Общество:

Что шепчет кубанский гедонизм?

05.12.2016

На днях российские новостные ленты буквально взорвало известие о новом перформансе от группы товарищей, именующей себя «Новые казачьи маги».

2231

На днях российские новостные ленты буквально взорвало известие о новом перформансе от группы товарищей, именующей себя «Новые казачьи маги».

В прошлом году они впервые заявили о себе тем, что обвели кругами из соли и гречки памятники Святой Великомученице Екатерине, Екатерине II и обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска, с целью «магической защиты кубанской земли от геев, террористов, бандеровцев и турок». В этом году «казаки-маги» пошли дальше, объявив о возведении в Краснодаре «памятника» английскому поэту, оккультисту и, с легкой руки СМИ, «сатанисту» Алистеру Кроули. Памятник установлен накануне 1 декабря, в 69-ю годовщину смерти британского мистика (1875 - 1947).

Памятник, впрочем, это громко сказано – за этим пафосным названием скрывается конструкция из можжевеловых веток в форме числа «93», установленная на берегу Кубани возле Яблоновского моста. Причем, надо полагать, понимая, как «не магические» казаки из Кубанского войска могут отреагировать на памятник «самому известному сатанисту 20-го века», сам «жрец-атаман» в казачьей форме и поджег данное произведение искусства. Хотя, справедливости ради, сам Алистер Кроули себя сатанистом не считал, а его учение, так называемая «Телема», представляет собой сплав различных мистических учений и магических практик – от иудейской каббалы до индуистского тантризма и китайского даосизма. Впрочем, одним из псевдонимов, выбранных Кроули, был «Великий Зверь», под этим прозвищем он и вошел в историю, многие из его обрядов включали вызов демонов и даже сексуальные сношения с оными, так что те, кто именует его «вдохновителем» сатанистов как на Западе, так и в России, не сильно далек от истины.

Сам Кроули, кстати, бывал в России в 1913 году, после чего поделился своими впечатлениями от посещения страны в ряде работ:

«Россия всегда состоит из крайностей: концертное кафе в «Аквариуме» и лучший балет в мире с одной стороны, ртутные рудники с другой. Царь с одной стороны, высочайшая свобода личности в Европе с другой. Закон об образовании утопит Россию в крови: Дума - анархронизм. Результат жизнь простая и размеренная, с прекрасно поддерживаемым порядком и восхитительно свободная. Когда все сказано и сделано, единственное преступление это сговариваться против правила, обеспечивающего эту свободу».

Кремль же, по мнению Кроули, являл собой «воплощение мечты, навеянной гашишем»; эту фразу повторяют «казачьи маги», заявляя, что «задача всей нашей деятельности — превратить в подобный сон всю Россию». Хотя сам Кроули никогда не бывал на Кубани, тем не менее, они нашли способ связать наш регион с личностью мага, заявив, что «Кроули в одном из своих мистических откровений предвидел «коронацию кубанского казачества»(!) и провозглашение Краснодарского края «Регионом 93».

– В кроулианском вероучении число 93 символизируют Любовь и Волю, — цитирует «магов» портал «Югополис», – то, на чём и держится кубанская земля, пропитанная огнем телемитской святости и эротизмом казачьих мистерий. Горящее возле реки Кубань число 93 символизирует удаль казачьей трансгрессии и шёпот кубанского гедонизма. Представьте: горит священный огонь, течет святая вода, а казаки на фоне этого сливаются в едином экстатическом танце-хороводе. Это ли не есть торжество духовности, о котором грезят российские политики?

На основании всего вышесказанного Кроули провозглашается «казаками-магами» ангелом-хранителем Кубанской земли.

Новость, как уже было сказано, подхватили все новостные агентства, некоторые, наиболее дотошные даже взяли комментарий в пресс-службе Кубанского казачьего войска. Комментарий, впрочем, оказался предсказуемым – там решительным образом отмежевались от «магов», заявив, что форму можно купить в любом военторге и, вообще, это «не совсем адекватные ряженые, на выходки которых не стоит реагировать». В сухом остатке мы видим, что «группа товарищей», кем бы они ни были, своей цели – привлечь к себе внимание – вполне себе получили. Этакий «акционизм по-кубански», причем, довольно безобидный: гениталии к тротуару гвоздями не прибивают – и то хорошо. Да и тема перфоманса выбрана удачно – использование казачьей риторики в сочетании с именем столь далекого от всего казачества деятеля, как Алистер Кроули, на выходе производит отменную провокацию. И вопрос «Кто это сделал» во всем этом не самый интересный. Гораздо интереснее, на мой взгляд, вопрос «Почему это происходит?»

Ни для кого не секрет, что в последние годы кубанские власти усиленно навязывают нам казачество как своего рода «национальную идею» для отдельно взятого региона. Вопреки стремлению тех, кто стоял у истоков возрождения казачества, сейчас сделан упор не на восстановление культурно-этнического своеобразия кубанского казачества, а на его воинскую и прочую государственную службу. Казачьи дружины, казачьи охранники, красочные казачьи парады в центре города… И на этом они не останавливаются: уже сейчас и губернатор, и вице-губернатор, и атаман говорят о распространении «казачьего уклада жизни на всю Кубань».

Само собой, подобная перспектива приводит в восторг не всех жителей края. С одной стороны, у нас полным-полно кубанцев во втором, а то и в первом поколении, без каких-либо казачьих корней. Да и среди кубанских старожилов таких немало. С другой стороны, те, у кого эти корни все же имеются, тоже далеко не всегда одобряют деятельность Кубанского казачьего войска – хотя бы по той причине, что среди казаков сплошь и рядом хватает людей совершенно не казачьего происхождения, не исключая и самого атамана. И у всех вышеперечисленных категорий навязывание казачества, как единственно верного пути развития, вызывает лишь раздражение, в свою очередь рождающее противодействие. А оно может принимать разные формы – как прямая критика данной политики (что сегодня на Кубани проблематично), так и намеренное доведение ее до абсурда. Что мы и наблюдаем в случае «казаков-магов»: разговоры о духовности, о «магической защите от геев, бандеровцев и турок» и казачьем «экстатическом танце-хороводе» идеально укладываются в схему «оккультного троллинга». Что греха таить, и сами казаки порой норовят свершить этакий патриотический перфоманс – достаточно вспомнить, вудуистское по сути действо, со сжиганием Темрюкскими казаками чучел Обамы и Эрдогана. Первый ритуальный костер был зажжен именно тогда. Стоит ли удивляться, что спустя год у «святой воды» загорелся «священный огонь» в честь «кубанского гедонизма» и «эротизма казачьих мистерий».

Александр КАЙМАНОВ