие летающие штучки? 
Я не против обязательной регистрации. Регистрация БПЛА существует во многих странах, и это правильно. Если дрон, не приведи господи, рухнет на толпу людей, или на автомобиль, травм и повреждения чужого имущества не избежать. Кто ответственность несет? Владелец аппарата, он же – внешний пилот, личность которого не составит труда установить по бортовому номеру беспилотника. 
Но злоумышленник или потенциальный преступник никогда не будет регистрировать беспилотник, ежели он затеял нечто недоброе. Зачем ему светиться? А купить квадрокоптер или дрон хоть за 30, хоть за 100 тысяч может сейчас любой. Есть масса интернет-магазинов, где эта техника – в свободной продаже. 
Подготовка к полету – тот же квадрокоптер при определенной сноровке можно с руки из окна квартиры запустить, и он у тебя полетит, куда надо. В условиях мегаполиса, скажем, Краснодара при существующем уровне городского шума его уже на высоте 80-90 м вообще слышно не будет, хотя он жужжит хорошо. 
Кстати, что касается возможных помех, создаваемых БПЛА в воздушном пространстве, то и в этом аспекте не все так однозначно, как нам пытаются представить авторы закона. Дело в том, что в бортовом компьютере любого мало-мальски технически сложного аппарата производителем уже заложена программа полета на максимальной высоте. К примеру, если взять одну из самых популярных моделей квадрокоптеров – DJI Phantom или DJI Mavic, – то они априори выше 500 м не полетят. А детские игрушки вообще выше 50 м вряд ли поднимаются. И для кого они на такой высоте могут представлять опасность? 
«НГК»: Согласно вступившим 5 июля изменениям теперь необходимо в местный орган власти подавать заявку на разрешение проводить аэровидеосъемку. А ранее надо было с властями согласовывать видеосъемку с воздуха?
Сергей ДИЗЕЛЬ: Именно с властями – нет. У меня неоднократно были съемки на спецобьектах: в акватории морских портов, НПЗ, строительных площадках. Там приходилось согласовывать съемки со всеми службами: ФСБ, пограничниками, службами охраны объектов. Но эта процедура проходила заочно, я высылал сканы необходимых документов, а непосредственно согласование делали заказчики съемок, потому как на такие объекты даже вход без сопровождения запрещен.
До 5 июля сего года необходимо было просто соблюдать элементарные правила техники безопасности. Они опубликованы в сети интернет. Никакой регистрации не нужно было. Режим полетов для БВС был уведомительный, но на практике мало кто уведомлял ОрВД (ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» – ред.). Сейчас ситуация изменилась не только в нашей стране. Причиной тому стали неоднократные случаи авиационных происшествий по вине безответственных внешних пилотов, управляющих беспилотниками. 
Именно поэтому сегодня в России ввели разрешительный режим полетов для БВС. 
Теперь собственники беспилотных летательных аппаратов при организации полета обязаны:
1. Получить письменное разрешение на полет у органов местного самоуправления, если полет планируется над общественной территорией (парк, набережная, улица), или получить письменное разрешение от владельца участка земли, если это частная собственность. 
2. Подать план полета (по установленной форме) в региональный центр ОрВД (для Краснодарского края – это Ростовский). Получить разрешение на перевод воздушного пространства для нашего полета в местный режим от ОрВД. 
Олег ГОЛОВКИН: Вот этот пункт, по которому обязывают подавать заявку на полет и съемку, он бьет, прежде всего, по тем, кто с помощью беспилотников снимает свадьбы, корпоративы и прочие торжества. Ведь, как правило, при таких событиях идея заказать съемку с воздуха приходит в самый канун торжества, а заявка на полет и съемку органом местного самоуправления рассматривается в течение пяти дней. И кто будет ждать пять дней, когда свадьба, например, завтра? Или, к примеру, взять ситуацию из моей личной практики. Мне часто приходится производить видеосъемки в горной местности, где погодные условия, сами знаете, насколько непредсказуемы. И бывает так, что на ближайшие дни погода в месте предполагаемой съемки выдается благоприятной, а через пять дней там неизвестно что будет – ливень, туман или вообще дождь со снегом. Как быть? Я считаю, что заявка на полеты и съемку должна носить не разрешительный, а уведомительный характер. А если вы ведете съемку режимного объекта по заказу самой администрации объекта, то с ней же вы и согласовываете полет. В любом ином случае дрон вообще не сможет лететь над режимным объектом, ибо у него в программе прошиты координаты всех бесполетных зон: аэропортов, электростанций, морских портов и т.д. 
Я сейчас занят некоммерческим проектом «Виртуальный тур по Югу России», снимаю сюжеты о Кубани, Северном Кавказе и на своем сайте знакомлю посетителей с красотами нашего региона. И этот процесс идет постоянно: сегодня я снял в Краснодаре, завтра снимаю в Сочи, послезавтра – в Адыгее. И что? Мне по каждому эпизоду съемки ждать по пять дней разрешение? Если мой аппарат зарегистрирован, если я заблаговременно уведомил власти, что я снимаю сегодня здесь, для чего ждать еще пять дней?

«НГК»: Так чего же больше в этих изменениях в ВК РФ: ограничения свобод и прав граждан или общественной безопасности?
Сергей ДИЗЕЛЬ: Начнем с того, что со вступлением в силу новых изменений в Воздушном кодексе, беспилотная игрушка теперь приравнивается к воздушному судну малой авиации. Это совершенно правильно, на мой взгляд, потому как современный беспилотник, который может купить буквально каждый желающий, обладает колоссальными возможностями и способен не только радовать владельца, но и натворить немало бед, если им управляет безответственный хозяин.
Представьте ситуацию, свидетелем которой я случайно недавно оказался. Екатерининский дворец бракосочетаний, на площадке – куча народу, машин, рядом – две магистральные улицы города. Несколько молодых людей готовят к запуску восьмимоторный дрон для съемки. Я был в шоке! 
Подобный аппарат весит почти 10 кг и имеет карбоновые винты без защитных ограничителей, в случае, не дай Бог, падения в толпу людей, будет кровавая мясорубка. Но этих людей тогда никто не остановил – ни работники дворца, ни полиция, ни сами граждане. Зачем такие съемки нужны? Но приведенный мною пример – это всего лишь иллюстрация безответственности пилота, а если мы будем говорить о террористической угрозе, то тут уже все гораздо серьезнее. Вот в этом плане закон, как мне представляется, будет весьма полезен и эффективен. 

Олег ГОЛОВКИН: Закон, как я считаю, направлен как раз против тех, кто, используя в своем бизнесе беспилотники, хочет работать честно. Та же сельхозавиация сейчас активно использует беспилотные самолеты для обработки полей химикатами. Им тоже невыгодно по пять дней ждать разрешение на полет, но в этом случае уже речь идет о судьбе будущего урожая. 
Сейчас ваши коллеги тележурналисты все чаще и чаще используют квадрокоптеры для того, чтобы оперативно сообщить и показать зрителю какое-то экстренное событие, происшествие. Они тоже столкнутся теперь с проблемой получения разрешения на полет и съемку. Если власти боятся, что кто-то из журналистов, уподобившись команде Навального, начнет снимать чьи-то особняки, усадьбы и дачи, так в чем проблема? Внесите координаты этих объектов в реестр бесполетных зон – и все: частная жизнь владельцев этих «дач» уже неприкосновенна! 
Закон есть, изменения вступили в силу, а методики нет, техрегламента нет! В таком виде, в каком он вступил в силу, его выполнить невозможно. Ранее, до 5 июля,обязанности по регистрации БПЛА были возложены на федеральное агентство «Росавиация». Мои знакомые обратились в эту структуру с заявлением о регистрации беспилотника. Им отказали, потому что в агентстве не знали, как это сделать. То есть правительство поручило им заниматься регистрацией, но «забыло» пояснить, как это надо делать? Авторы этих поправок и дополнений к Воздушному кодексу с большим трудом, мягко говоря, представляют специфику эксплуатации БПЛА. Вероятнее всего, как это часто случается в нашей Госдуме, к разработке изменений в ВК РФ не привлекали специалистов и экспертов в этой области. А надо было бы. 

Если кто из читателей «НГК» смотрел видеофильмы Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией, то мог обратить внимание, что довольно часто в этих фильмах используется видеосъемка, как раз полученная с помощью беспилотников (последний фильм – «Он вам не Димон»). И это в некоторой степени настораживает. Как только ФБК стал активно обнародовать данные о личном состоянии наших чиновников, появился законодательный акт, дающий право высшим должностным лицам не раскрывать свои доходы и данные об имуществе. А теперь вот – беспилотники. Может быть, связи с деятельностью ФБК здесь никакой, но тенденция пугающая. Димонофобия какая-то. 

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ

Сергей Дизель и его дрон

Олег Головин: к взлету готов!