Общество:

Чем опасна учеба в школе с шести лет

21.10.2025

Предложение продлить учебу в школе до 12 лет требует тщательной проработки

Автор: «Парламентская газета»

124

Предложение продлить учебу в школе до 12 лет требует тщательной проработки

Большинство шестилеток еще не готовы к полноценному обучению и концентрации внимания на протяжении всего урока. Немногие отличаются и усидчивостью, терпением. Все потому, что в этом возрасте главное для ребенка — сюжетно-ролевая игра. Именно она — лучший способ познавать мир и социальные роли, учиться общению и управлению эмоциями. Именно поэтому в первый класс традиционно принимают с семи лет. Таким мнением с «Парламентской газетой» поделилась заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л. Ф. Обуховой МГППУ Юлия Кочетова, прокомментировав предложение продлить учебу в школе до 12 лет. Свою позицию по этому поводу выразили и в Минпросвещения.

Кража детства

Предложение перейти на 12-летнее школьное образование и начинать учебу на год раньше, чем сейчас, имеет ряд серьезных рисков, считает эксперт. Один из самых важных аргументов связан с необходимостью учитывать возрастные, психологические и психофизиологические особенности детей.

«В отечественной психологии развития известно, что в шесть лет ведущей деятельностью ребенка все еще является сюжетно-ролевая игра, — рассказала «Парламентской газете» заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л. Ф Обуховой МГППУ, кандидат психологических наук, магистр психолого-педагогического образования, клинический психолог, специалист по когнитивно-поведенческой терапии Юлия Кочетова. — Через игру ребенок познает мир, социальные роли, учится общаться и управлять эмоциями. Ее замена на строгий учебный процесс — это насильственная кража детства, которая может аукнуться проблемами в эмоционально-волевой сфере».

Шесть лет — это конец дошкольного детства, когда происходят серьезные качественные изменения в психике ребенка. В этот период формируются значимые психические процессы:

произвольность поведения, необходимая для саморегуляции, возможности действовать по правилу и инструкции, что очень важно для школьного обучения, умственные действия, снижение эгоцентризма, когда ребенок может встать на позицию другого, оценить свой поступок со стороны, иерархия мотивов, когда постепенно на первый план выходит не игровой, а учебный мотив и возникает нужное для успешной учебы свойство — внутренняя позиция школьника.

«У большинства шестилетних детей произвольное поведение и внимание находятся на этапе формирования, — объяснила эксперт. — Эти процессы физиологически не позволяют концентрироваться на учебных задачах по 30-40 минут. Это может привести к переутомлению, стрессу и стойкому отвращению к учебе».

Новые страхи

В этом возрасте еще очень нестабилен отдел мозга, отвечающий за контроль импульсов, планирование и следование правилам. Требовать от ребенка усидчивости и сознательной дисциплины бесполезно, поскольку его мозг пока не способен на это.

Волевая и эмоциональная сферы только формируются, преобладает непосредственность поведения, есть трудности с саморефлексией — объективной оценкой собственных действий и поведения. Детям часто сложно справляться с неудачами, долго сидеть на месте и подчиняться строгим регламентам.

«Добавлю, что мелкая моторика, играющая важную роль в процессе обучения, в этом возрасте еще не достигает должного развития, кости кисти руки не окрепли для длительного письма, — отметила собеседник издания. — Это может привести к проблемам с почерком и даже здоровьем. Например, к искривлению позвоночника от попыток компенсировать напряжение».

Страхи современных дошкольников изменились из-за новой социокультурной ситуации. Среди факторов — снижение возраста, когда начинается учеба в школе, повышение требований к подготовленности ребенка, строгость родителей. Для детей пяти-шести лет становятся актуальными школьные страхи — наказание, опоздание, плохая отметка.

«Мы обязаны учитывать такие результаты, поскольку они свидетельствуют о снижении возраста возникновения так называемых школьных и социальных страхов, — считает эксперт. — Они не замещают типичные возрастные страхи дошкольников, а добавляются к ним, что может существенно усиливать риск эмоционального неблагополучия».

Раннее погружение в строгую учебную деятельность с партами, уроками и домашними заданиями крадет полноценное прохождение всех этапов психического развития и значение дошкольного периода. Начинать систематическое обучение с шести лет значит строить дом на неустойчивом фундаменте, уверена психолог: «Это вопрос не раннего развития, а соответствия психическим возможностям ребенка, его психологической готовности к школе и созреванию структур головного мозга. Это может привести к стойкому отвращению к учебе уже на старте, страхам, тревожности, повышенной утомляемости и проблемам со здоровьем».

Работа с шестилетками требует особой квалификации, приближенной к подготовке воспитателя детского сада, но с элементами преподавания. Есть риск, что большинство учителей начальных классов не готовы к работе с такими маленькими детьми в формате школы, добавила Юлия Кочетова. По ее мнению, для первоклашек этого возраста нужны не классы, а игровые зоны, спальни для тихого часа, специальная мебель под их рост, увеличенное количество динамических пауз. Создание такой среды в стандартной школе — это колоссальные финансовые и организационные затраты.

Спросите старших

Старшеклассники тоже вряд ли будут в восторге, если предложить им учиться 12 лет. Ученики 10-11-х классов эмоционально перегреваются, поскольку психологически уже готовы к автономии, самоопределению. По словам психолога, более поздний, в 18-19 лет, выход из-под опеки школы тормозит взросление. Гипотетически это может привести к апатии, потере мотивации и академическому выгоранию еще до поступления в вуз, усилить тенденцию к социальному инфантилизму. Нельзя исключать и фактор дополнительной финансовой нагрузки на семью, когда молодой человек остается на иждивении родителей.

«Мы должны быть уверены, что данная инициатива будет учитывать базовые законы возрастной психологии и нейрофизиологии, системные проблемы образования — качество программ, подготовка учителей, оснащение школ, — подчеркнула Юлия Кочетова. — Возможно, потребуется переподготовка педагогов с акцентом на детскую психологию и современные методики. Необходимо оценить потребность в обновлении программ, чтобы сделать их более практико-ориентированными, внедрять продвинутые методики обучения, а не просто добавлять лишний год. И не забывать о возможности тем, кому это интересно, получать раннее профессиональное образование в колледжах после девятого класса, что для многих является важным социальным лифтом».

Взвесить риски

Свою позицию выразило и Минпросвещения. Соответствующее заявление появилось на его официальном сайте 19 октября.

«Сегодня образовательная система в России позволяет обеспечить эффективное освоение учебных материалов учениками разных возрастов. Учебные программы выстроены таким образом, чтобы не только соответствовать возрасту учеников, но и учитывать особенности развития каждого ребенка, — говорится в сообщении. — Введенные федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные программы обеспечивают качественное образование в каждой школе страны. Министерство просвещения России проводит работу по регулированию объема контрольных работ и домашних заданий. Максимальное количество контрольных работ не должно превышать 10 процентов от общего объема учебного времени».

С Роспотребнадзором согласованы и единые нормативы времени на домашние задания. Внесено поурочное планирование по учебным предметам, весь процесс обучения сбалансировали с учетом возраста и системы образования, отметили в ведомстве. Также там уверены, что существующие механизмы позволяют поддерживать высокое качество и доступность российского школьного образования.

«Любая новая инициатива должна проходить тщательное обсуждение и экспертизу, учитывать мнение профессионального сообщества, родителей и самих учащихся. Важно оценить возможные последствия изменений, выявить риски и преимущества», — подытожили в Минпросвещения.

Инесса Фотева