Общество:

Что значит жить по правде?

16.06.2014

Интервью с ректором Кубанского социально-экономического института, профессором О.Т. Паламарчуком

864

Интервью с ректором Кубанского социально-экономического института,
профессором О.Т. Паламарчуком

О. Паламарчук. "О России, россиянах и немножко о национальной идее". Очерк пятый "Где он, российский Моисей?"

"НГК": Олег Тимофеевич, Вы известный ученый, педагог. Ваша книга очерков "О России, россиянах и немножко о национальной идее" дает четкое понимание того, куда мы идем. Хотелось бы поспорить с автором о перспективах развития духовной личности в нашем обществе. Так что же, на Ваш взгляд, мы утратили в этом плане и что приобрели в сегодняшней жизни?

О.Т.ПАЛАМАРЧУК: Я прожил достаточно долгую жизнь. В молодости я был секретарем комсомольской организации в горнопромышленном училище, работал на шахте, прошел армию. Если сравнивать то время и наше, то в том времени я ценю коллективизм, дружбу. Люди жили не так обеспеченно, как сейчас, но тогда была взаимопомощь. А что значит – студент вуза? Когда я поступал в институт, на одно место на исторический факультет у нас было 16 абитуриентов для выпускников школ и 8 человек на место для армейцев. Конечно же, мы старались взять от преподавателей как можно больше, так как прекрасно понимали, что впереди взрослая жизнь. Часто сравнивают ту и эту молодежь. У меня опыт преподавательской работы больше 40 лет, но я не вижу большой разницы между молодежью той и нынешней ни в плане интеллектуальном, ни нравственном. Замечу, что тогда народ был более читающий. А наше время приводит к тому, что молодежь "загугливается", по сравнению с нами, она более продвинута информационно. У нас были только официальные газеты, радио, телевидение, но был и "Голос Америки", который подпольно слушали.

"НГК": Вы тоже слушали "вражьи голоса"?

О. ПАЛАМАРЧУК: Слушал, сравнивал. Я работал в институте, старался читать буржуазных авторов. Открыто нам их не давали, читали в рамках критики их теорий. Это позволяло мне относиться к тому, что нам говорят, более взвешенно. Когда после перестройки в Россию хлынула запрещенная литература, произошел перекос в другую сторону. Он продолжается и сегодня. У меня на столе лежит книга, авторы которой заявляют, что это первое за последние 75 лет издание, дающее, якобы,непредвзятую картину философии от античности до наших дней. Подготовлено оно на материалах западных философов издательством "Инфра", планируется выпустить 100 000 тиражом. Если раньше была чрезмерная заидеологизированность советской идеологией, то сейчас идет откровенное игнорирование тех научных достижений, которые были достигнуты советскими учеными. Я не согласен с тем, что в споре рождается истина. В споре рождается не столько истина, сколько погибают сократы. В дискуссии рождается истина. Сейчас гораздо больше простора для высказывания собственных мыслей. Я имею полное право в своих научных статьях опираться и на Ленина, и на западную философию. Важно, чтобы все это соответствовало подлинной науке. Я защищал докторскую диссертацию по проблемам национального и общечеловеческого в контексте художественно-исторической мысли. Прихожу к убеждению, что сегодня все больше и больше пробивают себе дорогу личности, которые несут в себе национально выраженного общечеловека. Это связано с тем, что мы переживаем научно-техническую революцию, одной из составных частей которой является информационная революция. Мир стал информационно един. Когда человек формирует себя "общечеловеком", он должен учитывать, что в мире сегодня преобладают 2 противоречивые тенденции. С одной стороны, рост национального самосознания даже малых этносов, вплоть до национализма, с другой, ломка национальных перегородок и создание единого человеческого пространства.

"НГК": Вы имеете в виду космополитизм?

О. ПАЛАМАРЧУК: Нет, космополитизм – идеология буржуазии, которой там хорошо, где наивысшая прибыль. Я бы назвал это стремление интернационализмом. Когда Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса нашу планету, он удивленно воскликнул: "Какая же она маленькая!"

"НГК": То есть вы больше всего цените в нашем времени возможность говорить открыто и быть услышанным?

О. ПАЛАМАРЧУК: Тогда была возможность говорить. Но дискутировать с противоположной точкой зрения возможностей было гораздо меньше. Я говорю о науке, но ни в коем случае о вере.

"НГК": Вы состоите в какой-либо партии? О. ПАЛАМАРЧУК: Нет. "НГК": Это Ваша принципиальная позиция?

О. ПАЛАМАРЧУК: Откровенно говоря, не было интереса. Меня приглашали в КПРФ, в "Справедливую Россию". У нас в институте действует правило, запрещающее иметь в вузе отделения политических партий. Слава богу, начиная с 1997 года, со времени создания института, у нас не было стычек на национальной почве, не было политических разногласий. Перед студентами выступали представители "Единой России", КПРФ, привозили свои газеты. Наши ребята с ними дискутировали, было интересно. Но надо иметь в виду, что в каждом плюсе потенциально заложен минус. То, что у нас сегодня внутри студенческого коллектива нет серьезных политических дискуссий, это тоже не совсем правильно. Вот почему мы хотим создать дискуссионный клуб "Истина". В советское время я возглавлял подобный клуб. Приходили взрослые, студенты, школьники, иногда мы спорили по 3-4 часа, например, на темы "Зачем нужна власть?", "Есть ли любовь на свете?". Многие студенты сегодня индифферентны. Причина, возможно, в том, что многие из них вынуждены подрабатывать, в том числе, и очники. Не секрет, что даже в государственных вузах больше 60% – это платное обучение.

"НГК": А отрицательное наследие прошлого, в чем оно, на Ваш взгляд, проявляется? О. ПАЛАМАРЧУК:Процитирую слова Ленина, который сказал, что всякая монополия – это тенденция к застою и загниванию. Политическая монополия, монополия на средства производства привели СССР к застою. Взять хотя бы движение на Кубани "За высокую культуру земледелия". Только одна треть хозяйств края получали высокие урожаи, остальные – низкие. Монополия на все и вся, в том числе и в семейной жизни, это плохо. Должен быть выбор. А выбор обеспечивает многообразие форм собственности, их равноправие. "НГК": Выбор – это субъективизм. А как же верховенство законов?

О. ПАЛАМАРЧУК: Я долгое время был членом Общественного совета при ГУВД края, участвовал в аттестации работников внутренних дел. Но, к сожалению, процедура эта частенько проходила формально. Потому что сегодня меня аттестуют, а завтра я буду аттестовать. То же самое и в образовании, и при защите диссертаций. Когда очень много людей защищается, члены диссертационного Совета толком даже не знают, что они там защищают.

"НГК": Как Вы думаете, почему ни тогда, во времена СССР, ни теперь нам так и не удалось изжить формализм?

О. ПАЛАМАРЧУК: Самое распространенное в России имя – Галочка. Потому что делали и делаем для "галочки", как начальство посмотрит. Вот, например, День первокурсника. Прежде чем его провести, нам столько дают инструкций! Меньше чем было в советское время, но больше чем хотелось бы. Дети, конечно, этого не замечают, а нам,преподавателям, нужно прийти за 3 часа до прохождения колонн, потом надо обязательно поучаствовать в конкурсе на лучшее оформление колонны. Получается, что мы не столько делаем, чтобы детям было интересно, сколько для того, как нас будет оценивать наше начальство. То же самое и конкурсы студенческих работ. Раньше, лет 7-8 назад, у нас было право выбирать из своей среды человека для присвоения звания "Почетный работник высшего образования". Двое наших преподавателей получили это звание, двое – Грамоту Министерства образования РФ, а потом все это сошло на нет. Может быть, в государственных вузах это еще и есть, я не знаю. Хотя главное – это психологический климат в коллективе.

"НГК": А от самой личности много сегодня зависит?

О. ПАЛАМАРЧУК: Разве не зависит ничего от главного редактора газеты, от ректора вуза? В негосударственном секторе вроде бы проще. Здесь меня ректором не министерство назначает, а совет учредителей. А в государственных вузах очень много зависит от того, как министерство посмотрит. Шестьдесят пять лет исполняется, и все, ты уже не можешь работать руководителем. С другой стороны, за время существования нашего института от государства мы ни одной копейки не получили. Наше семиэтажное здание строили сами, на те деньги, которые платили нам студенты. В год мы тратим ещё примерно 200 000 - 300 000 рублей на благотворительность. Помогаем детским домам, участвуем в благотворительном марафоне "Цветик-семицветик". Вы читали четырехтомник "Проект России"?

"НГК": Нет, не довелось…

О. ПАЛАМАРЧУК: Через все 4 книги проходит идея о том, что власть достигается доверием и держится на нем. Я думаю, можно согласиться с этим, но доверие достигается делами, а не только верой. Авторы утверждают, что если мы будем избирать по вере, то построим православное царство в России. Но термин "православное царство" вызывает некоторое подозрение. А куда девать мусульман, иудеев, атеистов? Я не приемлю догматизма. Мне не нравится выражение "Будь самим собой!" Что это значит? Если ты пьяница, то и оставайся таким?! Человек всегда должен работать над собой. Надо уметь смотреть на себя со стороны и радоваться или ужасаться. Высшая форма воспитания – это самовоспитание.

"НГК": Олег Тимофеевич, сегодня есть все условия для гармоничного развития личности? А есть ли яркие личности? Есть же кадровая проблема у власти, у оппозиции не хватает ярких харизматичных лидеров…

О. ПАЛАМАРЧУК:Не буду говорить о политике. А в научной среде их сегодня очень много. Допустим, тот же Сергей Петрович Капица, с которым я был лично знаком. Или Олег Николаевич Смолин, депутат Госдумы, зам.председателя комитета по образованию. Слепой от рождения, доктор экономических наук. А герои-паралимпийцы? Есть у нас яркие личности и среди преподавателей, среди студентов. Девять лет подряд наши студенты завоевывают стипендию Президента России, а их 23 стипендии на всю Россию для негосударственных вузов. Семь человек получают стипендии губернатора. Очень важно, кого человек к себе притягивает. А политика – это борьба за власть и удержание власти. Человек, который идет в политику, должен понимать, что власть – это средство, а не цель. А сейчас, к сожалению, часто власть – это деньги.

"НГК": А Вас не подмывало сделать карьеру политика?

О. ПАЛАМАРЧУК: Вы смотрели фильм "Москва слезам не верит"? Помните, как Гоша ответил на вопрос, почему он не хочет никем руководить? Так вот, он напомнил, что был такой император Диаклетиан, который ушел с поста императора и стал выращивать капусту. Когда его просили вернуться на трон, он воскликнул: "Если бы вы знали, какую я вырастил капусту!" Если бы вы знали, как мне интересно работать в институте! Наукой я занимаюсь с удовольствием. Я горжусь тем, что в 1991 году первым на Кубани создал негосударственное учебное заведение – колледж "Интеллект". Я думаю, что с моим характером, с моими устремлениями в советское время мне, наверное, это трудно было сделать. Я всю жизнь мечтал быть учителем, мечтал быть педагогом. Девиз нашего вуза – "Профессионализм. Творчество. Нравственность".

"НГК": Какой ценой приходится Вам платить за то, чтобы оставаться в наше время нравственным человеком?

О. ПАЛАМАРЧУК:Мне сильно повезло, что меня окружают нравственные люди. Нравственный человек – это тот, кто живет для людей, а не для себя. При получении дипломов наши студенты заполняют анкету анонимно. В числе других вопросов есть и такой: "Приходилось ли вам платить за оценку"? За эти годы мы уволили, как минимум, человек 10. Как только процентов 15 - 20 напишут об одном и том же человеке, приглашаю и говорю: "Ну что, сам уйдешь или передадим материалы в органы?" Хотя следовало бы передать, а то ведь он и в другом месте будет брать взятки…

"НГК": Что же мешает Вам это сделать?

О. ПАЛАМАРЧУК: А вы попробуйте, докажите это юридически!

"НГК": Часто приходится идти на компромиссы с совестью?

О. ПАЛАМАРЧУК: Как руководителю мне приходится наступать на горло собственной песне. За мной коллектив 3500 человек. А это обязывает. Я боюсь за коллектив, не за себя. Нынешняя молодежь попала в сложную ситуацию. Из прошлого мы ушли, а в будущее еще не пришли. Молодежь не всегда понимает, какое общество мы строим. Да, это высокопарно звучит, но я вижу свой долг в том, чтобы готовить нравственных специалистов. Жить по ПРАВДЕ – значит жить по общечеловеческим высоконравственным идеалам!

Записала Светлана СВЕТЛОВА