В течение года «НГК» неоднократно поднимала на своих страницах актуальную на сегодня тему автострахования. По проблемам с оформлением полисов ОСАГО в редакции даже был проведен круглый стол с участием страховых компаний, представителей в
2609
В течение года «НГК» неоднократно поднимала на своих страницах актуальную на сегодня тему автострахования. По проблемам с оформлением полисов ОСАГО в редакции даже был проведен круглый стол с участием страховых компаний, представителей власти, юристов и общественников.
Круглый стол получил большой общественный резонанс, и интерес к этой теме по-прежнему не угасает. Читатели продолжают писать и звонить в редакцию, сообщают нам о том, что, несмотря на многочисленные обращения в страховые организации, правоохранительные органы, проблема выдачи полисов ОСАГО не решается. Практически, во всех районах края возникают проблемы со страхованием транспортных средств, и автовладельцы встают перед выбором: то ли через многодневные стояния в очередях добиться получения заветного полиса, то ли купить у сомнительных страховых агентов полис в разы дешевле, чем у «официалов», то ли вообще махнуть на это рукой и ездить на свой страх и риск.
Но если в работе круглого стола принимали участие представители региональной власти, страхового бизнеса, юристы и общественники, то на этот раз о проблеме ОСАГО мы поговорили с сотрудниками Госавтоинспекции. В беседе с начальником отдела исполнения административного законодательства УГИБДД по Краснодарскому краю, Вадимом Кирилловым, мы коснулись не только темы автострахования, но и получили ответы на другие вопросы, интересующие автомобилистов.
«НГК»: Вадим Валерьевич, автомобилисты все чаще вынуждены пренебрегать необходимостью страховать транспортное средство. Согласитесь, это происходит не от хорошей жизни…
В.КИРИЛЛОВ: В первую очередь это связано с той ситуацией, которая сложилась в этом году на рынке автострахования: ажиотаж с полисами ОСАГО, длинные очереди, систематическое отсутствие бланков в офисах страховых организаций. Терпение и нервы владельцев транспортных средств не выдерживают, и некоторые водители решили, что лучше заплатить штраф.
Тут же всплывает и вторая проблема: это поддельные полисы, которые приобретают, как правило, по более низкой цене, чем в страховой компании. Это сейчас установить просто, поскольку каждый экипаж ДПС имеет возможность проверить страховой полис водителя по базе данных РСА – Российского союза автостраховщиков. Многие экипажи оснащены планшетами со специальным программным обеспечением, которое позволяет инспекторам на месте быстро определить: подлинный полис у владельца транспортного средства или нет. Если в ходе проверки будет установлено, что полис поддельный, инспектор ДПС обязан изъять его у водителя и передать материалы в органы дознания.
«НГК»: Подделка документа – это уже совершение преступления. Какие в этой связи последствия могут наступить для водителя, у которого будет изъят фальшивый полис?
В.К.: Как правило, уголовному преследованию подвергаются те граждане или должностные лица, кто реализует эти полисы на рынке автострахования. Водитель же может и не знать, что купил поддельный полис. Поэтому к нему будет применено лишь административное наказание за управление транспортным средством без страхового полиса – штраф 800 рублей. Ну и, естественно, деньги, потраченные на покупку этого полиса, ему уже никто не вернет.
«НГК»: Часто ли попадаются на дорогах края водители с поддельными полисами или вообще без полисов?
В.К.: К сожалению, в последнее время случаи отсутствия полиса ОСАГО у водителей участились. А этот год вообще может оказаться «рекордным». Я вам приведу приблизительную статистику: если в 2014 году было выявлено порядка 310 фактов поддельных полисов ОСАГО, в 2015-м уже около 360, а за 10 месяцев 2016 года количество выявленных поддельных полисов превысило 430. Наказание за это не такое уж суровое – те же самые 800 рублей. Более жесткого наказания за такое правонарушение законом не предусмотрено. Водитель может до бесконечности ездить без полиса и до бесконечности будет платить штраф.
А если будет обнаружено, что полис поддельный, то он подлежит обязательному изъятию, о чем составляется протокол, материалы передаются в органы следствия.
«НГК»: Как вы думаете: почему за два года, судя по вашей статистике, неуклонно растет количество водителей, имеющих на руках поддельные полисы ОСАГО?
В.К.: Я считаю, что такая статистика – это следствие ажиотажа, созданного вокруг ОСАГО. Проблема ведь никуда не ушла. Водители и по сей день сталкиваются с различными трудностями при заключении договора ОСАГО. Вот некоторые из них и идут по более легкому пути. Вольно или невольно, но перед автовладельцем сегодня стоит альтернатива: купить за 3-4 тысячи рублей полис безо всякой очереди, но и без гарантии, или потратить уйму времени на оформление договора ОСАГО в страховой компании, но заплатить при этом в 2-3 раза дороже? Кое-кто выбирает более бюджетный вариант.
Мне бы хотелось предостеречь водителей, которые покупают полисы ОСАГО в малопонятных офисах. Если уж вы решились на такой шаг, то потрудитесь хотя бы проверить приобретаемый полис на предмет его подлинности. Это очень просто! Достаточно зайти на сайт Российского союза автостраховщиков и ввести в базе данные полиса.
«НГК»: Понятно, что водитель без полиса, либо с поддельным полисом, что в общем одно и то же, в случае дорожно-транспортного происшествия ни на что не может рассчитывать в плане компенсации. А как насчет других участников ДТП, у которых, скажем, со страховкой автомобиля все в порядке?
В.К.: Тем водителям, которые оказываются в такой ситуации, когда один из участников ДТП не имеет страхового полиса, я бы посоветовал сразу же вызывать сотрудников ГИБДД на место происшествия и не идти ни на какие договоренности. В противном случае потом вам проблематично будет что-либо доказать и потребовать компенсацию за причиненный ущерб.
«НГК»: Кстати, о доказательствах. Сейчас, как мне кажется, не так уж и сложно определить, кто прав и кто виноват в каждом конкретном ДТП. Практически, у каждого водителя в машине установлен видеорегистратор, на многих магистральных улицах работают видеокамеры, также системы видеонаблюдения, установленные возле банков, торговых и деловых центров, административных зданий, фиксируют дорожную ситуацию. А как вы считаете: активное применение технических средств видеоконтроля способствует дисциплинированности водителей?
В.К.: Надо понимать, что привитие культуры среди всех участников дорожного движения, в том числе и дисциплинированности водителей, – это достаточно долгий процесс.
После того, как в крае повсеместно стали устанавливать на дорогах камеры, количество нарушителей скоростного режима не убавилось. Хотя мы рассматриваем камеру именно, как инструмент профилактики правонарушений и предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Камера предупреждает водителя, напоминает ему о том, что необходимо соблюдать скоростной режим во избежание неприятностей.
«НГК»: Сегодня, как нам известно, видеодоказательства нарушений правил дорожного движения Госавтоинспекция принимает даже от граждан. А как сами граждане отреагировали на призыв ГИБДД предоставлять фото- и видеоматериалы на нарушителей ПДД?
В.К.: В этом году к нам от таких неравнодушных граждан поступило на рассмотрение более 1700 материалов. Главным образом, это факты нарушения отдельными водителями правил парковки и стоянки (по большей части, в Краснодаре), пересечения сплошной линий разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора. По всем поступившим обращениям проводится проверка, возбуждается административное производство. При необходимости могут быть приглашены для дачи показаний авторы обращений, но они не всегда соглашаются давать свидетельские показания. И тогда с привлечением к ответственности нарушителей возникают трудности. Но даже несмотря на это, мы все равно признательны тем водителям и гражданам, которые так требовательно относятся к соблюдению Правил дорожного движения.
Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ
Материал подготовлен при содействии отдела пропаганды УГИБДД по Краснодарскому краю