Общество:

Детские площадки станут безопаснее?

22.10.2021

Чуть больше года назад вступил в силу технический регламент Евразийского экономического союза о безопасности детских площадок

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1408

Они и раньше-то не были обделены вниманием, им «посвящено» 14 ГОСТов. Ну а теперь ещё целый техрегламент.

Казалось бы, хорошо, правительство обратило внимание и т. п. Но вот как выглядит невинная детская площадка с точки зрения современного бюрократа. Всё нижеперечисленное в очень сокращенном виде – обязательные требования, за нарушение которых предусмотрены различные кары разной степени суровости. Ответственность возложена на управляющие компании и в отдельных случаях – на районные администрации. К ней могут привлечь всех виновных, вплоть до главы местного самоуправления.

Все площадки и оборудование на них отныне получают официально установленные сроки службы. После истечения «назначенного срока службы игрового комплекса» его придётся демонтировать. Даже если площадка находится в прекрасном состоянии, её все равно нужно будет демонтировать и уничтожить. Срок службы прописывается в паспорте, выдаваемом производителем. Проверить его, а заодно поинтересоваться, сколько ещё существовать вашей площадке, можно будет на сайте Росаккредитации.

Проверку площадок проводит специальная комиссия. Ежегодно. Она заполняет журнал осмотра, составляет акт, выдаёт заключение о дееспособности или демонтаже. Этим контроль, разумеется, не ограничивается. Его дополняет «регулярный визуальный осмотр, который выполняют назначенные ответственные лица в сопровождении квалифицированных, аттестованных специалистов». Визуальный осмотр площадки имеет периодичность «на первоначальном этапе» минимум четыре раза в месяц.

Процесс нормотворчества всё её далёк от завершения. Можно сказать, он только набирает обороты. Например, сейчас эксперты работают над

разработкой регламента о выводе старых площадок из эксплуатации. До сих пор, сокрушаются комментаторы, не установлен «единый срок эксплуатации детских площадок в России» – его определяют производители. Ничего, надо полагать, проблему устранят, – срок будет един для всей страны. Под сурдинку можно организовать региональные, а то и коротенький «реестр» федеральных монополий с эксклюзивными правами на поставку оборудования. Естественно, на него не забывать повышать цены. Алгоритм давно отработан, и до сих пор действовал безотказно.

В скором времени также будет проведена тотальная инвентаризация детских площадок от Калининграда до Владивостока с составлением «реестра действующих объектов и объектов подлежащих демонтажу». Что не демонтируют – обновят. Будет, например, увеличена «толщина покрытия площадки или слоя песка», добавлены таблички с дополнительной информацией для родителей. На них укажут возраст детей, для которых предназначены те или иные качели или карусели, их рост и вес. Пока, правда, этой информации нет, зато появились другие таблички, содержащие указания на всевозможные запреты на площадках.

Как видите, работы – непочатый край. Комиссии, проверки, сертификаты, возможность оштрафовать или сделать поблажку – всё так, как у нас любят. Причём «на ровном месте». Вдруг чего-то вспомнили. Под благовидным предлогом заботы о детях. Авторы соответствующих бюрократических опусов отмечают, что в стране множество старых детских площадок, не соответствующих никаким нормам и потому якобы ужасно опасных, срочно нуждающихся в комиссиях, актах, протоколах и всём таком прочем. Но реальность проще. На частном примере здесь наблюдается алгоритм, который действует в глобальном масштабе. Выглядит он примерно так: надавить на какой-нибудь базовый инстинкт, вызвав как минимум состояние повышенной тревожности, а лучше – страх, идеально – ужас, близкий к панике. После чего предлагать любую, самую безумную идею, как панацею, избавляющую от этой напасти. Так можно отлично нажиться, да ещё и прослыть спасителем. Или даже Спасителем.

Никто, разумеется, не спорит, что детские площадки надо строить и благоустраивать. Но это должны делать Управляющие компании, ТСЖ, родители, школы. То есть сами заинтересованные стороны. Люди. На местах. А не чинуши, старательно раздувая на ровном месте проблему государственного масштаба. Не представители федерального центра, кровно заинтересованные разве что в освоении средств, но никак не безопасности…

Автор недавно навестил своих родителей и, проходя мимо до боли знакомого двора, обратил внимание на старые качели, которые были ещё в его детстве, а возможно, и задолго до того. Ставили их, конечно, без всяких сертификатов, проверяющих, экспертов. Люди тогда всё больше работали, они просто поставили качели для детей. Из нескольких пятиэтажных домов. Больше полувека прошло, тысячи детей выросли, и …ничего. Никто не убился и даже не травмировался. И в соседнем дворе также, и ещё рядом, и в школе. И все знакомые о своем детстве рассказывают примерно то же самое. Хотя носились мы сломя голову даже не по площадке, а уже лет с восьми по всем гаражам, стройкам и котлованам. Это пацаны. Так было во все времена.

Мы старательно пытаемся оградить и детей, и себя от даже минимально возможного, в теории риска. Даже самая ничтожная вероятность порождает требование её устранения, невзирая на неудобства для сотен тысяч и миллионов людей. Так, нас заставляют снимать обувь в аэропортах только лишь потому, что якобы кто-то когда-то зачем-то пытался провезти в каблуках взрывчатку. И уже десятки лет миллиарды пассажиров по всему свету вынуждены тратить время на эту процедуру. И таких примеров множество. Но стоит остановиться, на минуту перестать бояться и спросить себя: «После всех принятых мер, после сертификации, проверяющих, ужесточения требований стала ли жизнь детей сегодня более безопасной, нежели она была у меня, скажем, 40 лет назад? Если нет, то, может быть, мы просто идём не туда? Не там ищем? Не на то надеемся?