В понедельник, 19 ноября, в Краснодаре прошли публичные слушания по «Проекту краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015- 2016 годов». К сожалению, на Кубани не нашлось ни одной общественной организации, политической партии, лидера, которые
701
В понедельник, 19 ноября, в Краснодаре прошли публичные слушания по "Проекту краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015- 2016 годов". К сожалению, на Кубани не нашлось ни одной общественной организации, политической партии, лидера, которые смогли бы профессионально и аргументированно оппонировать власти в этом вопросе.
Публичные слушания по проекту бюджета в крае проводятся с 2007 года. Как сообщили в министерстве финансов края, Кубань остается единственным регионом в России, который проводит не только публичные, но и выездные парламентские слушания. В этом году такие слушания прошли в 6 районах края: Успенском, Брюховецком, Кореновском, Динском, Крыловском и в городе-курорте Анапа. В обсуждении главного финансового документа региона приняли участие представители муниципалитетов края, федеральных и краевых органов власти, эксперты, ученые, студенты. Публичные слушания являются открытым мероприятием, и все заинтересованные граждане с активной гражданском позицией имели возможность поучаствовать в обсуждении главного документа региона, проект которого был размещен на официальных сайтах краевой администрации и в СМИ.
Нельзя не согласиться с чиновниками краевой администрации в том, что публичность в обсуждении бюджета усиливает ответственность всех уровней власти и эффективность бюджетной политики. И понимание властью того, что граждане, предприниматели должны знать, куда направляются уплаченные ими налоги и самостоятельно сделать выводы об эффективности расходования бюджета региона и родного города, также говорит о том, что в регионе создана ситуация, при которой, если есть желание, можно заявить о своем видении главного финансового документа.
Но вернемся к слушаниям в Краснодаре. Об основных параметрах бюджета края на 2014 год доложил первый заместитель министра финансов Краснодарского края Сергей Максименко, так как предполагаемый докладчик – министр финансов Иван Перонко, был срочно вызван в Сочи.
Как сообщил замминистра, ожидаемый доход края в будущем году ожидается в сумме 175,9 млрд. рублей, расход– 186,3млрд. рублей, таким образом, дефицит составит 10,4млрд. рублей.
Краевые чиновники не отрицают, что 2014-й финансовый год для края будет еще более напряженным, чем2013‑й.
– Российская экономика замедляется, сокращаются налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В проекте федерального бюджета на 2014‑2016годы, доходы бюджета сокращены почти на 500 млрд. рублей в 2014 году, и более чем на1трлн.рублей в 2015 году, – говорится в сообщении минфина края.
Но в то же время краевое финансовое ведомство обнадежило жителей Кубани тем, что в Краснодарском крае сохраняется стабильность.
– И в 2013, и в 2014 году бюджетные доходы края не сокращаются, а увеличиваются почти на 10 процентов. Однако расходы будут значительно сокращены в связи с необходимостью сокращения дефицита бюджета и государственного долга края. Вдвое сокращаются бюджетные инвестиции, расходы на материальные закупки, приобретение оборудования и капремонт. Но при этом социальные выплаты увеличатся, а все социальные обязательства края будут выполнены в полном объеме. В 2014 году край переходит на "программный бюджет". 90 % расходов бюджета – 156 миллиардов рублей – будут распределены в рамках 25 государственных программ Краснодарского края, – проинформировал первый заместитель министра финансов.
Также надо отметить, что при проектировании бюджета 2014 года были учтены изменения в федеральном и региональном законодательстве.
Эти изменения коснутся порядка финансирования дошкольного образования. С2014года зарплата персонала, учебные расходы, игры, игрушки иучебное оборудование детских садов будет финансироваться из краевого бюджета (ранее – из местных бюджетов). Грядет сокращение размера норматива отчислений НДФЛ вместные бюджеты с 20% до 15%. В результате распределение отчислений от налога на доходы физических лиц между краевым и местными бюджетами составит соответственно 70 и 30 % (сегодня 60 и 40).
Также планируется создание муниципальных дорожных фондов. На их формирование передается 10% доходов консолидированного бюджета края от акцизов нанефтепродукты (в виде дифференцированного норматива). Средства будут распределяться, исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований края.
Что же касается расходов на грядущий год, то всего предполагается потратить в 2014 г. 186,3млрд. рублей.
Социальная направленность бюджета в 2014 году не только сохранится, но и усилится, уверены в минфине. На социально-культурную сферу будет направлено более 124 млрд. рублей – 67% всех расходов бюджета края.
В 2014 году на выполнение Указов Президента России направляется 12,8 млрд. рублей. Все обязательства по реализации Указов Президента по повышению заработной платы работников как государственных, так и муниципальных учреждений, полностью взял на себя краевой бюджет. В 2014 году из краевого бюджета на оплату труда работникам муниципальных учреждений направляется 2,7 млрд. рублей.
На образование в 2014 году планируется направить 46,3 млрд. рублей. Из них почти три четверти (35,5 млрд. рублей) будет передано муниципальным образованиям в виде субсидий и субвенций. На реализацию основных общеобразовательных программ будет направлено более 19,6 млрд. рублей. Практически все эти средства направляются на выплату зарплаты персоналу школ.
С 2014 года с муниципального на региональный уровень передаются полномочия по обеспечению дошкольного образования. С нового года муниципальные и частные детские сады будут получать бюджетное финансирование из краевого бюджета по утвержденному подушевому нормативу. На эти цели в бюджете 2014 года предусмотрено 12,9 млрд. рублей. Более 2 млрд. рублей в консолидированном бюджете предусмотрено на строительство, ремонт и реконструкцию детских садов (в 2013 году направляется 4,5 млрд. рублей).
На здравоохранение в 2014 году планируется направить 38,7 млрд. рублей.
Бюджетное финансирование Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи составляет в 2014 году 33,8 млрд. рублей, в том числе более 18 млрд. рублей на обязательное медицинское страхование неработающего населения (дети, студенты, пенсионеры).
Расходы на обеспечение отдельных категорий граждан бесплатными и льготными медикаментами – 3,4 млрд. рублей, на развитие высокотехнологичной медицинской помощи – 1,4 млрд. рублей.
На социальную политику на 2014 год предусмотрено 31,9 млрд. рублей. В сферу культуры в 2014 году планируется направить 3,3 млрд. рублей.
На выполнение государственных заданий государственными учреждениями – 1,4 млрд. рублей (оснащение театров, библиотек, музеев, поддержка творческих коллективов, сохранение исторического и культурного наследия). На поддержку муниципальных учреждений культуры и повышение оплаты труда работникам этих учреждений – 1,5 млрд. рублей.
На физкультуру и спорт в 2014 году будет направлено – 4 млрд. рублей.
На обеспечение выполнения государственных заданий учреждениями спортивной направленности – 1,4 млрд. рублей, на строительство спортивной инфраструктуры края – 1,8 млрд. рублей.
На финансирование мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса края из краевого бюджета будет направлено 3,5 млрд. рублей, плюс из федерального бюджета планируется привлечь не менее 3,7 млрд. рублей.
В рамках государственной программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства края в 2014 году предусмотрено 0,5 млрд. рублей на развитие водоснабжения населенных пунктов.
Региональный дорожный фонд на 2014 год сформирован в объеме 19,5 млрд. рублей. Непосредственно на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание сети региональных дорог расходы возрастут на 18% (16,4 млрд. рублей). На развитие дорог местного значения будет выделено 1,7 млрд. рублей. Формирование муниципальных дорожных фондов позволит выполнять ремонт более 420 км дорог местного значения в год, сообщили в минфине.
Доклад министерства финансов Краснодарского края не вызвал у присутствовавших никаких вопросов. Поэтому сразу перешли к предложениям по проекту, которые высказали эксперты. Большинство предложений касалось налогового законодательства. Так, было предложено передать до 50% единого налога по УСН в местные бюджеты, упростить процедуру получения патента без регистрации ИП. Одно из предложений касалось привлечения к участию в публичных слушаниях аудиторов Краснодарской контрольно-счетной палаты. Председатель КРО Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" высказалась о необходимости зарезервировать в бюджете на 2014 г. средства в размере 35-40 млн. рублей на обеспечение генно-инженерными препаратами детей с ревматическими заболеваниями, при этом совершенствовать сам механизм закупок данных препаратов. О внесении изменений в целевую программу "Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан в Краснодарском крае" сообщил П.Б. Снаксарев, председатель ККО по защите прав и интересов инвалидов "Содружество". А координатор проектов КРО "Общество Знание" Р.С. Марченко попросил оказать поддержку в форме субсидий на реализацию социально-значимых программ социально-ориентированных некоммерческих организаций для работы с пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями по изучению компьютерной грамотности. Ряд предложений касался экологии, инновационной деятельности, а также подготовки управленческих кадров.
К выступавшим экспертам также ни у кого не возникло вопросов. В итоге, замминистр финансов края, секретарь оргкомитета по проведению публичных слушаний Л.В. Гнетецкая заверила, что все предложения войдут в проект бюджета.
Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА