Общество:

Честное вожатское

17.07.2019

Согревая единство теплом, всё теснее орлятский круг…

1837

«Согревая единство теплом, всё теснее орлятский круг…» – звучат строки песни, которую исполняют вожатые и сами «орлята» на сменах во Всероссийском детском центре «Орленок». Именно от вожатых во многом зависит та неповторимая атмосфера особого братства, соработничества, которые выигрышно отличают «Орленок» от других оздоровительных лагерей для детей и подростков. Как они находят друг друга, Центр и вожатые?

Ребенок получает путевку в «Орленок» по результатам конкурсного отбора на ту или иную программу (лесники, математики, журналисты и др.). В детском центре перед ним открывается целая палитра дополнительных образовательных курсов, и он может в дополнение основному курсу выбрать любой вариативный.

Алеся Муреева, начальник лагеря «Стремительный» ВДЦ «Орленок»:

На мое желание стать вожатой в «Орленке», конечно, повлияла моя первая смена, когда я еще была ребенком. Работа, которую проделали вожатые на моих глазах, тогда мне показалась очень важной и нужной, ведь они влияют абсолютно на всё. Вожатый – это и друг, и родитель, это всё в одном человеке. Я захотела стать таким же человеком, который может помочь ребенку поверить в себя. Затем попробовала и поняла, что это моё и что я хочу этим заниматься. Это постоянный процесс развития тебя самого. Вместе с подопечным ты узнаешь себя. Например, никогда не пробовала петь или танцевать, а на смене вышла на сцену с ребенком, и мы вместе исполнили песни, которые только что написали сами. Вожатство – это огромное количество положительных эмоций. Тепло, которое получаешь здесь, остается с тобой на всю жизнь.

Многозадачность и самоорганизованность – первое, чему учатся вожатые. Если ты не можешь организовать себя самого – и детей не сможешь. По приезде на «большую землю» многие бывшие вожатые работают на руководящих должностях. Это обусловлено их подготовкой, как психологической, так и организаторской. Они быстро «схватывают» всё новое, успешно и оперативно решают поставленные задачи и вникают в любую деятельность.

Людмила Спирина, заместитель директора по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью:

Завоевать авторитет и доверие детей можно только искренним к ним отношением. Самое главное у нас в «Орленке» – это атмосфера принятия любого ребенка, каким бы он ни был. Все дети разные, они приезжают со всех концов страны, с разными привычками, социальными укладами, нравственными установками. Мы должны по-отечески принять каждого. Перед каждой сменой я всегда говорю вожатым, что еще до того, как приедут дети, каждый вожатый должен заранее их полюбить, они должны быть самыми любимыми и самыми лучшими. Ты должен их ждать. Когда ты их ждешь – они действительно видят, что интересны тебе. Ключевым в построении отношений вожатых с детьми и руководством ВДЦ считаю первый день – день встречи. Ребенок должен увидеть, что его в детском центре ждали и искренне ему рады. Почти как в известной поговорке, только на вожатский манер: «Как «орлят» встретишь – так и сложится дальнейшее общение с ними». Ведь в любом возрасте ребенок – личность, он безошибочно чувствует отношение к себе. Первые слова вожатого, к примеру, вопросы: «Как твои дела?», «Как ты доехал?» – это обычное проявление заботы, которое настраивает на дружеский лад, на тепло.

Задача любого педагога и вожатого – помочь ребенку раскрыться. В обычной школьной жизни это происходит постепенно. Детям требуется время, чтобы «втянуться» в водоворот «орлятской» деятельности. А времени-то у нас, вожатых, мало, всего лишь смена. Вожатый рассказывает каждому ребенку, как в «Орленке» можно себя проявить, чем здесь можно заниматься. Если вначале смены большинство детей замкнуты, то на второй-третий день они уже знают, какие перед ними открываются перспективы. Важнейшая из «орлятских» традиций – традиция доброго отношения к окружающим. Был такой замечательный случай: родители мальчика после смены позвонили и поблагодарили наш коллектив за то, что ребенок научился говорить: «Добрый день». До «Орленка» мальчик был очень замкнут. Здесь он понял, что для построения контакта с человеком важно просто сказать: «Добрый день», – улыбнуться, и тогда начнется взаимодействие.

А еще наша задача – сделать так, чтобы ребенок, покидая лагерь, говорил: «Я могу помочь, могу повлиять на общий результат своими умениями». В советские времена была специальность «старший пионерский вожатый», я окончила соответствующее отделение педагогического училища. Тогда был такой конкурс – отбирали во Всесоюзный детский пионерский лагерь «Орленок» вожатых со всей страны. Я победила в этом конкурсе. От Удмуртской Республики было всего четыре победителя, и я в их числе приехала сюда работать вожатой в 1984 году. Нас готовили очень хорошо, грамотно, мы проходили предметную практику по таким направлениям, как педагогика, психология, история и так далее. Мне было очень легко – я знала все песни, все танцы, знала, как распределить задания, поручения. В то время «Орленок» еще три месяца после приезда учил всех нас. Отобрали лучших в регионе и дополнительно обучали еще три месяца лучшие специалисты страны – лучшие политики, актеры, педагоги. Мы получили максимально профессиональную подготовку. Экзамены сдала на «отлично» и начала свою вожатскую деятельность.

В моей первой смене были воспитанники школ-интернатов и детских домов. Среди них были очень талантливые ребята, страна внимательно относилась к ним, так же, как и ко всем остальным. Сейчас, кстати, намного меньше этих ребят попадают в такие центры. Вожатой я отработала три года – у меня было 25 отрядов. Раньше отряды были по 40 человек – для двух вожатых это достаточно много, сейчас детей в каждом отряде меньше, существуют подменные и ночные вожатые. Мы обеспечиваем круглосуточное наблюдение за ребенком. Далее началась перестройка. Так случилось, что вожатский отряд моего лагеря выдвинул мою кандидатуру, и я стала старшей вожатой. Прошло еще три года, я училась в институте и продолжала работать в «Орленке». По окончании института мне предложили возглавить лагерь «Комсомольский». Для меня статус вожатого остается такой же руководящей должностью.

 Спонтанность – одна из основных особенностей этой работы. Вожатым приходится в кратчайшие сроки решать, как поступить в   экстремальных обстоятельствах.

Алексей Бахтин, заместитель начальника по научно-методической работе в детском лагере «Штормовой»:

Для вожатых каждого лагеря важно быть его частью, галстуки фирменных цветов вожатые носят с гордостью и принципиально отказываются менять их на другие, когда вожатый переходит из одного лагеря в другой. Новый лагерь – как новая семья, нужно привыкнуть, а потом обязательно полюбить. Не только коллег, но и весь лагерь, его историю, традиции и, самое главное, детей.

Переход из «Комсомольского» в «Штормовой» для меня был делом сложным. Тогда я сделал для себя вывод, с которым и сейчас согласен. Каждый лагерь – часть «Орленка», и переходить из одного лагеря в другой – полезно. В каждом педотряде – своя культура и свои ритуалы, но всё же они едины. 

Вожатые заинтересованы в том, чтобы расти, каждый со временем поднимается выше. Эти ступени можно соотнести с курсами в университете – чем больше знаний, тем выше «поднимается» вожатый. В лагере «Штормовой» есть академия морских профессий. И вожатые, и дети могут получить в ней как теоретические, так и практические знания по всем морским дисциплинам. Пройдя специальную подготовку в «Орленке», я стал инструктором по яхтенному спорту и могу заниматься этим профессионально. По окончании обучения у нас в академии можно получить «корочку», подтверждающую прохождение курсов. Мне, например, это позволяет быть преподавателем морских дисциплин за пределами ВДЦ – в любом морском клубе. Однако основные задачи вожатого, независимо от статуса, не меняются – это помощь и забота об «орлятах». В мою первую смену в «Орленке» случилась очень сложная ситуация. Приехали дети, их было 38 человек, у одного из них случилась травма. Мой начальник сказал мне: «Либо ты урегулируешь этот момент, либо мы делаем о тебе соответствующие выводы». Мне пришла идея – я предложил носить ребенка всю оставшуюся смену на спине. Мой начальник был удивлен этим предложением, но принял его. Обещание я выполнил. С тем ребенком мы, кстати, до сих пор общаемся – очень подружились. На «экипаже», как зовем отряды, мы выступаем наставниками. Ребенка мы никогда не заставляем что-то делать. Объясняем ему, почему это важно, демонстрируем возможности. Ребенок-«орленок» должен сам ко всему приходить и самостоятельно решать, что для него важно. Вожатый – это ориентир, проводник, маяк. Он может подсказать, как и к чему можно прийти, посоветовать, показать на своем примере. Мы стараемся всегда интересоваться, как у ребенка дела, как прошел день.

 В «Орленке» самая главная личность – это ребенок. Нельзя допускать, чтобы в конфликтной ситуации он просто остался неправ, – считают вожатые, – важно, чтобы он понял, в чем суть конфликта, почему он произошел и как его сделать ситуацией прошедшего дня, а также избежать в дальнейшем.

Валентина Федотова, директор учебно-методического центра ВДЦ «Орленок»:

Нашей школе вожатых – уже 52 года. Она постоянно меняет методики, сохраняя непреложные ценности педагогики. Для того чтобы к нам попасть, претенденты проходят собеседование, тестирование, психологическую диагностику. Далее идет несколько блоков обучения, необходимых для наших лагерей: туристическо-краеведческое, физкультурно-оздоровительное, социально-педагогическое, художественное и научное.

Помимо непосредственной работы с детьми, педколлективы «Орленка» участвуют во внутреннем конкурсе для сотрудников ВДЦ. Направлений конкурса несколько: мониторят профессиональную подготовку вожатых; проверяют уровень программного обеспечения лагерей; ведут наблюдение за тем, как деятельность каждого лагеря освещается в медиа-среде; проводят физкультурно-оздоровительный конкурс. По итогам выбирают, какой лагерь можно назвать лучшим. Это важный внутренний конкурс, он стимулирует в вожатых желание развиваться в условиях достойной конкуренции.

Кроме базовых, вожатый должен иметь знания, которые он сможет передать «орлятам» на занятиях. Чем больше навыков и знаний имеет вожатый (а это определяется посредством сдачи специальных зачетов) – тем выше статус вожатого. Кроме «общеорлятской» иерархии (стажер-наставник-куратор), существуют «свои» системы в педотрядах. К примеру, вожатые лагеря «Штормовой» могут быть нескольких категорий:

«Салага» – на этом этапе вожатый начинает свой путь на лагерном «корабле», носит белый галстук с синими полосами;

«Гюйс» – следующая ступень – звание юного моряка. Для получения этого звания вожатые сдают зачеты по ряду морских дисциплин (такелаж, барабанное дело, морские песни, флажный семафор и др.);

«Наставник» – тот, кто отработал более трех смен;

«Куратор» – вожатый, отработавший больше пяти смен. Куратор обязан в совершенстве знать одну морскую дисциплину, он ее преподает как эксперт;

«Гардемарин» – высшая ступень, на которую может подняться вожатый детского лагеря «Штормовой». Для остальных вожатых – это идеал, к которому стремятся. Гардемарин в совершенстве владеет всеми морскими дисциплинами.

Как я убедилась, в «Орленке» есть не только общие ценности, которые формировались десятилетиями. У всего центра они, конечно, – общие, но у каждого лагеря есть что-то свое, особенное. И всё же, вожатый видится мне кем-то большим, чем просто членом педколлектива. Я завидую детям, в жизни которых был настоящий вожатый.

Софья ГИНЕЕВА