Общество:

Что такое «дорожная карта»

14.10.2013

«Управление Росреестра по Краснодарскому краю признано одним из лучших в стране, на Кубани проведена большая работа по внедрению инноваций и повышению качества услуг. Те показатели, которые заявлены в «дорожной карте» Правительства России и должны быть

793

На фото:заместитель руководителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю Александр Артемов.

Краснодарский край занимает 3-е место в России по обороту недвижимости, по количеству совершаемых сделок после Московской и Ленинградской областей, опередив Москву, которая находится на 4-м месте.

"Управление Росреестра по Краснодарскому краю признано одним из лучших в стране, на Кубани проведена большая работа по внедрению инноваций и повышению качества услуг. Те показатели, которые заявлены в "дорожной карте" Правительства России и должны быть выполнены к 2018 году, в вашем регионе достигнуты уже сегодня", – сообщила Наталья Антипина. По мнению Натальи Антипиной, таких высоких показателей удалось добиться, в том числе, за счет формирования электронного архива, и этот опыт Кубани будет распространен по всей стране, заверила глава Росреестра.

1 декабря 2012 года Правительство Российской Федерации распоряжением № 2236-р утвердило план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Реализация данной "дорожной карты" призвана оптимизировать процедуры кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также повысить ориентированность на клиента в учетно-регистрационной системе и качество оказания государственных услуг в целом.
Кроме того, цели "дорожной карты" – формирование достоверного Единого государственного реестра недвижимости, сокращение сроков кадастрового учета и госрегистрации прав до 5 и 7 дней соответственно, создание технологий, которые будут препятствовать увеличению затрат потребителей госуслуг, минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям, а также повышение эффективности деятельности государственного регистратора и, что немаловажно, ответственности регистратора за совершаемые действия.
Иными словами, "дорожная карта" направлена на улучшение качества оказания государственных услуг в сфере регистрации и кадастра недвижимости, в том числе для улучшения инвестиционного климата для предпринимателей.
Формирование "дорожной карты" основано на анализе проблем заявителей, которые обращаются в ведомство. Будет верным утверждение, что "дорожная карта" написана самими потребителями. Данный документ, разработанный Минэкономразвития, содержит "рецепты" решения существующих проблем.
К важным показателям реализации "дорожной карты" следует отнести перевод обслуживания заявителей в МФЦ по принципу одного окна, дабы исключить посещение заявителем разных служб.
– "Дорожная карта", или план целевых показателей, которые необходимо достигнуть, предусматривает сокращение сроков регистрации документов с 18 дней до 7 дней, передачу 90% услуг в МФЦ, а также оказание 70% услуг в электронном виде. Последний показатель зависит от самих граждан, от их готовности перейти на новые рельсы. Не все заявители готовы в одночасье перестроиться, особенно граждане преклонного возраста. Но этот переход неизбежен, – рассказал "НГК"заместитель руководителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю Александр Артемов.

.
– В 2010 мы начали переводить архив в электронный вид, за это время было обработано более 3,5 млн. дел. Это было необходимо сделать для того, чтобы сократить сроки регистрации. К примеру, регистрация договора аренды. Договор считается заключенным с момента его регистрации. Муниципалитет договор выдал, пока заявитель к нам дошел, сдал его, добавим еще 20 дней. Арендная плата же начисляется в местный бюджет только с момента регистрации. В то время, как заявитель уже пользуется объектом с того момента, как получил документы. Месяц, а то и полтора, местные бюджеты теряют средства от уплаты арендной платы. А это немалые суммы. Поэтому, было принято решение регистрации договоров аренды в день поступления, – добавил Артемов.
На сегодняшний день в Краснодарском крае 70% "дорожной карты" уже реализовано. К примеру, в большинстве субъектов РФ реализация "дорожной карты" пока в проекте, правда, у них еще есть время – первичные сроки реализации плана – январь 2014 г.
– Часть показателей, достигнутых в Краснодарском крае, были взяты за основу в Минэкономразвития при разработке "дорожной карты". Видя, что и как сделано в регионах, как эти преобразования работают на улучшение качества предоставления госуслуг, в том числе оказание услуг пенсионерам на дому, разработчики взяли это на вооружение и внесли в "дорожную карту", – продолжил представитель Росреестра.
– Получается, что мы работаем на опережение. В Краснодарском крае нереализованным осталось лишь то, что требует дополнительного нормативного регулирования. Например, сдача документов в электронном виде. Пока не будут утверждены требования к формам этих документов, требования к электронной цифровой подписи, мы это не реализуем по объективным причинам. Что касается передачи 90% полномочий в МФЦ. Мы к этому готовы, но муниципалитеты не готовы, потому, что это требует дополнительного финансирования, утверждения программы на местном уровне, закупки техники и т.д. МФЦ есть, но там принимают наши сотрудники, которых мы обучили. В каждом МФЦ г. Краснодара дополнительно к нашим сотрудникам принимают документы 10 сотрудников муниципалитета. В итоге, мы в одном МФЦ увеличили количество окон в 2 раза. Придя в МФЦ, гражданин ожидает уже не час, а всего 15 мин. МФЦ пользуются нашей программой ПКПВД, принимают документы и передают их нам на обработку. По сути, заявителю без разницы, в какое окно он сдал документы, он получает такую же расписку. А как наладить взаимодействие – это уже наша работа. Мы обучили 250 сотрудников, и при выводе наших сотрудников из МФЦ, сотрудники муниципалитета смогут их заменить, – пояснил Артемов.
Еще одно из важных новшеств, освоенных кубанским Росреестром, это то, что теперь заявитель может сдавать документы на территории Краснодарского края в любом офисе и на любой объект. Например, в Краснодаре заявитель может сдать документы на объект, находящийся в Анапе. Это особенно удобно, к примеру, в тех случаях, когда наследники вступают в наследство, а объекты наследства находятся в разных городах края. С 1 октября по закону предусматривается возможность экстерриториального приема документов по всей Российской Федерации, но реально эта возможность появится к 2018 году. Здесь предстоит нормативно отрегулировать ответственность сотрудников, которые будут непосредственно принимать документы в бумажном виде. К примеру, документы будут приниматься в Москве, а регистрироваться в Краснодаре. И регистратор, который принимает решение и работает с "электронными" документами, должен быть уверен, что документы приняты надлежащим образом. В Минэкономразвития сейчас разрабатываются правила того, как и по каким каналам эти документы будут передаваться.
Также не за горами появление единой базы – ЕГРОН (Единый государственный реестр объектов недвижимости), где будут регистрироваться и объекты, и права. Это будет способствовать и улучшению налогообложения. Кстати, заказчиком "дорожной карты" была, в том числе, и налоговая инспекция.
Что немаловажно на сегодняшний день, заявители могут не предоставлять кадастровый паспорт на объект, сотрудник Росреестра сам его запрашивает. Те объекты, которые ранее были поставлены в БТИ на учет, сейчас поставлены на кадастровый учет как объекты капитального строительства, им присвоены номера, и у заявителя отпала необходимость платить дополнительные деньги.
Кроме того, теперь любые компетентные органы могут получить информацию о конкретном лице. Вся информация находится на федеральном информационном ресурсе, по запросу региональных управлений Росреестра в электронном виде она поступает в субъект. Это исключает возможности мошенничества по приватизации жилья. Согласно законодательству РФ, приватизировать жилье можно только один раз. Например, гражданин приватизировал жилье в Ханты-Мансийске, впоследствии продал его и переехал на Кубань, где, прожив 5 лет, снова пытается приватизировать жилье. Теперь эти случаи будут исключены.
Что же касается получения земельных участков многодетными семьями, то, обратившись в МФЦ, граждане могут получить все необходимые документы вплоть до договора аренды и кадастрового паспорта также в одном окне.

Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА